Тема 9 : Транспортные услуги – основа транспортной логистики

• Транспортная логистика — это управление транспортировкой грузов, т. е. изменением местоположения материальных ценно­стей с использованием транспортных средств. Транспортную логистику можно разделить на две большие части:

• внутреннюю, занимающуюся внутрипроизводственными перевоз­ками;

• внешнюю, которая занимается снабжением предприятия и сбы­том его продукции.

Транспорт — объект транспортной логистики, занимается перевоз­ками людей и грузов. Его можно разделить на две большие группы:

• транспорт общего пользования — удовлетворяет потребности
всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках
грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслужи­
вает сферу обращения и население. Его часто называют маги­
стральным (магистраль — основная, главная линия вкакой-
нибудь системе, в данном случае в системе путей сообщения).

Понятие транспорта общего пользования охватывает:

• железнодорожный;

• водный транспорт (морской и речной);

• автомобильный;

• воздушный;

• трубопроводный транспорт;

• транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный
транспорт, а также транспортные средства всех видов, принад­
лежащие нетранспортным предприятиям, является, как прави­
ло, составной частью каких-либо производственных систем.

Логистический подход к организации транспортировки грузов существенно отличается от традиционного. Он позволяет реа­лизовать "шесть правил" логистики и тем самым добиться мак­симальной экономической эффективности. Проиллюстрируем различия между традиционным и логистическим подходами на примере смешанной перевозки в традиционном варианте, ко­торая при применении логистического подхода трансформиру­ется в интермодальную.

Смешанная перевозка — перевозка грузов последовательно не­сколькими видами транспорта. В первом случае информаци­онный поток движется вместе с материальным от грузоотпра­вителя через экспедитора к транспортным средствам, а далее через экспедитора к получателю груза. В логистическом подхо­де к системе добавляется еще один участник — единый оператор интермодальной перевозки, который управляет информацион­ным потоком и тем самым координирует действия остальных звеньев.

2, При организации логистической системы следует обращать внимание на обеспечение ее целостности. Это относится и к транспортным логистическим системам. Их основная задача1 — обеспечение таких видов сопряженности участников транспорт­ного процесса, как:

• техническая сопряженность — в транспортном комплексе озна­чает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта со­гласованность позволяет применять модальные перевозки, ра­ботать с контейнерами и грузовыми пакетами;

• технологическая сопряженность — подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бес­перегрузочное сообщение;

экономическая сопряженность — это общая методология иссле­дования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Кроме обеспечения сопряжения к задачам транспортной логисти­ки относят:

• создание транспортных систем, в том числе создание транс­портных коридоров и транспортных цепей. Транспортный ко­ридор — это часть национальной или международной транс­портной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки .между отдельными географическими районами; транспортная цепь — этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с ис­пользованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта;

• совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

• обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

• совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

• выбор вида транспортного средства;

• выбор типа транспортного средства;

• определение рациональных маршрутов доставки.

3. Основная цель транспортной логистики, как и логистики в це­лом, — минимизация издержек. От достигается путем соблю­дения следующих основополагающих приниипов транспортной ло­гистики1:

• максимально полное использование грузоподъемности под­вижного состава и организация поставок без складов;

• кратность транспортной партии груза единицам заказа, от­правки и складирования;

• стандартизация тары;

• экономия от масштаба и дальности перевозки грузов, так как в этих случаях расходы на 1 т груза и 1 км пути минимальны;

• концентрация грузопотоков на отдельных каналах распределе­ния товаров и отказ от неэкономичных каналов;

• доставка грузов "точно в срок" на основе разработки и реали­зации единого технологического транспортно-производствен-ного процесса и интеграции транспорта, производства и по­требления.

Реализация этих принципов на практике позволяет добиться максимальной экономической эффективности.

Наши рекомендации