Тема 9 : Транспортные услуги – основа транспортной логистики
• Транспортная логистика — это управление транспортировкой грузов, т. е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Транспортную логистику можно разделить на две большие части:
• внутреннюю, занимающуюся внутрипроизводственными перевозками;
• внешнюю, которая занимается снабжением предприятия и сбытом его продукции.
Транспорт — объект транспортной логистики, занимается перевозками людей и грузов. Его можно разделить на две большие группы:
• транспорт общего пользования — удовлетворяет потребности
всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках
грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслужи
вает сферу обращения и население. Его часто называют маги
стральным (магистраль — основная, главная линия вкакой-
нибудь системе, в данном случае в системе путей сообщения).
Понятие транспорта общего пользования охватывает:
• железнодорожный;
• водный транспорт (морской и речной);
• автомобильный;
• воздушный;
• трубопроводный транспорт;
• транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный
транспорт, а также транспортные средства всех видов, принад
лежащие нетранспортным предприятиям, является, как прави
ло, составной частью каких-либо производственных систем.
Логистический подход к организации транспортировки грузов существенно отличается от традиционного. Он позволяет реализовать "шесть правил" логистики и тем самым добиться максимальной экономической эффективности. Проиллюстрируем различия между традиционным и логистическим подходами на примере смешанной перевозки в традиционном варианте, которая при применении логистического подхода трансформируется в интермодальную.
Смешанная перевозка — перевозка грузов последовательно несколькими видами транспорта. В первом случае информационный поток движется вместе с материальным от грузоотправителя через экспедитора к транспортным средствам, а далее через экспедитора к получателю груза. В логистическом подходе к системе добавляется еще один участник — единый оператор интермодальной перевозки, который управляет информационным потоком и тем самым координирует действия остальных звеньев.
2, При организации логистической системы следует обращать внимание на обеспечение ее целостности. Это относится и к транспортным логистическим системам. Их основная задача1 — обеспечение таких видов сопряженности участников транспортного процесса, как:
• техническая сопряженность — в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами;
• технологическая сопряженность — подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение;
экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Кроме обеспечения сопряжения к задачам транспортной логистики относят:
• создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей. Транспортный коридор — это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки .между отдельными географическими районами; транспортная цепь — этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта;
• совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
• обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
• совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
• выбор вида транспортного средства;
• выбор типа транспортного средства;
• определение рациональных маршрутов доставки.
3. Основная цель транспортной логистики, как и логистики в целом, — минимизация издержек. От достигается путем соблюдения следующих основополагающих приниипов транспортной логистики1:
• максимально полное использование грузоподъемности подвижного состава и организация поставок без складов;
• кратность транспортной партии груза единицам заказа, отправки и складирования;
• стандартизация тары;
• экономия от масштаба и дальности перевозки грузов, так как в этих случаях расходы на 1 т груза и 1 км пути минимальны;
• концентрация грузопотоков на отдельных каналах распределения товаров и отказ от неэкономичных каналов;
• доставка грузов "точно в срок" на основе разработки и реализации единого технологического транспортно-производствен-ного процесса и интеграции транспорта, производства и потребления.
Реализация этих принципов на практике позволяет добиться максимальной экономической эффективности.