Корректировка мировой цены
В основе метода лежит анализ текущей мировой цены и приведение ее к условиям предстоящей экспортной сделки. В соответствии экспортное и импортное ценообразование включает ряд этапов:
Таблица 8.3
Этапы определения контрактных цен по экспорту и импорту
Определение контрактной цены по экспорту | Определение контрактной цены по импорту | ||
I | Выявление текущей мировой цены. | I | Выявление текущей мировой цены или ценовых предложений. |
II | Приведение ее к условиям предстоящей экспортной сделки. | II | Приведение их к единому базису и выбор оптимального уровня цены. |
III | Корректировка цены с учетом собственных затрат, государственного таможенного и прочего регулирования, конъюнктуры рынка. | III | Переговоры с продавцом с учетом конъюнктуры рынка и фиксация цены в контракте. |
IV | Переговоры с покупателем и фиксация цен в контракте. | IV | Расчет минимального уровня цены реализации продукции на внутреннем рынке с учетом ее корректировки в соответствии с государственным таможенным и прочими формами регулирования. |
После выявления уровня текущей мировой цены, то есть цены, по которой аналогичная или близкая продукция реализуется другими экспортерами, приступают к расчету базисной экспортной цены, используя процедуру приведения мировой цены к условиям предстоящей экспортной сделки. Определяют, какой была бы мировая цена, если бы товар конкурентов поставлялся на условиях, аналогичных условиям предстоящей сделки. При импортных закупках предпочтение отдается той, чья продукция предлагается дешевле, но поскольку разные фирмы поставляют свою продукцию на разных условиях, то чтобы выяснить, какая из фирм предлагает реально более низкую цену, также приводят цены фирм к одинаковым условиям поставки.
Чтобы рассчитать искомую цену используется серия поправок, позволяющая сводить цены с различными условиями поставки продукции к единому базису.
где: Р1 — искомая цена;
Р0—текущая мировая цена;
Ку — коэффициенты поправок на коммерческие условия поставки;
Кк — коэффициент поправки на комплектацию;
Кт.п. — коэффициент поправок на технико-экономические параметры.
Поправки на коммерческие условия поставки
После приведения текущей мировой цены в единую свободно конвертируемую валюту или в ту валюту, в которой будет заключена сделка, учитываются поправки на коммерческие условия контракта: базисные условия поставки, объем поставки, условия платежа, дата поставки, комиссионное вознаграждение посреднику, серийность, скольжение и т.д. Общая поправка на коммерческие условия поставки рассчитывается по формуле:
Ку = К1К2 К3 К4 К5 К6... Кn.
· Поправка на базисные условия поставки (К1).
Эта поправка учитывает, прежде всего, различие транспортных и сопутствующих расходов и важна для товаров, в стоимости которых доля транспортных расходов оказывается весьма существенной[39]. При определении и анализе экспортной цены — цены приводятся либо к условиям предстоящей сделки, либо, к условиям группы F, что позволяет снизить влияние транспортных расходов на цену. И наоборот, при работе с ценами по импорту они приводятся обычно к условиям группы С, что позволяет более полно учитывать расходы импортера.
Корректировка на базисные условия поставки может осуществляться в абсолютном стоимостном выражении. Если известна общая стоимость расходов на транспортировку и страховку, то она, либо вычитается, либо добавляется к цене конкурентного материала в зависимости от вектора корректировки. Однако чаще корректировка осуществляется с использованием поправочного коэффициента, который рассчитывается исходя из среднего значения доли затрат на транспортировку и страховку в цене продукции. Например, известно, что при поставке продукции из страны А в страну В расходы на транспортировку и страховку составляют в среднем 5%. Тогда при приведении цены СIF к уcловиям FОВ поправочный коэффициент будет меньше 1 и составит 0,95, а при переходе от цены FОВ к условиям СIF, поправочный коэффициент составит 1,05.
· Поправка на количество или объем поставки (К2).
Эта поправка связана с эффектом снижения удельных издержек при большом объеме закупаемой партии. Размер скидки по промышленным товарам колеблется от 5 до 15% и выше. Следовательно, поправка на объем поставки может составлять от 0,85 до 0,95 в случае уменьшения цены и от 1,05 до 1,15 в случае ее увеличения. Информация о возможном размере скидки на количество или объем поставки может быть получена из публикуемых или рассылаемых предложений инофирм и из заключенных ранее контрактов.
· Поправка на условия платежа (К3).
При поставке продукции ее оплата может быть осуществлена в форме наличных платежей, авансом или с предоставлением кредита[40]. Если в контракте предусмотрено предоставление покупателю коммерческого кредита, т.е. товар приобретается с отсрочкой платежа, то цена продукции в этом случае оказывается выше, чем при платежах наличными. Более высокий уровень цены объясняется тем, что в нее включается процент за предоставленный продавцом кредит, дополнительные расходы, связанные с предоставлением кредита, например, стоимость страхования кредита. Поскольку условия коммерческого кредита могут варьироваться весьма существенно, то приведение цен осуществляется к условиям платежа наличными.
Если срок предоставляемого продавцом кредита больше года, то поправочный коэффициент приведения цены к условиям платежа наличными рассчитывается по формуле:
где: АН — доля отдельных некредитуемых платежей за товар;
l — число некредитуемых платежей;
b — ставка банковского процента;
п — разница между датой некредитуемого платежа и датой приведения, т.е. датой, на которую рассчитывается цена, лет;
KР — доля кредитуемой части в стоимости контракта;
т — разница между датой начала погашения кредита и датой приведения, т.е. датой, на которую рассчитывается цена, лет;
р — ставка процента по коммерческому кредиту;
С — коэффициент кредитного влияния, который всегда меньше 1 и рассчитывается следующим образом:
;
где t — время на погашение кредита, лет.
· Поправка на характер ценового материала, или на уторговывание (К4).
Эта поправка используется при расчете экспортной цены в том случае, если в качестве конкурентного материала (текущей мировой цены) выступают цены продавцов (цены прейскурантов, каталогов, проспектов, предложений). Размер скидки зависит от существующей на рынке практики установления цен, конъюнктуры рынка, выбранной участниками переговоров тактики их ведения. Как показывает внешнеторговая практика промышленных фирм, скидки на уторговывание могут составлять от 3 до 50% от первоначальной цены. Соответственно поправочный коэффициент будет варьироваться в диапазоне 0,97—0,5. Однако если фактический размер скидки неизвестен, то в расчет принимается среднее для серийной промышленной продукции значение скидки 10%. Тогда поправочный коэффициент составит 0,9. Если за базу расчета взяты цены фактических продаж (биржевые, аукционные, тендерные или контрактные), то данная поправка не применяется.
· Поправка на дату, к которой относится цена конкурентного материала, или на инфляцию (К5).
Конкурентные материалы могут относиться к разным периодам времени, обычно они отстают от даты приведения, т.е. даты, на которую рассчитывается цена. Поправка на инфляцию определяется по формуле:
;
где: IP1— индекс цен на дату приведения или на дату поставки по контракту;
IP0 — индекс цен на дату действия конкурентного материала.
В расчете обычно используются официально публикуемые индексы оптовых цен в стране производителя продукции. При этом, если дата поставки товара по контракту отнесена на будущее, то соответствующий индекс цен получают путем экстраполирования.
Кроме рассмотренных широко применяемых поправок существуют и более специфические, используемые в отношении достаточно узких групп товаров.
· Поправка на комиссионное вознаграждение посреднику (К6).
Эта поправка используется только в том случае, если известно, что в цену конкурентного материала включено комиссионное вознаграждение посреднику, например, если конкурентный материал относится к фирме, экспортирующей товары в страну, где законодательно предусмотрено привлечение при экспорте местных посреднических фирм и поэтому в ценах заранее предусмотрено их комиссионное вознаграждение. В зависимости от объема поставок комиссионное вознаграждение может составлять от 1 до 10% и соответственно поправочный коэффициент может быть 0,9—0,99.
· Поправка на серийность (К7).
Такая поправка используется при производстве нестандартной уникальной продукции, например, продукции машиностроения, требующей значительных подготовительных затрат по проектированию, подготовке и освоению производства. С увеличением объема серии (количества заказанной одинаковой продукции) эти затраты будут распределяться на большее число изделий и, соответственно, в расчете на единицу продукции уменьшаться.
Разница цен при единичном производстве и при серийном выпуске определит размер возможной скидки на серийность и размер поправки на серийность. При вычислении поправки могут быть использованы следующие формулы:
Ц1=П+И+Н;
;
где: Ц1 — цена единичной машины;
Цс — цена при серийном производстве;
П— расходы на подготовку производства (проектирование, изготовление оснастки и проч.);
И— переменные издержки производства по изготовлению машины;
Н— неизменная часть цены, включающая прибыль, амортизационные отчисления, накладные расходы;
n — число машин в серии;
М— доля затрат на материалы в переменных издержках производства;
Р — доля затрат на оплату труда работников в переменных издержках производства;
К1 — коэффициент снижения затрат на материалы за счет серийности заказа;
К2 — коэффициент снижения трудозатрат за счет серийности заказа.
· Поправка на скольжение (К8 ).
Эта поправка применяется в том случае, если для конкурентного материала предусмотрено, что фактические поставки продукции осуществляются значительно позже даты подписания контракта и изменения затрат за этот период должны быть отражены в цене. При расчете такой поправки используется формула скольжения цены, которая приводилась при описании разновидностей контрактных цен.
· Поправка на изменение курсов валют (К9).
Эта поправка может потребоваться, если используются конкурентные материалы фирм из разных стран, и за анализируемый период произошли существенные изменения валютных паритетов соответствующих стран.
· Поправка на особые требования заказчика,
Например, на использование оборудования в тропическом климате или в северных районах.
После расчета общей величины поправки на коммерческие условия поставки (КУ) рассчитывают следующую группу поправок.
Поправка на комплектацию (Кк).
Эта поправка означает приведение цены сравниваемого (экспортируемого) изделия в соответствие с разницей в комплектации по сравнению с базисным изделием, чья цена принята за базу расчета. Для этого необходимо определить различия в комплектации базисного и экспортируемого изделия, провести стоимостную оценку этой разницы, либо по ценам данных деталей на мировом рынке, либо исходя из долевой стоимости деталей в комплекте в целом и с учетом полученных результатов рассчитать поправочный коэффициент.
Поправка на технико-экономические параметры (КТ.П.).
После внесения коммерческих поправок и поправок на комплектацию сравниваются качественные характеристики сопоставляемой продукции с помощью методов параметрического сопоставления. Если сопоставление идет по одному наиболее важному параметру, то поправочный коэффициент определяется исходя из соотношения значений этих параметров, скорректированных обычно на коэффициент торможения, который определяется в результате сопоставления обширной информации по ценам и техническим параметрам конкретных изделий. Коэффициент торможения показывает меру отставания изменений цен от изменений параметров. Обычно он меньше 1 исоставляет в среднем по серийным промышленным изделиям 0,5—0,8. Тогда поправка в случаях пропорциональной и непропорциональной зависимости может быть рассчитана по формулам:
; ;
где N1 — значение главного параметра товара, для которого рассчитывается цена;
N0— значение главного параметра базисного товара
Кторм — коэффициент торможения.
Метод сопоставления по одному параметру прост, но имеет существенные недостатки, так как часто товары различаются не одним, а несколькими параметрами. Кроме того, принимаемый в расчет коэффициент торможения сохраняется неизменным лишь для определенного интервала изменений параметра (как правило, соотношение параметров не должно превышать 1,5—2,5 раза). Если сопоставление проводится по нескольким параметрам, то сначала отбирают важнейшие параметры, а затем анализируют влияние их на цену. Такой анализ предполагает либо последовательный учет в цене каждого параметра[41], либо учет всех параметров одновременно посредством составления регрессионных моделей.
После расчета всех поправок формируют цену предстоящего экспортного или импортного контракта. Если в расчете участвовало несколько конкурентных материалов (например, цены различных фирм-поставщиков), то обычно для экспортных сделок оптимальным уровнем цены принято считать среднюю цену из приведенных цен нескольких конкурентных материалов. Однако если конкуренция на рынке высока, то целесообразно выбрать наименьшую из приведенных цен. Выбранная цена служит базой (отправной точкой) для ведения переговоров при заключении экспортного контракта.
Реальная цена, по которой будет заключен экспортный контракт, может отклоняться от базисного уровня в зависимости от ситуации на мировом рынке, положения экспортера, тактики ведения переговоров. Минимальная цена для экспортера определяется его затратами на производство и реализацию товара. Кроме затрат учитывается минимально приемлемая для экспортера прибыль (в отдельных случаях экспортер, например с целью завоевания рынка, может временно согласиться на нулевую прибыль). Полученная сумма корректируется с учетом политики государства-экспортера (субсидии, налоговые льготы, таможенные пошлины).
При расчете импортной цены процедура приведения различных конкурентных предложений к единым базисным условиям позволяет определить, какое из предложений поставщиков наиболее привлекательно, либо насколько обоснованны запрашиваемые поставщиками цены по сравнению с текущей мировой ценой. Зная это, импортер в процессе переговоров стремится скорректировать предлагаемую цену в свою пользу, учитывая внешнеторговую и таможенную политику государства, возможные цены реализации импортируемой продукции на национальном рынке и соответственно ожидаемую прибыль. Верхней границей цены по импортному контракту для импортера служит цена возможной реализации на внутреннем рынке за вычетом из нее косвенных налогов, характерных для внутреннего рынка, приемлемого для импортера размера прибыли, накладных расходов по реализации продукции внутри страны и таможенных платежей.