Приложение 2. Основные комплексные показатели обеспечения работоспособного состояния подвижного состава

К числу основных* комплексных показателей относятся:

· техническая готовность подвижного состава;

· затраты на техническое обслуживание и ремонт.

* Оценивается также:

· эффективность взаимодействия служб и подразделений, участвующих в обеспечении работоспособного состояния подвижного состава, со службой эксплуатации;

· эффективность взаимодействия автомобильною транспорта с промышленностью и авторемонтным производством подвижного состава в части технического обеспечения последнего.

1. Техническая готовность определяется долей календарного времени, в течение которого автомобили находятся в работоспособном состоянии и могут выполнять транспортную работу

Техническая готовность подвижного состава конкретной модели определяется:

· в течение суток - как отношение количества работоспособных автомобилей к списочному их количеству;

· за период более суток - как отношение времени (числа автомобиледней) пребывания подвижного состава в работоспособном состоянии к календарному времени его пребывания на автотранспортном предприятии.

Для обеспечения возможности анализа работы служб и подразделений, участвующих в обеспечении работоспособного состояния подвижного состава, учитываются простои в часах (по подвижному составу в целом и по конкретным его агрегатам н системам), зависящие от:

· производственно-технической службы, ее подразделений, бригад и конкретных исполнителей (простои в ожидании технического обслуживания и ремонта, списания и при их проведении, простои на линии по техническим причинам и потери времени, связанные с возвратом с линии. Отдельно учитываются простои нового и капитально отремонтированного подвижного состава при подготовке его к эксплуатации в период обкатки);

· подразделений материально-технического снабжения (простои, связанные с: несвоевременной поставкой запасных частей, смазочных и других эксплуатационных материалов; недостаточной оснащенностью предприятия технологическим оборудованием, оснасткой, инструментом, а также необеспеченностью их запасными частями);

· подразделении службы главного механика (простои, связанные с недостаточной оснащенностью предприятия технологическим оборудованием, оснасткой, инструментом и неподготовленностью их к работе);

· подразделений обеспечения персоналом (простои, связанные с необеспеченностью персоналом по техническому обслуживанию и ремонту);

· служб эксплуатации и безопасности движения (простои в ремонте в результате дорожно-транснортных происшествии, нарушения на линии правил технической эксплуатации автомобилей, плохих дорожных условий).

2. Затраты на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава включают:

· заработную плату персонала подразделений производственно-технической службы, выполняющего техническое обслуживание и ремонт, работы по подготовке производства н другие вспомогательные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом;

· затраты на запасные части, включая шины;

· затраты на эксплуатационные материалы;

· затраты на воду, .металл и другие материалы;

· затраты на тепловую н электрическую энергию;

· затраты на инструмент;

· амортизационные отчисления на капитальный ремонт подвижного состава;

· амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава;

· амортизационные отчисления на восстановление зданий и сооружений;

· амортизационные отчислении па восстановление технологического оборудования для производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

· накладные расходы (доля заработной платы администрации и персонала подразделении, обслуживающих предприятие в целом).

Трудовые и материальные затраты исчисляются в натуральных и стоимостных единицах; определяются в абсолютных и удельных величинах (с отнесением абсолютных величин на единицу подвижного состава, единицу номинальной грузоподъемности или пассажировместимости и единицу пробега).

3. Производительность труда персонала по техническому обслуживанию и ремонту выражается объемом выполненной работы (в нормативных человеко-часах) в течение часа или смены при условии выполнения подвижным составом установленного нормативного пробега по проведенному комплексу операции, и с учетом изменения нормативной трудоемкости. Под нормативными человеко-часами понимается трудоемкость технического обслуживании и ремонта, предусмотренная нормативно-технической документацией по подвижному составу в целом, узлу или отдельной операции.

Примечание. Допускается определение производительности труда персонала по техническому обслуживанию и ремонту в виде годового пробега подвижного состава, приходящегося па одного рабочего.

Примечания к прил. 2. 1. Взаимодействие служб и подразделений в обеспечении работоспособного состояния подвижного состава со службой эксплуатации регламентируется на основе отношений (с учетом затрат на обеспечение работоспособности автомобилей):

· в течение суток —

фактического количества работоспособных автомобилей необходимой номенклатуры и времени их работы на линии к плановому количеству автомобилей и времени работы на линии;

фактического количества автомобилей необходимой номенклатуры, работающих на линии, и времени их работы к плановому количеству автомобилей и времени работы;

· на период более суток —

фактического времени (числа автомобиле-дней) пребывания подвижного состава необходимой номенклатуры в работоспособном состоянии к плановому времени его пребывания на линии;

фактического времени (числа автомобиле-дней) работы па линии подвижного состава необходимой номенклатуры к плановому времени его работы на линии.

2. Взаимодействие автомобильного транспорта с промышленностью и авторемонтным производством регламентируется на основе соотношений трудовых и материальных затрат (в стоимостном и натуральном выражении) на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава в процессе эксплуатации и затрат на его производство и авторемонтное производство (приходящихся па единицу подвижного состава, грузоподъемности, пассажировместимости н на единицу пробега) с учетом достигнутого уровня надежности подвижного состава.

Приложение 3. Составные части автомобиля, техническое состояние которых влияет непосредственно (знак «+») на безопасность движения (БД), топливную экономичность (ТЭ) и состояние окружающей среды (ОС)

Составные части автомобиля (возможные виды нарушений технического состояния) БД ТЭ ОС
Двигатель
Цилиндропоршневая группа и газораспределительный механизм (потеря компрессии во всех или нескольких цилиндрах) + + +
Головка блока (нагар в камерах хранения) +
Термостат, жалюзи, шторка радиатора системы охлаждения (нарушение теплового режима) + +
Топливный бак, карбюратор, карбюратор-смеситель, форсунка (негерметичность, нарушение регулировки) + + +
Топливный насос, газовый редуктор (негерметичность, нарушение регулировки, износ) + + +
Система выпуска газов (повышенный уровень шума) +
Сцепление
Ведущий и ведомый диски (пробуксовка) + + +
Усилитель привода выключения сцепления (негерметичность, нарушение регулировки) + + +
Коробка передач (ГМП)
Подшипники, шестерни (износ) +
Соединения, уплотнения (негерметичность) + +
Механизм переключения передач (затруднительное переключение) + + +
Карданная передача
Шарниры, фланцы, промежуточные опоры (ослабление крепления, износ подшипников) + +
Задний мост
Соединения, уплотнения (негерметичность) + +
Подшипники, шестерни (износ, нарушение регулировки) + +
Передняя ось и рулевое управление
Рулевой механизм (нарушение регулировки, ослабление крепления) +
Гидроусилитель рулевого управления (негерметичность, нарушение регулировки) + +
Колеса (нарушение регулировки) + +
Подшипники ступиц (нарушение регулировки, ослабление крепления) + +
Рулевые тяги (ослабление крепления) + +
Тормозная система
Компрессор (несоответствие давления воздуха) + + +
Узлы и трубопроводы (негерметичность, нарушение работоспособности) + + +
Тормозные барабаны и накладки колодок (несоответствие зазора) + +
Тормозная педаль (несоответствие свободного и рабочего ходов) +
Тормозные камеры и цилиндры (негерметичность, нарушение регулировки) + + +
Стояночный тормоз (нарушение регулировки) +
Рама, подвески, колеса
Рама, узлы и детали буксирного и опорно-сцепного устройств (износ) +
Детали подвески (негерметичность, ослабление крепления, разрушение деталей) + + +
Шины (износ, несоответствие давления) + +
Кабина, кузов, платформа
Стекла окон, петли и замки дверей, зеркала, ремни безопасности, подголовники (ослабление крепления и другие неисправности) +
Крылья, подножки, брызговики (трещины, ослабление крепления, коррозионное разрушение) +
Отопитель (негерметичность, нарушение регулировки) + + +
Электрооборудование
Провода (замыкание на корпус) +
Аккумуляторная батарея, генератор, стартер (нарушение регулировки, ослабление крепления) + + +
Приборы системы зажигания (нарушение регулировки) + + +
Приборы освещения и сигнализации (нарушение работоспособности) + +
Стеклоочистители и стеклоомыватели (нарушение работоспособности) + +

Наши рекомендации