Эластичность предложения и определяющие ее факторы
Степень реакции предложения на изменение какого-либо фак- тора называется эластичностью предложения. Степень эластичности предложения так же, как эластичность спроса, измеряется коэффици- ентом, который рассчитывается делением процентного изменения объ- ема (уровня) предложения на процентное изменение какого-либо фак- тора. Формула коэффициента эластичности предложения (на примере ценовой эластичности)
E = ∆Q% = Q1 −Q ⋅100%
P1 − P ⋅100% = ∆Q ⋅ P .
S ∆P% Q
P ∆P Q
Предложение, прежде всего, реагирует на изменение цены про- изводимого товара. Коэффициент прямой ценовой эластичности пред- ложения с положительным знаком, так как оно находится в прямой зависимости от цены.
Степень прямой ценовой эластичности предложения различных товаров определяется следующими факторами:
мобильностью ресурсов, их подвижностью, или легкостью, с ко- торой ресурсы могут быть переключены из одних производств в другие. Например, из всех видов транспорта наиболее мобильным является ав- томобильный. Для использования железнодорожного транспорта на но-
вых месторождениях необходимо построить железную дорогу, что сде-
лать гораздо труднее, чем построить автомобильную дорогу;
возможностью длительного хранения товаров: если товар можно длительное время хранить, то его предложение будет эластич- ным, так как при понижении цены товара его предложение можно бу- дет легко сократить, увеличив товарные запасы, при повышении цены – увеличить за счет сокращения товарных запасов;
продолжительностью времени, которое имеется в распоряже- нии производителей для того, чтобы отреагировать на изменение це- ны. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель,
чтобы приспособиться к изменению цены, тем эластичнее предложе-
ние: время требуется для перераспределения ресурсов в пользу произ-
водства того товара, цена которого повысилась.
При анализе влияния фактора времени на эластичность предло-
жения экономисты проводят различия между кратчайшим, кратко-
срочным и долговременным периодами в производстве.
В кратчайшем периоде производители не успевают отреагиро- вать на изменение цены. Пример: фермер вырастил и доставил на ры- нок весь урожай томатов данного сезона. Он должен будет продать все, что доставил, независимо от цены, так как томаты являются ско- ропортящимся продуктом. Если цена высокая, он не может предло- жить больше. Чтобы предложить больше, надо время для созревания очередной партии томатов. Даже если цена будет ниже средних затрат на производство томатов, фермер должен будет продать их, чтобы из- бежать больших потерь. Затраты на их производство в обоих случаях не будут иметь значения. Таким образом, в рамках очень короткого временного промежутка предложение в большинстве случаев является фиксированным, то есть совершенно неэластичным.
В краткосрочном периоде объемы выпуска и предложения то- варов могут быть изменены за счет более интенсивного использования производственных мощностей. В нашем примере фермер в течение краткосрочного периода не может изменить количество земли и тех- ники, но за такой промежуток времени он может применить более ин- тенсивные методы выращивания томатов, прилагая больше труда, ис- пользуя больше удобрений для повышения урожайности. Однако из-за невозможности изменить производственные мощности предложение товаров в краткосрочном периоде преимущественно неэластично.
В долгосрочном периоде производители могут успеть принять все необходимые меры по приспособлению своих ресурсов к изме- нившимся условиям: одни фирмы могут увеличить или сократить свои
производственные мощности, новые фирмы могут войти в состав от- расли, а старые покинуть ее. В нашем примере, если цена на томаты длительное время будет удерживаться на высоком уровне, фермер имеет возможность приобрести дополнительный участок земли и за- купить больше машин. Кроме того, большее количество фермеров за- хотят производить томаты, если цены на них будут удерживаться на высоком уровне и наоборот. Поэтому в долгосрочном периоде пред- ложение товаров эластично.
Степень ценовой эластичности предложения необходимо учи- тывать правительству при проведении политики регулирования цен на некоторые товары, а также налоговой и дотационной политики.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой производственная функция?
2. Что представляют собой изокванты, и какие свойства они имеют?
3. Что такое изокоста?
4. При каком условии производители находятся в равновесии?
5. Что понимается под предложением? Чем объясняется дейст-
вие закона предложения?
6. Какие неценовые факторы могут вызывать изменения в пред-
ложении?
7. Что такое эластичность предложения?
8. Какие факторы определяют степень ценовой эластичности предложения?