Где О— объем спроса на товар; Р— цена товара
Определить коэффициент прямой эластичности спроса по цене можно по дуге и в точке.
В первом случае определяется эластичность спроса на определенном отрезке кривой спроса. В этом случае ЛО = 0? - О,; ЛР = Рг - Р., а
(8)
Формула (7) принимает в этом случае вид.
АО Р (9)
АР О
Таким образом, дуговая эластичность определяется как средняя эластичность на определенном интервале кривой спроса.
Эта формула используется, когда процентные изменения цены и количества достаточно велики, чтобы привести к существенному продвижению вдоль кривой спроса.
При бесконечно малом изменении цены дуговая эластичность заменяется точечной, понимаемой как предел дуговой эластичности по мере того, как дли на дуги стремится к нулю.
В этом случае:
.. ДО Р <10 Р ,1т
е, = 1/т— х = = — х-. (10)
ая-юлР о дР О
Величина коэффициента эластичности может заметно различаться в зависимости от функции спроса и находится в интервале от 0 до оо,
Рассмотрим, каким образом повлияет эластичность спроса на поведение покупателей. Здесь можно выделить несколько вариантов:
если спрос совершенно эластичный (е -> да), то при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены — практически полностью отказываются от товара;
при эластичном спросе (е > 1) при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении — снижается в более значительных размерах, чем цена;
при единичной эластичности (е = 1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении;
если спрос неэластичный (е < 1), то при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении — увеличивается более медленно, чем падает цена:
при совершенно неэластичном спросе (е=0) при любом изменении цены объем спроса совершенно не меняется.
Можно выделить несколько групп факторов, определяющих величину эластичности спроса по цене. Причем более высокая эластичность (более высокая ценовая чувствительность) достигается в тех случаях, когда:
• существует большое количество товаров-заменителей, что означает их значительную схожесть и слабую дифференциацию с точки зрения качественных характеристик. В эту же группу факторов можно включить и невысокий имидж данной товарной марки (массовое качество—массовый сбыт) и низкую долю данного товара на рынке. На товары, не имеющие заменителей (соль), — спрос практически неэластичен;
• высокие абсолютные цены или высокая частота покупок, что приводит к тому, что доля расходов на данный товар в бюджете потребителя является значительной;
• разнообразие возможностей использования данного товара: чем больше направлений его использования, тем эластичнее спрос (спрос на универсальные станки более эластичен, чем на специализированные);
• изменения в окружающей среде (спрос на прохладительные напитки летом менее эластичен, чем зимой);
• время, за которое происходит приспособление потребителя к изменению цены. Обычно оценивается эластичность спроса для краткосрочного и долгосрочного периодов. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном плане, поскольку за это время возможно нахождение или даже освоение производством товаров-заменителей. Могут быть изысканы также возможности для безболезненного сокращения потребления данного товара. Например, изобретение более экономичных двигателей для автомобилей привело к снижению потребности в бензине и. следовательно, к падению спроса на него;
• высокая информированность покупателя о качественных характеристиках товара и умение судить о них объективно;
• консерватизм покупателей по отношению к данному товару: чем он выше, тем ниже эластичность спроса;
соединение в одном лице потребителя и плательщика;
• в производственном потреблении важную роль также играет доля данного товара в затратах на конечную продукцию и то, что конечный потребитель и посредник могут конкурировать на рынке.
Говоря о коэффициенте эластичности спроса по цене, надо иметь в виду то, что он, как проявление функции спроса отражает ситуацию в данных рыночных условиях. Поэтому при его использовании в целях формирования ценовой политики надо обязательно знать время и место его исчисления.
В условиях рыночной экономики существует тесная связь между эластичностью спроса, изменениями цен и расходами покупателя, которые, в свою очередь, формируют выручку продавца.
На основе коэффициента эластичности спроса по цене можно определить динамику общей выручки производителя при изменении цены. Например, как изменится выручка производителя при увеличении цены, если спрос на данный товар эластичен. Ход рассуждений в этом случае может быть таким: высокая эластичность спроса означает, что при изменении цены величина объема спроса меняется более высокими темпами по сравнению с ценой, т. е. при возрастании цены объем спроса будет падать более быстрыми темпами, чем происходить ее рост. Следовательно, общая выручка производителя будет сокращаться.
Продавец заинтересован повышать цену, если спрос негибкий, и понижать, если спрос эластичный. Зная величину коэффициента эластичности, можно, таким образом, определить необходимый размер изменения цены с целью повышения доходов продавца или достижения экономии затрат потребителя.
Знание коэффициента прямой эластичности спроса по цене позволяет рассчитать оптимальную цену, максимизирующую прибыль. В условиях монополистической конкуренции этот расчет можно произвести по следующей формуле:
(11)
где С—прямые издержки; е—коэффициент прямой эластичности.
Коэффициент прямой эластичности можно также использовать для определения необходимого изменения объема спроса при предполагаемом уровне изменения цены при условии, что масса прибыли, получаемой предприятием, остается неизменной. В этом случае формула имеет вид:
А 0=ЬРхе/Р, (12)
где Р—базовая цена при существующей объеме производства.
Очевидно, что в зависимости от того как покупатель оценивает возможные изменения цены, он принимает то или иное решение. Если он предвидит повышение цен, то скорее всего поспешит сделать покупку, если же предполагает снижение цен, то ничего приобретать не будет. Степень воздействия ценовых ожиданий на спрос характеризуется соотношением относительных изменений в ожидаемых ценах и в текущих ценах. Высокая эластичность означает, что в будущем ожидается больший рост цен, чем в текущем периоде. Коэффициент ценовых ожиданий будет отрицательным, если предполагается, что нынешний рост цен сменится их снижением в будущем.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса на данный (ьй) товар при изменении цены другого (/-го) товара. Этот коэффициент обозначается е и рассчитывается по формуле:
* о, р, ЛР( о,
р р — 0+0
Поскольку Р1 = I* Р, а О, = то формула 7 принимает следующий вид:
[1] АР/ О/
Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если е( > 0, то такие товары называются взаимозаменяемыми, т. е. повышение цены одного товара ведет к повышению спроса на другой. Так, при повышении цены на картофель может повыситься спрос на крупы и макаронные изделия, при повышении цен на масло животное может возрасти спрос на маргарин и жиры.
Если е(< 0, то товары являются взаимодополняющими, т. е. при повышении цены одного товара спрос на другой падает. Классическим примером в этом случае является взаимозависимость спроса на автомашины от цен на бензин, ремонтные услуги, запасные части. При повышении последних спрос на автомобили падает.
Если ев = 0, то товары называют независимыми, т. е. изменение цены одного товара не влияет на спрос на другой товар (например, изменение цены на хлеб не повлияет на спрос на автомобили).
Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при не-
больших изменениях цен. При анализе взаимозаменяемости надо учитывать уровень цен соответствующих товаров. Если разница в ценах двух взаимозаменяемых товаров значительна, то скорее всего в реальной жизни при увеличении цены на дешевый товар потребители не увеличат потребления дорогого товара.
Также надо иметь в виду, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на /-й товар по цене /-го товара не равен коэффициенту перекрестной эластичности спроса на /-й товар по цене ко товара.
Знание уровня ценовой эластичности позволяет ответить на ряд вопросов. Во-первых, можно определить вектор необходимого изменения цены с целью увеличения выручки и прибыли. Во-вторых, сопоставление эластичности конкурирующих марок позволяет определить разброс уровней эластичности и, следовательно, выявить те из них, которые имеют различную чувствительность к изменению цены. Это позволит в свою очередь определить конкурентоспособность различных товарных брендов и марок. И наконец, как уже отмечалось выше, вид и уровень перекрестной эластичности позволяют прогнозировать перемещение спроса с одной марки на другую.
Однако надо иметь в виду, что в реальной жизни очень трудно получить достаточно надежные и стабильные данные по коэффициентам прямой и перекрестной эластичности, которые можно использовать для ценообразования.
7.8. Влияние конкуренции на процесс обоснования цен
Если цена, определенная на основе издержек производства, является, как правило, нижним уровнем расчетной цены, а цена, определенная на основе спроса, — верхним, то обозначенный диапазон цен является так называемым «полем игры», где чаще всего и будет находиться предполагаемая цена.
Обычно фирма вынуждена строить свою политику с учетом существования конкурентов, она, как правило, знает об опыте своих конкурентов по установлению цен.
Одним из методов формирования цены в данном случае может быть метод ориентации на конкурентов. Если на рынке присутствует явный лидер, то данный метод преобразуется в метод следования за лидером.
При данном методе производитель руководствуется ценами конкурента, а учет собственных издержек и спроса играет здесь подчиненную роль. Производитель устанавливает цену на товар чуть выше или чуть ниже, чем у бли жайшего конкурента. Это возможно лишь на рынке с однородной продукцией. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с установлением собственной цены в смысле ее принятия рынком.
Кроме того, в условиях сильной конкуренции фирма имеет небольшие шансы влиять на цены рынка. В то же время в условия* чистой олигополии предприятие имеет практическую возможность удерживать свою цену в течение длительного периода
Так, на олигопольных рынках нефти, цветных металлов или удобрений основные продавцы, как правило, устанавливают одинаковые цены. Более мелкие фирмы следуют за ценовым лидером, иногда позволяя себе небольшие скидки, как, например, владельцы небольших частных автозаправочных станций.
Другой метод определения цены в указанном диапазоне между минимумом и максимумом — это метод активного ценообразования, связанный с использованием конкурентных преимуществ фирмы, таких как лидерства по издержкам и дифференциации продукта.
Лидерство по издержкам позволяет производителю устанавливать более низкую по сравнению с конкурентами цену на свой продукт и тем не менее получать прибыль.
Добиться этого возможно путем:
экономии на ассортименте выпускаемой продукции за счет включения в «портфель» фирмы товаров, имеющих общий набор затрат: чем больше издержек, которые являются общими для товаров, тем значительнее синергия, получаемая от расширения «портфеля»;
экономии за счет масштаба производства: существует тенденция к снижению величины затрат по мере роста объемов производства;
экономии за счет накопленного опыта, связанного с обучением в процессе деятельности: чем больше компания производит, тем больше она узнает о том. как сделать производство эффективным.
Дифференциация продукта имеет место в том случае, если фирма производит продукт, отличающийся от продуктов конкурентов какими-либо привлекательными с точки зрения покупателей особенностями. В результате фирма получает право повысить цену в зависимости от наличия таких отличительных особенностей, причем ценовая надбавка должна превышать расходы, понесенные в связи с приданием продукту отличительных черт. Уникальными могут быть как потребительские свойства самого продукта, так и послепродажный сервис
Многие продукты продаются по установившимся стандартным ценам, в то время как их качество превышает ожидания потребителей. В этом случае основная конкуренция разворачивается вокруг функциональности продуктов, продаваемых по одной, стандартной цене. Такая ситуация характеризуется как гибкая конкуренция. В этой ситуации преимущество получает компания, способная обеспечить наилучшие потребительские свойства продукта при данной стандартной цене. Наиболее важный фактор гибкой конкуренции — способность компании быстро внедрять инновации.
В действительности цены различных компаний, производящих аналогичную продукцию, могут существенно различаться. Существует несколько причин, объясняющих такие расхождения. Одна из них — различные технологии производства продукта. Производственные мощности некоторых компаний лучше приспособлены для выполнения определенного заказа, в результате чего компании получают выигрыш по издержкам. Другой причиной может быть степень загрузки заказами на момент установления цены. Фирмы, загруженные не полностью, могут устанавливать умеренные цены, рассчитывая получить дополнительные заказы.
Еще одна причина значительных расхождений в ценах — различные методы учета издержек и определения цены. Многие компании применяют оценочные методы, которые не отражают реального уровня их издержек. Традиционные методы учета издержек во многих случаях искажают реальное положение и в некоторых ситуациях могут вызвать серьезные проблемы, если на их основе устанавливаются цены. В крупносерийном производстве и при изготовлении относительно простых продуктов традиционные методы учета затрат приводят к их завышению, в то время как на мелкосерийные и технически сложные изделия издержки оказываются заниженными. Таким образом, компании не имеют представления о реальной рентабельности тех или иных продуктов или продаж.
Следовательно, любая компания, внедрившая более адекватные методы учета затрат, например по видам деятельности, получит конкурентное преимущество.
Если компания не стала лидером по издержкам, она должна знать свои реальные издержки, чтобы вести ценовую конкуренцию.
7.9. Реакция фирмы на изменение цен конкурентами
Фирмы очень неохотно идут на какое-либо изменение цен — либо на повышение, либо на понижение, — так как действия их не всегда могут быть правильно поняты как потребителями, так и производителями и фирмы могут получить меньше доходов и прибылей, чем ожидалось.
Причинами снижения цен могут быть следующие:
• стремление добиться доминирующего положения на рынке, завоевание соответствующей доли на рынке, вытеснение с рынка своих конкурентов;
сокращение доли рынка под воздействием ценовой конкуренции и стремление ее восстановить:
недогрузка производственных мощностей и увеличение объема продаж, а следовательно, и производства за счет снижения цены;
потребность в увеличении наличных средств.
Снижение цен оправдано, если затраты на единицу продукции могут быть существенно снижены за счет увеличения объема продаж. Однако снижение цен и увеличение объема продаж не ведет к незамедлительному восстановлению прибыли, если переменные затраты составляют значительный удельный вес в общих издержках.
Погоня за увеличением рыночной доли также может привести к потере прибыли, причем не только краткосрочной, но и долгосрочной, в этом случае необходимо помнить о ценности каждого процента рыночной доли.
Всякое изменение цены должно быть увязано с эластичностью товара. Если фирма снизит цены на неэластичном рынке, то ожидаемого роста объема продаж может не произойти, и она понесет убытки. Если на эластичном, то рост продаж может увеличить прибыль. Однако если все продавцы снизят цены, объем продаж возрастет незначительно и прибыли упадут.
Очень важен выбор момента снижения цен, он может быть обусловлен:
темпами снижения издержек:
изменяют ли свои цены конкуренты;
положением с запасами сырья и материалов.
Политика снижения цен окупается в том случае, если:
она позволяет в большей мере использовать эффект масштаба производства, чем это доступно конкурентам;
она адресована узкой группе покупателей, что может и не вызвать ответной реакции конкурентов,
она касается товара, являющегося «убыточным лидером продаж», который продается без прибыли или даже с убытком с целью завоевания новой группы покупателей, которые будут приобретать другие товары фирмы.
Однако кризис переходной экономики сопровождается скорее повышением цен, которое связано прежде всего с инфляцией. В этих условиях надо говорить, конечно, не о степени снижения цен, а о разных темпах их повышения.
Многие предприниматели рассматривают повышение цен, с одной стороны, как крайнюю, нежелательную меру, ибо она неизбежно вызовет противодействие со стороны конечных потребителей, собственных сбытовых организаций и торговой сети. С другой стороны, если повышение цен будет принято
рынком, то оно приведет к повышению прибыли фирмы, а такая перспектива всегда привлекает к себе внимание. Если, например, прибыль фирмы составляет 3% от оборота, то повышение цен всего на 1 % при сохранении объема сбыта вызовет увеличение объема прибыли уже на 33%.
Повышение цен может быть вызвано:
устойчивой инфляцией — существенным основанием для повышения цен является рост издержек. Растущие издержки, если они не вызывают соответствующего повышения производительности труда, давят на величину рентабельности и обусловливают периодические повышения цен. Часто фирмы повышают цены на основе будущих инфляционных ожиданий или опасаясь введения государственного ограничения цен;
наличием повышенного спроса.
Если действительно на рынке увеличился спрос и фирма правильно оценивает ситуацию, то она может повышать цену Повышенная, «эффективная» цена может вводиться различными способами и сопровождаться разными последствиями для потребителей.
Повышение цены обязательно должно сопровождаться разъяснительной работой с потенциальными потребителями через средства маркетинговой коммуникации, прежде всего через рекламу. В противном случае фирма рискует потерять часть своего рынка сбыта.
Но даже в случае высоких издержек и повышения спроса можно обойтись без прямого повышения цен, прибегнув к более завуалированным формам, чтобы не раздражать покупателей, а именно:
уменьшить содержимое одной упаковки, вместо того чтобы повышать ее цену;
использовать более дешевые материалы или детали;
несколько упростить изготовление продукта или его оборудование различными дополняющими приспособлениями;
сократить или вообще не предоставлять бесплатно дополнительные услуги, например доставку и инсталляцию;
использовать более дешевые упаковочные материалы;
сократить число предлагаемых моделей или модификаций продукта;
ввести новую марку товара: «дешевую модель» на смену старой, более сложной и дорогой.
Конечно, во всех названных случаях надо внимательно следить за изменениями спроса и его ценовой эластичности.
На неэластичном рынке повышение цены может привести даже к увеличению объема продаж, а следовательно, и повышению прибыли, если покупатель
воспринимает товар как товар повышенного качества в случае назначения на него высокой цены.
Фирма может пойти на увеличение цены и на эластичном рынке, если она считает, что цены в отрасли слишком низкие, т. е. она дает сигнал конкурентам поднять цены; если они ответят, то прибыль после первоначального сокращения может существенно возрасти.
Учитывать реакцию конкурентов по изменению цены следует, если число продавцов на отраслевом рынке мало, товары и* схожи (слаба дифференциация продукта), покупатели хорошо информированы.
Конкурентная реакция может быть двоякого рода Во-первых, конкурент может реагировать примерно одинаково на сходные ценовые изменения фирмы, что упрощает оценку его реакции. Во-вторых, конкурент может реагировать по-разному на каждое следующее изменение цен в зависимости от своих интересов на данный момент. Как раз эта, последняя и наиболее сложная ситуация встречается на практике чаще всего. Чтобы ее предусмотреть, необходимо изучать финансовое положение фирмы-конкурента, ее текущий оборот, загрузку мощностей, доверие к ней потребителей, а также ее цели в бизнесе. Если целью конкурента является увеличение или поддержание определенной доли рынка, то, вероятнее всего, он последует за ценовыми изменениями фирмы-инициатора. Если же целью конкурента является максимизация прибыли, то он будет реагировать в стратегическом плане с помощью иных средств, например усилением рекламы или улучшением качества своей продукции.
Фактически, как показывают исследования, многие предприниматели ожидают, что конкуренты последуют за ними в случае понижения цен, хотя здесь имеются значительные различия в зависимости от конъюнктурной ситуации. В случае повышения своих цен большинство фирм, напротив, не ожидают, что конкуренты последуют за ними, во всяком случае при нормальной и неблагоприятной экономической конъюнктуре. Помимо этого ценовая неустойчивость увеличивается в периоды спада, причем в сторону понижения цен. Далее, ценовые реакции наступают в первую очередь и сильнее всего для тех фирм, которые занимают более 20% доли рынка своей основной продукции. Другими словами, чем выше доля рынка, тем сильнее ценовая конкуренция.
Для выявления реакции конкурентов необходимо максимально знать об участниках рынка. Если фирма считает, что цены на товары конкурента так низки, что они обеспечивают ему минимальную прибыль, то она может снизить цены на свои товары-аналоги, так как возможности снижения цен конкурентом ограничены. На товары, которые соперничают с товарами конкурента и на которые конкурент недавно повысил цены, можно провести повышение цен, так как конкурент вряд ли пойдет на повторное увеличение цены.
Реакция конкурентов может быть различна, так как они отличаются друг от друга размерами, долей рынка, целями. Один из путей выявления реакции конкурента — это проанализировать те действия, которые фирма сама бы предприняла в аналогичной ситуации.
При ответной реакции фирмы на изменение цен конкурентом ей следует ответить на ряд вопросов:
С какой целью он изменил цену (для завоевания рынка, для компенсации издержек, для дозагрузки производственных мощностей, чтобы положить начало изменению цен в отрасли в целом)?
Планирует ли конкурент изменение цен на время или на длительный период?
Что произойдет с допей рынка фирмы и ее доходами, если она не примет ответных мер?
Собираются ли принимать ответные меры другие фирмы?
Какими могут быть ответы конкурента и других фирм на каждую из возможных ответных реакций?
Если у фирмы один крупный конкурент, то его реакцию можно предусмотреть. Но это скорее исключение, чем правило. Обычно у фирмы на рынке гораздо больше конкурентов и приходится предугадывать реакцию каждого из них.
Фирмы, которые придерживаются активного ценообразования, готовят рынок к своим ценовым реакциям так, чтобы увеличить вероятность желательной реакции конкурентов. Фирмы иногда ошибочно полагают, что «чем меньше конкуренты знают о нас. тем лучше". Однако может оказаться, к примеру, полезным убедить конкурентов, что цена снижена на изделие, производство которого прекращено. Это позволит избежать истолкование снижения как агрессивного шага, требующего решительных ответных действий.
Имеются многочисленные способы общения с конкурентами: заявления в печати, ежегодные собрания и отчеты, публикуемые прайс-листы и т. п. Кроме того, в ходе обычного общения с покупателями фирма общается и с конкурентами. Путем тщательного применения различных механизмов формирования условий ценовых акций можно в конечном счете добиться желательной реакции со стороны конкурентов. При этом необходимо учитывать, что в качестве ответной реакции может быть и неценовой вариант, конкуренты могут отреагировать изменением качества продукции или рекламы.
Ценовые лидеры часто вынуждены бороться с агрессивной ценовой политикой со стороны более мелких конкурентов, желающих повысить свою до
на рынке. Ярким примером этого является современный компьютерный рынок, в том числе российский, где нескольким мировым гигантам противостоит масса более или менее крупных конкурентов, активно снижающих цены. Если продукция конкурента и ценового лидера сопоставима, то в результате снижения цен возможно сокращение доли рынка последнего или даже его вытеснение. Чтобы противостоять этому, ценовой лидер имеет много других возможностей, а именно:
не изменять цену в надежде на свою репутацию, полагая, что хорошие клиенты не покинут его. Но проявлению подобной твердости мешает сознание того, что позиции конкурентов на рынке укрепляются, а также протесты и паническое настроение сотрудников собственной сбытовой сети;
повысить полезность своего товара, сохранив прежние цены, путем улучшения продукта, обслуживания потребителей и маркетинговых коммуникаций. Это может оказаться дешевле, чем снижать цены;
снизить цену, уменьшая одновременно издержки, за счет увеличения объема сбыта, чтобы не потерять свою долю рынка. При этом надо попытаться сохранить полезность товара;
поднять цену и имидж своего товара по отношению к изделию конкурента;
вынести на рынок новую конкурирующую марку по низкой цене при сохранении старого изделия и его цены, расширив продуктовую линию. Это особенно выгодно при существовании опасности потерять свою долю рынка.
Любая фирма, для того чтобы добиться влияния на общий уровень цен и действительного контроля над своей долей рыночных продаж, должна обеспечить собственные сильные позиции по уровню затрат и дифференциации продукции. При этом следует придерживаться гибкости и не цепляться упорно за какое-то положение или присутствие на каждом сегменте рынка.
Как правило, ответное решение по ценам принимать необходимо быстро и просчитывать различные варианты времени нет, поэтому фирма должна предвидеть возможные ценовые маневры конкурентов и заблаговременно подготовить ответные меры.
7.10. Эконометрические методы определения цен
Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.
Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и/ или технологически однородных машин, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных
технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Анализ производственных затрат позволяет установить, что нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, как правило, изменяются при изменении технико-экономических параметров.
В связи с этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценностные соотношения.
Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы получили название нормативно-параметрических. К их числу относят следующие методы: удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный.
Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена и :
4> = 4,'П,
где Ц — цена базисного изделия: П4— величина параметра базисного изделия Затем рассчитывается цена нового изделия Ц
(16)