Функциональная деятельность организации – человеческие ресурсы
1. Управленческая функция – планирование:
· определение места и роли человеческих ресурсов организации в достижении стратегических целей организации;
· определение миссии и целей развитиячеловеческих ресурсов организации, разработка стратегии их достижения;
· формирование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных:
– потребностей человеческих ресурсов организации;
– источников удовлетворения потребностей человеческих ресурсов организации;
– показателейразвития человеческих ресурсов – ориентации и социальной адаптации, тренингов, оценки эффективности, повышения квалификации и профессионального развития работников и карьерного роста руководителей;
– показателей повышения качества трудовой жизни работников – степени удовлетворения трудом и адекватным вознаграждением, организацией рабочего места и безопасностью труда, возможностями улучшения благосостояния и медицинского обслуживания, взаимоотношениями с коллегами и руководством;
– показателей снижения текучести кадров, прогулов, опозданий, профзаболеваний;
– показателей повышения средней заработной платы и производительности труда, уровня механизации и автоматизации труда, количества изобретений и рационализаторских предложений;
– корпоративных мероприятий;
– бюджетаразвитиячеловеческих ресурсов организации.
2. Управленческая функция – организация:
· определение перечня задач, возникающих в связи с реализацией стратегии развития человеческих ресурсов организации;
· разработка или изменение структуры управления человеческими ресурсами организации на основе профессионального и вертикального разделения труда работников;
· определение должностных позиций и профессионально-квалификационных моделей для сотрудников структурных подразделений управления человеческими ресурсами организации;
· разработка положений о структурных подразделениях управления человеческими ресурсами организации и должностных инструкций по должностным позициям;
· разработка положений об организации труда работников структурных подразделений управления человеческими ресурсами организации;
· наем, отбор, расстановка по должностным позициям, адаптация и обучение сотрудников;
· разработка или изменение положения бюджетного метода руководства структурными подразделениями управления человеческими ресурсами организации;
· выделение центров учета затрат и центров финансовой ответственности в подразделениях управления человеческими ресурсами организации;
· установление и утверждение нормативов целевых затрат для руководителей центров финансовой ответственности в подразделениях управления человеческими ресурсами организации.
3. Управленческая функция – мотивация:
· разработка политики по управлению человеческими ресурсами в организации, создание эффективной системы мотивации по достижению стратегических целей и творческой активности сотрудников;
· разработка принципов управления человеческими ресурсами в организации (далее этот раздел управленческой функции менеджмента будет рассмотрен более подробно в главе «Управление человеческими ресурсами в стратегическом менеджменте»).
4. Управленческая функция – контроль:
· разработка сквозных, стратегически ориентированных и взаимосвязанных показателей оценки структурных подразделений управления человеческими ресурсами в организации;
· определение системы стратегических показателей предварительного, текущего и заключительного контроля стратегии развития человеческих ресурсов организации;
· осуществление текущего и заключительного контроля стратегии развития человеческих ресурсов организации;
· обеспечение учета фактических целевых бюджетных показателей структурных подразделений управления человеческими ресурсами организации;
· разработка и утверждение корректирующих мероприятий по устранению бюджетных отклонений;
· аттестация сотрудников организации.
5. Связующая управленческая функция – коммуникация:
· создание или изменение межличностных и организационных коммуникаций в структурных подразделениях управления человеческими ресурсами организации;
· формирование или изменение системы информационных потоков, документооборота, бухгалтерского и финансового учета и отчетности в структурных подразделениях управления человеческими ресурсами организации.
В подразделе «Коммуникация» раскрываются процессы, методы и средства доведения обязательной информации, необходимой руководителю отдела для выполнения функций планирования, организации, мотивации, контроля и принятия управленческих решений. Особое внимание уделяется современным средствам коммуникационной связи: ПК, электронной почте, сотовой связи, видеосистемам, а также эффективным формам ведения бесед, проведению совещаний и телефонным разговорам, документообороту и организации делопроизводства, коммуникации между подразделением и уровнями управления в организации. Подраздел заканчивается разработкой информограммы и документограммы, которые представляются в табличных формах в соответствии с учебным пособием[59]. В информограмме отражаются перечень и содержание передаваемой и получаемой руководителем подразделения информации по функциям управления, периодичность ее поступления и способы передачи с указанием источника, откуда получена информация, и адресата, кому направлена информация. В документограмме отражаются виды документов, которые поступают в подразделение человеческих ресурсов от других подразделений и высшего звена управления, а также дается перечень видов документов, разрабатываемых работниками подразделения человеческих ресурсов для использования другими подразделениями организации и высшим звеном управления.
2.3. Управление человеческими ресурсами
в стратегическом менеджменте
2.3.1. Понятие и содержание управления
человеческими ресурсами
Учитывая важную роль человеческих ресурсов при производстве благ, управление человеческими ресурсами (УЧР) выделяется в особый вид деятельности, отличающийся от методов использования любых других производственных ресурсов организации. Это важно еще и потому, что в отличие от других производственных ресурсов, которые имеют определенные производственно-технологические характеристики, люди:
а) наделены интеллектом и их реакция на внешнее воздействие (управление) является осмысленной, а не механической. В результате процессы взаимодействия между субъектом управления и человеком как ресурсом являются двусторонними;
б) каждый человек среди множества других людей, работающих в организации или желающих в ней работать, индивидуален. Индивидуальных особенностей у человека множество. Люди имеют разный пол, характер и темперамент, вкусы и предпочтения, интеллектуальные и физические способности, склонности к разным видам работ, потребности и связанные с ними интересы. Они могут по-разному трактовать одни и те же явления, быть атеистами или придерживаться разных вероисповеданий, иметь другие различия, которые проявляются в отношении к делу, другим людям, к самому себе, вещам. При этом свойства человека не остаются постоянными. Они меняются с возрастом, воспитанием, образованием, приобретением новых знаний, умений и навыков, профессионального и жизненного опыта, с изменением доходов, состояния здоровья, семейного и социального положения, окружающей среды, в зависимости от того, где человек находится – наедине с собой, в кругу семьи, среди друзей или в трудовом коллективе, в окружении незнакомых людей, в присутствии своего начальника или только подчиненных себе работников, и т. д.;
в) вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности организации и общества.
Таким образом, человеческие ресурсы – это особый вид ресурсов, свойства и способности которых у каждого человека индивидуальны и скрыты от посторонних глаз. Надо умело их выявлять, чтобы максимально использовать способности человека для достижения его личных и общих целей организации.
Непохожесть людей делает работу менеджера по управлению людьми очень сложной. Если менеджер не изучил интересы, свойства и поведение подчиненных ему работников, не знает, как работать с отдельными людьми и с их группами, то результаты принимаемых им решений могут быть непредсказуемыми.
Множественность свойств человеческой личности и связанных с ними форм поведения людей порождает мнение, что универсальных суждений о поведении личности создать невозможно в принципе. В связи с этим управление человеческими ресурсами, основанное на учете особенностей каждого человека и отдельной производственной группы, в большей степени является не наукой, а искусством (стратегией) и является составной частью стратегического менеджмента, которым любому руководителю необходимо овладевать на протяжении всей жизни. Признавая справедливость этих мнений, необходимо отметить: практика работы эффективных менеджеров свидетельствует, что они достигают устойчивых успехов благодаря тому, что опираются на природу человеческого поведения, которая свойственна большинству людей. В зависимости от этих взглядов они строят собственную стратегию УЧР, добиваясь общего консенсуса. На представлениях о природе поведения человека основывается УЧР большинства успешных организаций. Если менеджеры не будут разделять этих представлений, это неизбежно приведет к нарушению единства между менеджерами и сотрудниками и к угрозе существования самой организации.
При подготовке менеджеров в системе российского высшего образования понятие УЧР вводится впервые. Так, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) второго поколения (2000 г.) предусматривал целесообразным при подготовке менеджеров выделить «Управление персоналом» (УП) в отдельную специальность. С переходом на двухуровневую подготовку в федеральном государственном образовательном стандарте ВПО (ФГОС ВПО) третьего поколения (2010 г.) осталось только одно направление – «Менеджмент». В составе этого направления вузам разрешается готовить менеджеров по профилю «Управление человеческими ресурсами». Таким образом, термин УП заменен термином УЧР. Чтобы понять, почему произошла такая замена, необходимо выяснить, на каком этапе развития науки менеджмента возникло понятие «человеческие ресурсы» и с чем оно было связано.
Исходя из характеристики организации как открытой системы, слово персонал (от лат. personalis – личный) отражает только личный состав организации. Следовательно, УП подразумевает управление только теми людьми, которые работают в данной организации, числятся в ней или формально входят в ее состав. Персонал организации всегда нестабилен. С ростом и развитием организации возникает необходимость его пополнения, привлечения работников новых профессий. Люди увольняются по разным причинам, теряют свою трудоспособность, выходят на пенсию, умирают.
Понятие«ресурс»в экономике(независимо от того, к какому конкретному виду оно относится)всегда ориентирует на характеристику источника его получения.Следовательно, понятиеУЧР гораздо шире, чем УП. Кроме УП оно включает изучение источников и определение возможностей привлечения из внешней среды нужных для организации человеческих ресурсов, их наем и отбор (состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребностей организации в человеческих ресурсах, установления справедливой (рыночной) оплаты труда, компенсаций и льгот, чтобы сохранить свои профессиональные кадры и перекупить нужных сотрудников у конкурентов, улучшение имиджа организации как работодателя на рынке труда), а также участие в подготовке будущих сотрудников в профессиональных учебных заведениях и в трудоустройстве работников, если организация будет вынуждена увольнять их с работы. Для изучения рынка труда и привлечения профессиональных кадров многие крупные организации вынуждены создавать специализированные отделы и привлекать рекрутинговые компании.
Рыночная компонента становится особенно важной для организаций, работающих в глобальном масштабе. Для их развития требуется изучать и выявлять лучшие условия ведения бизнеса в различных странах и регионах и в зависимости от демографических условий определять наиболее выгодные места размещения сети филиалов, производств и подразделений. Этому способствует интенсивное развитие компьютерно-интегрированных технологий и телекоммуникаций. Сегодня инженеры могут работать над одним проектом, связываясь с коллегами в режиме он-лайн независимо от того, где они находятся – в соседнем кабинете или на другом конце мира. Возможность мгновенного и одновременного использования данных устранила географические границы размещения структурных подразделений организаций, максимально приблизив их к более дешевым источникам получения человеческих ресурсов.
Многие другие факторы внешней среды (такие как различие государственных законов о труде, визовом режиме, иммиграции, состояние экономики страны (уровень и темпы роста экономики и инфляции, курсы валют, уровень доходов населения, безработица), поставщики ресурсов, покупатели, конкуренты, уровень развития технологии, политическая обстановка в стране и в мире, экономическая свобода, социальная обеспеченность населения, профсоюзы также могут оказывать влияние на процессы формирования человеческих ресурсов организаций. Если организации умело анализируют источники получения человеческих ресурсов и проводят связанную с их результатами активную политику УЧР, то они могут значительно сокращать издержки производства и расходы, связанные с человеческими ресурсами.
Таким образом, для ситуационного анализа деятельности организаций как открытых систем термин УП стал тесен. Он уже не охватывал все процессы по управлению людьми, которыми занимаются организации. Термин УЧР полнее отражает условия функционирования организации как открытой системы, внутренняя среда которой в виде таких переменных элементов, как цели, задачи, технология, структура и люди, должна непрерывно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Процессный подход к управлению организацией, основанный на выполнении менеджерами функций планирования, организации, мотивации и контроля, позволяет успешно решать возникающие проблемы.
Первые недвусмысленные заявления о концепции УЧР были сделаны представителями Мичиганской (С. Фомбран и др. – 1984 г.) и Гарвардской (М. Биер и др. – 1984 г.) школ. В настоящее время на Западе произошла повсеместная замена термина УП на УЧР. Люди в организациях рассматриваются с двух точек зрения: человек как ресурс и человек как капитал. Термин «человеческий капитал» (ЧК) впервые был предложен профессором Чикагского университета Т. Шульцем в 1961 г. В 1981 г. он дополнил свою теорию следующим образом: «Рассматривайте все человеческие способности либо как врожденные, либо как приобретенные. Свойства... которые являются ценными и могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут ЧК»[60]. За значительный вклад в развитие идей человеческого капитала Т. Шульц вместе со своим коллегой по Чикагскому университету профессором Г. Беккером в 1992 г. получили Нобелевскую премию[61]. Н. Бонтис и др. (1998 г.) определяют ЧК следующим образом: «Человеческий капитал представляет собой человеческий фактор в организации; это объединенные вместе интеллект, навыки и специальные знания, которые придают организации отличительный характер. Люди – это те элементы организации, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества, и если их должным образом мотивировать, они могут обеспечивать организации долгую жизнь»[62]. В связи с рассмотрением человека в качестве ресурса и в качестве капитала возникают два вида управления людьми – УЧР и УЧК. По мнению А. Мэйо (2001 г.), главное различие между УЧК и УЧР заключается в том, что первое считает сотрудников активом организации, второе – источником издержек[63]. К сожалению, российские организации рассматривают сотрудников не как капитал, а как один из факторов издержек. Руководители организаций находятся под влиянием дискредитировавшей себя теории научного (классического) менеджмента, в соответствии с которым менеджеры и работники обязаны точно следовать должностным инструкциям, устанавливающим узкий круг их обязанностей, находятся под постоянным контролем, соблюдают иерархию, правила и нормы. Менеджеры и сотрудники не чувствуют себя единой командой, не имеют каких-либо гарантий и защиты и не стремятся брать на себя инициативу. Совершенно другой философии УЧР придерживаются японские компании. Они прекрасно осознают, что достижение конкурентоспособности немыслимо без гарантий занятости, развития чувства гордости сотрудников за выполняемую работу, наделения их правом самостоятельной организации работы с целью повышения производительности, качества и внедрения инноваций. Известный специалист в области менеджмента Питер Дойль, сравнивая отношения к сотрудникам, принятые в японских и западных компаниях, в 1998 г. приводил следующие между ними различия (табл. 2.31)[64].
Таблица 2.31
Отношения к сотрудникам, принятые
в японских и западных компаниях
Японские компании | Западные компании | |
Сотрудники | Активы | Затраты |
Цели | Верность стратегии компании | Финансовое благополучие |
Философия | Инициатива | Менеджмент |
Управление | Поиск решения сложных задач | Действие согласно правилам |
Контроль | Самостоятельность | Со стороны непосредственных руководителей |
Структура | Плоская | Иерархическая |
Должностные обязанности и права | Широкие | Специализированные |
Принятие решений | Коллективное | Индивидуальное |
Ответственность | Общая | Индивидуальная |
Занятость | Постоянная | Временная |
В настоящее время многие западные фирмы перенимают японский опыт. Как отмечает П. Дойль, с 1990-х гг. наблюдается тенденция к появлению организаций с небольшим числом уровней управления, в которых решения принимаются «снизу вверх», наблюдение и контроль за сотрудниками отсутствуют и рабочие считают себя членами единой сплоченной команды. Доказывается, что этот стиль управления способствует снижению накладных расходов, увеличивает скорость реакции компаний на изменение рыночной среды и высвобождает скрытые потенциальные возможности создающих ценности людей.
УЧР становится одним из ведущих и динамично развивающихся направлений стратегического менеджмента. Японские социологи считают, что к середине XXI в. менеджер по управлению человеческими ресурсами станет ключевой фигурой в прогрессе общества[65].
Практика успешного менеджмента накопила общие подходы, или принципы управления людьми, которые подтверждаются исследованиями известных ученых в области науки человеческих отношений и бихевиоризма. Рассмотрим некоторые из этих принципов УЧР.
2.3.2. Основные принципы стратегического управления
человеческими ресурсами
1. Из множества принципов хорошего управления организацией выделяются три главных принципа, обеспечивающие ее превосходство: забота о потребителе, постоянные инновации и забота о работниках[66]. Успех любой организации обеспечивается тем доверием, которое она сумела завоевать к себе со стороны покупателей и сотрудников. Это доверие рождается благодаря честности и благородству организации и непрерывному поиску новых решений, позволяющих ей опережать своих конкурентов, а не просто следовать за ними. Овладение эффективными методамиУЧР – главный фактор формирования устойчивой, конкурентоспособной организации, производящей блага, востребованные потребителями.
2. Ориентация на человека в системе управленческих решений означает доверие к его деятельности. «Люди остро чувствуют, когда ты им доверяешь, они раскрепощаются и выдают такие вещи, которых, в хорошем смысле, не ожидаешь»[67]. Исходной предпосылкой такого поведения менеджеров является уверенность в компетенции, сознательности и ответственности работников. Менеджерам следует больше доверять своим сотрудникам и обращаться с ними так, как обращаются с солидными людьми, вызывать их энтузиазм сильным и творческим руководством, развивать и демонстрировать одержимость и преданность порученной им работе, давать им возможность чувствовать себя хозяевами дела. Забота о работнике лежит в основе управленческой деятельности, а человек находится в центре интересов организации.
3. Главное различие между менеджером и сотрудником в том, что если сотрудник ответственен только за свою работу, то менеджер отвечает за работу каждого сотрудника и за совместную работу всех сотрудников. Менеджер существует для того, чтобы создать возможности и условия для работы непосредственных производителей благ. Каждый менеджер организации, независимо от занимаемой должности, несет ответственность за УЧР. Из всех решений, принимаемых им, самыми важными являются те, которые связаны с человеческими ресурсами.
4. Руководители, которые с полной серьезностью не относятся к кадровым решениям, рискуют потерять не только конкурентоспособность организации, но и уважение в своей организации.
5. Нельзя уследить за тем, чтобы люди хорошо работали. Сотрудники сами должны привносить дух хорошей работы на свои рабочие места. Задача менеджеров состоит в том, чтобы создать среду, которая способствовала бы такому положительному отношению и укрепляла его признанием, материальными стимулами и возможностями для индивидуального роста[68].
6. Эффективное УЧР в организации повышает ее имидж как работодателя, что увеличивает предложение человеческих ресурсов на рынке труда и создает организации возможность отбирать лучших. Нанимая лучших людей на рынке труда, нельзя скупиться на оплату их труда. Хороших специалистов всегда мало, они пользуются большим спросом и, при прочих равных условиях, выбирают ту организацию, где выше заработная плата. Она конкурентоспособна, если ротация персонала за какой-то промежуток времени незначительна или намного ниже, чем у конкурента. Организации, которые стремятся сэкономить, нанимая дешевых исполнителей, потом теряют огромные суммы, исправляя их ошибки или создавая системы контроля. Главная задача способного сотрудника – наладить наиболее эффективный процесс выполнения задач и решать любые возникающие проблемы быстро и эффективно[69].
7. Все чаще для успешного выполнения работ по отдельным проектам, разработкам и ежедневному бизнесу нужны специалисты, которые требуют формирования и участия творческой команды, работающей на основе партнерства, взаимного доверия и коллективной ответственности. Решающее слово (право вето) в подборе и расстановке таких людей в организации принадлежит менеджеру, под руководством которого команда будет работать, ибо только он несет ответственность за эффективность созданной им команды. Команда подобна оркестру, ее руководитель – дирижер, где каждый инструмент играет свою партию, все вместе они создают гармоничную музыку и дарят наслаждение[70]. Чтобы команда работала подобно оркестру, нужен тщательный отбор ее участников руководителем, который будет ею «дирижировать». В отличие от дирижера роль руководителя команды незримая. К остальным членам команды он должен относиться как к равным себе. Если руководитель ведет себя некорректно по отношению к сотрудникам, то он никогда не сможет создать крепкую команду[71]. Г. Форд говорил: «Собраться вместе – это начало, остаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех»[72].
8. Успех менеджера достигается через деятельность подчиненных ему людей. Если сотрудник не обеспечивает ожидаемую от него результативность работ, виноват прежде всего менеджер, который допустил ошибку при подборе и расстановке людей[73]. При оценке действий такого сотрудника и принятии решения менеджер должен ответить себе на четыре вопроса: не знает, не может, не хочет, не умеет? Только получив ответы на эти вопросы, он может принять правильное решение. Допустим, если сотрудник не знал, что надо было делать эту работу, то ему предварительно не определили круг его служебных обязанностей. Далее, если сотрудник не справляется с работой, то объем порученной ему работы не соответствует его способностям, он получает работы больше, чем может выполнять. Если сотрудник не хочет выполнять эту работу, менеджер не нашел способов воздействия (мотивации), чтобы сотрудник захотел. И, наконец, если сотрудник не умеет выполнять такую работу, его этому не научили, его профессиональная подготовка и опыт работы не соответствуют порученной ему работе. Ответы на эти вопросы не означают, что менеджер должен работать рука об руку с бездельниками и никчемными людьми, которые проникают в любую организацию. С ними организация никогда не достигнет успеха. От таких людей надо немедленно освобождаться. Уживаясь с такими людьми, менеджер отказывает себе в праве быть настоящим руководителем. Он теряет уважение к себе среди остальной части своего коллектива, зрелых, знающих себе цену работников.
9. Организация лучше всего отвечает требованиям рынка, современным технологиям и общественному развитию, если имеет цели и стратегию своего развития, а сотрудники действуют согласно ее целям. Формулирование целей ориентирует на идеал организации. Чтобы интегрировать действия всех организационных единиц по достижению единых целей организации, необходимо иметь сквозную, стратегически ориентированную, взаимосвязанную систему показателей оценки их деятельности. Знание этих показателей дает возможность менеджерам определять место и роль своих подразделений в достижении общих целей организации, разрабатывать стратегии их развития и обеспечивать эффективное использование сотрудников в соответствии с управлением по целям.
10. На каждом организационном уровне руководители и сотрудники совместно вырабатывают собственные цели. Цели каждого сотрудника концентрируются на главном и соединяются с целями подразделения. Руководители определяют возможности действовать сотрудникам свободно и выполнять свои задачи под собственную ответственность. Регулярно обсуждаются результаты труда и отношение к делу, при этом ориентиром служат поставленные цели, а не методы работы. При отклонении от цели своевременно согласуются необходимые мероприятия[74].
11. Достижение целей и хороших результатов подлежит поощрению. Использование системы поощрений и вознаграждений является самым главным средством менеджера в исполнении стратегии и достижения целей. При неразумном и недостаточном использовании этого средства страдает весь процесс претворения в жизнь стратегии организации. Решения об увеличении заработной платы, выплате поощрений, продвижении по службе, назначении на новые должности, способах морального поощрения являются основными инструментами политики менеджера, генерирующими заинтересованность работников. Но каждый из этих инструментов может действовать на сотрудников неодинаково. Применение конкретных инструментов по отношению к отдельному сотруднику зависит от степени удовлетворения личных потребностей и поставленных сотрудником целей, которые должны менеджером учитываться.
12. Чтобы материальное вознаграждение было достаточным стимулом для работы, необходимо выполнять следующие условия:
· денежное вознаграждение должно составлять основную часть всех компенсационных выплат. Вознаграждение за выполнение плана в размере 20 и более процентов общих выплат считается достаточно большим для возникновения у работника личной заинтересованности;
· план поощрений должен распространяться как на менеджеров, так и рабочих, а не ограничиваться только управленческим аппаратом;
· система вознаграждений и поощрений должна контролироваться особенно тщательно и честно. Если выработанные нормы вознаграждения окажутся завышенными или же вклад каждого сотрудника будет плохо определен, то неудовлетворенность системой может перекрыть все возможные выгоды от ее использования. Возможность вознаграждения неисполнительных работников должна быть полностью исключена;
· поощрение должно быть связано с результатами работы, которые являются частью стратегического плана. Если оценки основываются на факторах, которые не указаны в стратегическом плане, это означает, что либо стратегический план не полон, либо цели менеджеров расходятся с целями стратегического плана;
· каждый из достигнутых индивидуальных результатов работы должен включать в себя оценку персонального вклада работника. Роль поощрений заключается в создании индивидуальной заинтересованности работника и подчинении его действий увеличению прибыли. Если показатели оценки достижений отдельного работника лежат вне сферы его деятельности, роль поощрений ослабевает[75].
13. Люди, поступающие на работу в организацию, стремятся удовлетворить собственные потребности. УЧР призвано интегрировать цели организации и потребности ее работников. Удовлетворение потребностей работников организации имеет не меньшее значение, чем достижение стратегических целей организации. Менеджеру необходимо относиться к каждому сотруднику как к личности, больше о нем знать: о его мечтах, ценностях, стремлениях; помогать достичь ему того, к чему он стремится[76]. Умный руководитель должен найти подход к каждому сотруднику. При этом нельзя допускать с подчиненными никаких дружеских отношений. Руководство однозначно должно быть строгим, но справедливым[77].
14. Нет единой формулы для создания здоровых взаимоотношений между сотрудниками организаций. Ниже приводятся некоторые советы, которые в различной степени нужны всем работникам[78]. Люди хотят:
· уверенности в завтрашнем дне. У 75 % современных россиян присутствует страх потерять работу. Он является ключевым источником стресса[79]. Люди хотят знать, что могут иметь работу в данной организации в течение продолжительного времени, чувствовать психологическую уверенность в рамках социальной группы, в которой они работают, они хотят быть своими среди товарищей по работе и рассматривать их как своих людей. Важность хороших отношений с начальством и коллегами подчеркивают 66 % современных россиян;
· справедливой оплаты труда. Люди хотят получать по возможности максимально высокую зарплату, по крайней мере, такую же, как коллеги в других организациях, и, конечно, такую же, как работники, выполняющие аналогичную работу с такой же результативностью. Согласования результатов и оплаты труда: опережение нагрузки к оплате труда убивает инициативу. Проблемой важности размера заработной платы обеспокоены 83 % современных россиян;
· самостоятельности и свободы. Люди стараются уйти от мелочной опеки, стремятся выразить себя в труде и показать, на что они способны в своей работе. Они больше стремятся к самостоятельности и свободе в своей деятельности, которая позволит им полностью раскрыть свои способности. Контроль со стороны для людей неприятен;
· признания достоинств и возможности для продвижения. Люди стремятся к успеху. Успех без признания ведет к разочарованию. Люди хотят, чтобы ценили их и их работу, чувствовать удовлетворение от выполняемой работы и иметь возможность обучения, профессионального роста и продвижения по работе. Ключевыми факторами, влияющими на удовлетворенность от работы, являются карьерная возможность, работа в команде и трудновыполнимые задачи;
· хорошего руководства. Люди хотят видеть во главе своего коллектива талантливого руководителя, наставника, активного вдохновителя их деятельности, но не командира, оказывающегося по уровню своих знаний ниже их и отдающего безграмотные указания. Люди любят, когда их просят, а не приказывают. Они хотят чувствовать, что руководство организации, от которого зависит их уверенность в завтрашнем дне и благополучие, находится в надежных руках;
· участия. Люди хотят чувствовать, что являются частью коллектива, а не только наемными работниками. Они не терпят, если решения, относящиеся к ним, принимаются без их ведома;
· хорошего рабочего окружения. Люди хотят работать на современном оборудовании, на максимально безопасном, чистом, хорошо освещенном и вентилируемом рабочем месте. Более того, в зависимости от обстановки они могут желать служебного транспорта или иметь стоянку для машины, закусочную, условия для производственного отдыха и хороший пакет социальных и медицинских услуг для себя (иногда и членов своих семей).
В современной России, достигшей стадии всеобщего высшего образования, выпускники вузов предъявляют новые требования к условиям труда. Работники нового поколения ищут интересную и креативную работу, связанную с коммуникацией, а не со станком или деталями. Они готовы к частой смене работы. Кроме содержания труда огромное значение для них имеет социальный статус. Молодые образованные люди избегают работы, имеющей другое социальное измерение, даже если она лучше оплачивается. Когда они попадают на такую работу, то вынуждены заниматься трудом, который не соответствует ни их квалификации, ни их амбициям. Уже сегодня доля людей среди лиц с высшим образованием, которые не удовлетворены ни своей работой, ни социальным статусом, достигает 20 %[80].
15. Люди хотят иметь компетентного руководителя, вызывающего доверие[81]. Фактическая ценность любой организации определяется уровнем компетенции работающих в ней менеджеров. Компетентность – это обладание личностью уникальными способностями или знаниями в своей области. Иллюстрацией этого явления служит история с представителем сервисной службы, которого вызвали, когда вышла из строя наиболее сложная часть оборудования. Эксперт обошел оборудование, вынул небольшой молоток и легонько ударил по стенке оборудования, которое немедленно заработало. Заводские руководители поразились. Их удивление возросло еще больше, когда им был предоставлен счет на 4005 долл. Они попросили разъяснения и получили следующее: «Один удар молотком – 5 долларов. Знать, куда ударить – 4000 долларов. Спасибо». Очевидно, что компетентность руководителя ценится среди подчиненных так же высоко[82].