Где О— объем спроса на товар; Р— цена товара

Определить коэффициент прямой эластичности спроса по цене можно по дуге и в точке.

В первом случае определяется эластичность спроса на определенном от­резке кривой спроса. В этом случае ЛО = 0? - О,; ЛР = Рг - Р., а

(8)

Формула (7) принимает в этом случае вид.

АО Р (9)

АР О

Таким образом, дуговая эластичность определяется как средняя эластич­ность на определенном интервале кривой спроса.

Эта формула используется, когда процентные изменения цены и количест­ва достаточно велики, чтобы привести к существенному продвижению вдоль кривой спроса.

При бесконечно малом изменении цены дуговая эластичность заменяется точечной, понимаемой как предел дуговой эластичности по мере того, как дли на дуги стремится к нулю.

В этом случае:

.. ДО Р <10 Р ,

е, = 1/т— х = = — х-. (10)

ая-юлР о дР О

Величина коэффициента эластичности может заметно различаться в зависимости от функции спроса и находится в интервале от 0 до оо,

Рассмотрим, каким образом повлияет эластичность спроса на поведение покупателей. Здесь можно выделить несколько вариантов:

если спрос совершенно эластичный (е -> да), то при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены — практически полностью отказываются от товара;

при эластичном спросе (е > 1) при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении — снижается в более значительных размерах, чем цена;

при единичной эластичности (е = 1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении;

если спрос неэластичный (е < 1), то при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении — увеличивается более медленно, чем падает цена:

при совершенно неэластичном спросе (е=0) при любом изменении цены объем спроса совершенно не меняется.

Можно выделить несколько групп факторов, определяющих величину эластичности спроса по цене. Причем более высокая эластичность (более вы­сокая ценовая чувствительность) достигается в тех случаях, когда:

• существует большое количество товаров-заменителей, что означает их значительную схожесть и слабую дифференциацию с точки зрения качествен­ных характеристик. В эту же группу факторов можно включить и невысокий имидж данной товарной марки (массовое качество—массовый сбыт) и низкую долю данного товара на рынке. На товары, не имеющие заменителей (соль), — спрос практически неэластичен;

• высокие абсолютные цены или высокая частота покупок, что приводит к тому, что доля расходов на данный товар в бюджете потребителя является значительной;

• разнообразие возможностей использования данного товара: чем боль­ше направлений его использования, тем эластичнее спрос (спрос на универ­сальные станки более эластичен, чем на специализированные);

• изменения в окружающей среде (спрос на прохладительные напитки ле­том менее эластичен, чем зимой);

• время, за которое происходит приспособление потребителя к измене­нию цены. Обычно оценивается эластичность спроса для краткосрочного и долгосрочного периодов. Как правило, спрос более эластичен в долгосроч­ном плане, поскольку за это время возможно нахождение или даже освоение производством товаров-заменителей. Могут быть изысканы также возможности для безболезненного сокращения потребления данного товара. Например, изобретение более экономичных двигателей для автомобилей привело к снижению потребности в бензине и. следовательно, к падению спроса на него;

• высокая информированность покупателя о качественных характеристиках товара и умение судить о них объективно;

• консерватизм покупателей по отношению к данному товару: чем он выше, тем ниже эластичность спроса;

соединение в одном лице потребителя и плательщика;

• в производственном потреблении важную роль также играет доля дан­ного товара в затратах на конечную продукцию и то, что конечный потребитель и посредник могут конкурировать на рынке.

Говоря о коэффициенте эластичности спроса по цене, надо иметь в виду то, что он, как проявление функции спроса отражает ситуацию в данных ры­ночных условиях. Поэтому при его использовании в целях формирования цено­вой политики надо обязательно знать время и место его исчисления.

В условиях рыночной экономики существует тесная связь между эластич­ностью спроса, изменениями цен и расходами покупателя, которые, в свою очередь, формируют выручку продавца.

На основе коэффициента эластичности спроса по цене можно опреде­лить динамику общей выручки производителя при изменении цены. Напри­мер, как изменится выручка производителя при увеличении цены, если спрос на данный товар эластичен. Ход рассуждений в этом случае может быть та­ким: высокая эластичность спроса означает, что при изменении цены величи­на объема спроса меняется более высокими темпами по сравнению с ценой, т. е. при возрастании цены объем спроса будет падать более быстрыми тем­пами, чем происходить ее рост. Следовательно, общая выручка производите­ля будет сокращаться.

Продавец заинтересован повышать цену, если спрос негибкий, и пони­жать, если спрос эластичный. Зная величину коэффициента эластичности, можно, таким образом, определить необходимый размер изменения цены с целью повышения доходов продавца или достижения экономии затрат по­требителя.

Знание коэффициента прямой эластичности спроса по цене позволяет рас­считать оптимальную цену, максимизирующую прибыль. В условиях монополис­тической конкуренции этот расчет можно произвести по следующей формуле:

(11)

где С—прямые издержки; е—коэффициент прямой эластичности.

Коэффициент прямой эластичности можно также использовать для опре­деления необходимого изменения объема спроса при предполагаемом уровне изменения цены при условии, что масса прибыли, получаемой предприятием, остается неизменной. В этом случае формула имеет вид:

А 0=ЬРхе/Р, (12)

где Р—базовая цена при существующей объеме производства.

Очевидно, что в зависимости от того как покупатель оценивает воз­можные изменения цены, он принимает то или иное решение. Если он пред­видит повышение цен, то скорее всего поспешит сделать покупку, если же предполагает снижение цен, то ничего приобретать не будет. Степень воз­действия ценовых ожиданий на спрос характеризуется соотношением от­носительных изменений в ожидаемых ценах и в текущих ценах. Высокая эластичность означает, что в будущем ожидается больший рост цен, чем в текущем периоде. Коэффициент ценовых ожиданий будет отрицательным, если предполагается, что нынешний рост цен сменится их снижением в бу­дущем.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает от­носительное изменение объема спроса на данный (ьй) товар при изменении цены другого (/-го) товара. Этот коэффициент обозначается е и рассчитывает­ся по формуле:

* о, р, ЛР( о,

р р — 0+0

Поскольку Р1 = I* Р, а О, = то формула 7 принимает сле­дующий вид:

[1] АР/ О/

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если е( > 0, то такие товары называются взаимо­заменяемыми, т. е. повышение цены одного товара ведет к повышению спро­са на другой. Так, при повышении цены на картофель может повыситься спрос на крупы и макаронные изделия, при повышении цен на масло животное может возрасти спрос на маргарин и жиры.

Если е(< 0, то товары являются взаимодополняющими, т. е. при повыше­нии цены одного товара спрос на другой падает. Классическим примером в этом случае является взаимозависимость спроса на автомашины от цен на бензин, ремонтные услуги, запасные части. При повышении последних спрос на автомобили падает.

Если ев = 0, то товары называют независимыми, т. е. изменение цены одно­го товара не влияет на спрос на другой товар (например, изменение цены на хлеб не повлияет на спрос на автомобили).

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для харак­теристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при не-

больших изменениях цен. При анализе взаимозаменяемости надо учитывать уро­вень цен соответствующих товаров. Если разница в ценах двух взаимозаменяемых товаров значительна, то скорее всего в реальной жизни при увеличении цены на дешевый товар потребители не увеличат потребления дорогого товара.

Также надо иметь в виду, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на /-й товар по цене /-го товара не равен коэффициенту перекрестной эластичности спроса на /-й товар по цене ко товара.

Знание уровня ценовой эластичности позволяет ответить на ряд вопросов. Во-первых, можно определить вектор необходимого изменения цены с целью увеличения выручки и прибыли. Во-вторых, сопоставление эластичности кон­курирующих марок позволяет определить разброс уровней эластичности и, следовательно, выявить те из них, которые имеют различную чувствитель­ность к изменению цены. Это позволит в свою очередь определить конкурен­тоспособность различных товарных брендов и марок. И наконец, как уже отме­чалось выше, вид и уровень перекрестной эластичности позволяют прогнози­ровать перемещение спроса с одной марки на другую.

Однако надо иметь в виду, что в реальной жизни очень трудно получить достаточно надежные и стабильные данные по коэффициентам прямой и пе­рекрестной эластичности, которые можно использовать для ценообразова­ния.

7.8. Влияние конкуренции на процесс обоснования цен

Если цена, определенная на основе издержек производства, является, как правило, нижним уровнем расчетной цены, а цена, определенная на основе спроса, — верхним, то обозначенный диапазон цен является так называемым «полем игры», где чаще всего и будет находиться предполагаемая цена.

Обычно фирма вынуждена строить свою политику с учетом существования конкурентов, она, как правило, знает об опыте своих конкурентов по установ­лению цен.

Одним из методов формирования цены в данном случае может быть метод ориентации на конкурентов. Если на рынке присутствует явный лидер, то дан­ный метод преобразуется в метод следования за лидером.

При данном методе производитель руководствуется ценами конкурента, а учет собственных издержек и спроса играет здесь подчиненную роль. Произ­водитель устанавливает цену на товар чуть выше или чуть ниже, чем у бли жайшего конкурента. Это возможно лишь на рынке с однородной продукцией. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с установле­нием собственной цены в смысле ее принятия рынком.

Кроме того, в условиях сильной конкуренции фирма имеет небольшие шансы влиять на цены рынка. В то же время в условия* чистой олигополии пред­приятие имеет практическую возможность удерживать свою цену в течение длительного периода

Так, на олигопольных рынках нефти, цветных металлов или удобрений основные продавцы, как правило, устанавливают одинаковые цены. Более мелкие фирмы следуют за ценовым лидером, иногда позволяя себе небольшие скидки, как, например, владельцы небольших частных автозаправочных стан­ций.

Другой метод определения цены в указанном диапазоне между минимумом и максимумом — это метод активного ценообразования, связанный с использованием конкурентных преимуществ фирмы, таких как лидерства по издержкам и дифференциации продукта.

Лидерство по издержкам позволяет производителю устанавливать более низкую по сравнению с конкурентами цену на свой продукт и тем не менее получать прибыль.

Добиться этого возможно путем:

экономии на ассортименте выпускаемой продукции за счет включения в «портфель» фирмы товаров, имеющих общий набор затрат: чем больше издержек, которые являются общими для товаров, тем значительнее синергия, по­лучаемая от расширения «портфеля»;

экономии за счет масштаба производства: существует тенденция к снижению величины затрат по мере роста объемов производства;

экономии за счет накопленного опыта, связанного с обучением в процес­се деятельности: чем больше компания производит, тем больше она узнает о том. как сделать производство эффективным.

Дифференциация продукта имеет место в том случае, если фирма производит продукт, отличающийся от продуктов конкурентов какими-либо привле­кательными с точки зрения покупателей особенностями. В результате фирма получает право повысить цену в зависимости от наличия таких отличительных особенностей, причем ценовая надбавка должна превышать расходы, поне­сенные в связи с приданием продукту отличительных черт. Уникальными могут быть как потребительские свойства самого продукта, так и послепродажный сервис

Многие продукты продаются по установившимся стандартным ценам, в то время как их качество превышает ожидания потребителей. В этом случае основная конкуренция разворачивается вокруг функциональности продуктов, продаваемых по одной, стандартной цене. Такая ситуация характеризуется как гибкая конкуренция. В этой ситуации преимущество получает компания, спо­собная обеспечить наилучшие потребительские свойства продукта при данной стандартной цене. Наиболее важный фактор гибкой конкуренции — способ­ность компании быстро внедрять инновации.

В действительности цены различных компаний, производящих аналогич­ную продукцию, могут существенно различаться. Существует несколько при­чин, объясняющих такие расхождения. Одна из них — различные технологии производства продукта. Производственные мощности некоторых компаний лучше приспособлены для выполнения определенного заказа, в результате чего компании получают выигрыш по издержкам. Другой причиной может быть степень загрузки заказами на момент установления цены. Фирмы, загру­женные не полностью, могут устанавливать умеренные цены, рассчитывая получить дополнительные заказы.

Еще одна причина значительных расхождений в ценах — различные мето­ды учета издержек и определения цены. Многие компании применяют оценоч­ные методы, которые не отражают реального уровня их издержек. Традицион­ные методы учета издержек во многих случаях искажают реальное положение и в некоторых ситуациях могут вызвать серьезные проблемы, если на их осно­ве устанавливаются цены. В крупносерийном производстве и при изготовлении относительно простых продуктов традиционные методы учета затрат приводят к их завышению, в то время как на мелкосерийные и технически сложные из­делия издержки оказываются заниженными. Таким образом, компании не име­ют представления о реальной рентабельности тех или иных продуктов или продаж.

Следовательно, любая компания, внедрившая более адекватные методы учета затрат, например по видам деятельности, получит конкурентное преиму­щество.

Если компания не стала лидером по издержкам, она должна знать свои реальные издержки, чтобы вести ценовую конкуренцию.

7.9. Реакция фирмы на изменение цен конкурентами

Фирмы очень неохотно идут на какое-либо изменение цен — либо на повы­шение, либо на понижение, — так как действия их не всегда могут быть пра­вильно поняты как потребителями, так и производителями и фирмы могут по­лучить меньше доходов и прибылей, чем ожидалось.

Причинами снижения цен могут быть следующие:

• стремление добиться доминирующего положения на рынке, завоевание соответствующей доли на рынке, вытеснение с рынка своих конкурентов;

сокращение доли рынка под воздействием ценовой конкуренции и стрем­ление ее восстановить:

недогрузка производственных мощностей и увеличение объема продаж, а следовательно, и производства за счет снижения цены;

потребность в увеличении наличных средств.

Снижение цен оправдано, если затраты на единицу продукции могут быть существенно снижены за счет увеличения объема продаж. Однако снижение цен и увеличение объема продаж не ведет к незамедлительному восстановле­нию прибыли, если переменные затраты составляют значительный удельный вес в общих издержках.

Погоня за увеличением рыночной доли также может привести к потере прибыли, причем не только краткосрочной, но и долгосрочной, в этом случае необходимо помнить о ценности каждого процента рыночной доли.

Всякое изменение цены должно быть увязано с эластичностью товара. Если фирма снизит цены на неэластичном рынке, то ожидаемого роста объема продаж может не произойти, и она понесет убытки. Если на элас­тичном, то рост продаж может увеличить прибыль. Однако если все про­давцы снизят цены, объем продаж возрастет незначительно и прибыли упадут.

Очень важен выбор момента снижения цен, он может быть обусловлен:

темпами снижения издержек:

изменяют ли свои цены конкуренты;

положением с запасами сырья и материалов.

Политика снижения цен окупается в том случае, если:

она позволяет в большей мере использовать эффект масштаба произ­водства, чем это доступно конкурентам;

она адресована узкой группе покупателей, что может и не вызвать от­ветной реакции конкурентов,

она касается товара, являющегося «убыточным лидером продаж», кото­рый продается без прибыли или даже с убытком с целью завоевания новой группы покупателей, которые будут приобретать другие товары фирмы.

Однако кризис переходной экономики сопровождается скорее повышением цен, которое связано прежде всего с инфляцией. В этих условиях надо говорить, конечно, не о степени снижения цен, а о разных темпах их повышения.

Многие предприниматели рассматривают повышение цен, с одной сторо­ны, как крайнюю, нежелательную меру, ибо она неизбежно вызовет противо­действие со стороны конечных потребителей, собственных сбытовых органи­заций и торговой сети. С другой стороны, если повышение цен будет принято

рынком, то оно приведет к повышению прибыли фирмы, а такая перспектива всегда привлекает к себе внимание. Если, например, прибыль фирмы состав­ляет 3% от оборота, то повышение цен всего на 1 % при сохранении объема сбыта вызовет увеличение объема прибыли уже на 33%.

Повышение цен может быть вызвано:

устойчивой инфляцией — существенным основанием для повышения цен является рост издержек. Растущие издержки, если они не вызывают соот­ветствующего повышения производительности труда, давят на величину рен­табельности и обусловливают периодические повышения цен. Часто фирмы повышают цены на основе будущих инфляционных ожиданий или опасаясь введения государственного ограничения цен;

наличием повышенного спроса.

Если действительно на рынке увеличился спрос и фирма правильно оцени­вает ситуацию, то она может повышать цену Повышенная, «эффективная» цена может вводиться различными способами и сопровождаться разными по­следствиями для потребителей.

Повышение цены обязательно должно сопровождаться разъяснительной работой с потенциальными потребителями через средства маркетинговой ком­муникации, прежде всего через рекламу. В противном случае фирма рискует потерять часть своего рынка сбыта.

Но даже в случае высоких издержек и повышения спроса можно обойтись без прямого повышения цен, прибегнув к более завуалированным формам, чтобы не раздражать покупателей, а именно:

уменьшить содержимое одной упаковки, вместо того чтобы повышать ее цену;

использовать более дешевые материалы или детали;

несколько упростить изготовление продукта или его оборудование раз­личными дополняющими приспособлениями;

сократить или вообще не предоставлять бесплатно дополнительные услуги, например доставку и инсталляцию;

использовать более дешевые упаковочные материалы;

сократить число предлагаемых моделей или модификаций продукта;

ввести новую марку товара: «дешевую модель» на смену старой, более сложной и дорогой.

Конечно, во всех названных случаях надо внимательно следить за измене­ниями спроса и его ценовой эластичности.

На неэластичном рынке повышение цены может привести даже к увеличе­нию объема продаж, а следовательно, и повышению прибыли, если покупатель

воспринимает товар как товар повышенного качества в случае назначения на него высокой цены.

Фирма может пойти на увеличение цены и на эластичном рынке, если она считает, что цены в отрасли слишком низкие, т. е. она дает сигнал конкурентам поднять цены; если они ответят, то прибыль после первоначального сокраще­ния может существенно возрасти.

Учитывать реакцию конкурентов по изменению цены следует, если число продавцов на отраслевом рынке мало, товары и* схожи (слаба дифференциа­ция продукта), покупатели хорошо информированы.

Конкурентная реакция может быть двоякого рода Во-первых, конкурент может реагировать примерно одинаково на сходные ценовые изменения фирмы, что упрощает оценку его реакции. Во-вторых, конкурент может реа­гировать по-разному на каждое следующее изменение цен в зависимости от своих интересов на данный момент. Как раз эта, последняя и наиболее слож­ная ситуация встречается на практике чаще всего. Чтобы ее предусмотреть, необходимо изучать финансовое положение фирмы-конкурента, ее текущий оборот, загрузку мощностей, доверие к ней потребителей, а также ее цели в бизнесе. Если целью конкурента является увеличение или поддержание оп­ределенной доли рынка, то, вероятнее всего, он последует за ценовыми из­менениями фирмы-инициатора. Если же целью конкурента является макси­мизация прибыли, то он будет реагировать в стратегическом плане с помо­щью иных средств, например усилением рекламы или улучшением качества своей продукции.

Фактически, как показывают исследования, многие предприниматели ожи­дают, что конкуренты последуют за ними в случае понижения цен, хотя здесь имеются значительные различия в зависимости от конъюнктурной ситуации. В случае повышения своих цен большинство фирм, напротив, не ожидают, что конкуренты последуют за ними, во всяком случае при нормальной и неблаго­приятной экономической конъюнктуре. Помимо этого ценовая неустойчивость увеличивается в периоды спада, причем в сторону понижения цен. Далее, це­новые реакции наступают в первую очередь и сильнее всего для тех фирм, которые занимают более 20% доли рынка своей основной продукции. Другими словами, чем выше доля рынка, тем сильнее ценовая конкуренция.

Для выявления реакции конкурентов необходимо максимально знать об участниках рынка. Если фирма считает, что цены на товары конкурента так низки, что они обеспечивают ему минимальную прибыль, то она может снизить цены на свои товары-аналоги, так как возможности снижения цен конкурентом ограничены. На товары, которые соперничают с товарами конкурента и на которые конкурент недавно повысил цены, можно провести повышение цен, так как конкурент вряд ли пойдет на повторное увеличение цены.

Реакция конкурентов может быть различна, так как они отличаются друг от друга размерами, долей рынка, целями. Один из путей выявления реакции кон­курента — это проанализировать те действия, которые фирма сама бы пред­приняла в аналогичной ситуации.

При ответной реакции фирмы на изменение цен конкурентом ей следует ответить на ряд вопросов:

С какой целью он изменил цену (для завоевания рынка, для компенсации издержек, для дозагрузки производственных мощностей, чтобы положить на­чало изменению цен в отрасли в целом)?

Планирует ли конкурент изменение цен на время или на длительный пе­риод?

Что произойдет с допей рынка фирмы и ее доходами, если она не примет ответных мер?

Собираются ли принимать ответные меры другие фирмы?

Какими могут быть ответы конкурента и других фирм на каждую из воз­можных ответных реакций?

Если у фирмы один крупный конкурент, то его реакцию можно предусмот­реть. Но это скорее исключение, чем правило. Обычно у фирмы на рынке гораз­до больше конкурентов и приходится предугадывать реакцию каждого из них.

Фирмы, которые придерживаются активного ценообразования, готовят ры­нок к своим ценовым реакциям так, чтобы увеличить вероятность желатель­ной реакции конкурентов. Фирмы иногда ошибочно полагают, что «чем меньше конкуренты знают о нас. тем лучше". Однако может оказаться, к примеру, по­лезным убедить конкурентов, что цена снижена на изделие, производство ко­торого прекращено. Это позволит избежать истолкование снижения как агрес­сивного шага, требующего решительных ответных действий.

Имеются многочисленные способы общения с конкурентами: заявления в печати, ежегодные собрания и отчеты, публикуемые прайс-листы и т. п. Кроме того, в ходе обычного общения с покупателями фирма общается и с конкурен­тами. Путем тщательного применения различных механизмов формирования условий ценовых акций можно в конечном счете добиться желательной реак­ции со стороны конкурентов. При этом необходимо учитывать, что в качестве ответной реакции может быть и неценовой вариант, конкуренты могут отреа­гировать изменением качества продукции или рекламы.

Ценовые лидеры часто вынуждены бороться с агрессивной ценовой поли­тикой со стороны более мелких конкурентов, желающих повысить свою до

на рынке. Ярким примером этого является современный компьютерный рынок, в том числе российский, где нескольким мировым гигантам противостоит мас­са более или менее крупных конкурентов, активно снижающих цены. Если про­дукция конкурента и ценового лидера сопоставима, то в результате снижения цен возможно сокращение доли рынка последнего или даже его вытеснение. Чтобы противостоять этому, ценовой лидер имеет много других возможностей, а именно:

не изменять цену в надежде на свою репутацию, полагая, что хорошие клиенты не покинут его. Но проявлению подобной твердости мешает сознание того, что позиции конкурентов на рынке укрепляются, а также протесты и па­ническое настроение сотрудников собственной сбытовой сети;

повысить полезность своего товара, сохранив прежние цены, путем улучшения продукта, обслуживания потребителей и маркетинговых коммуни­каций. Это может оказаться дешевле, чем снижать цены;

снизить цену, уменьшая одновременно издержки, за счет увеличения объема сбыта, чтобы не потерять свою долю рынка. При этом надо попытаться сохранить полезность товара;

поднять цену и имидж своего товара по отношению к изделию конкурента;

вынести на рынок новую конкурирующую марку по низкой цене при со­хранении старого изделия и его цены, расширив продуктовую линию. Это осо­бенно выгодно при существовании опасности потерять свою долю рынка.

Любая фирма, для того чтобы добиться влияния на общий уровень цен и действительного контроля над своей долей рыночных продаж, должна обеспе­чить собственные сильные позиции по уровню затрат и дифференциации про­дукции. При этом следует придерживаться гибкости и не цепляться упорно за какое-то положение или присутствие на каждом сегменте рынка.

Как правило, ответное решение по ценам принимать необходимо быстро и просчитывать различные варианты времени нет, поэтому фирма должна пред­видеть возможные ценовые маневры конкурентов и заблаговременно подгото­вить ответные меры.

7.10. Эконометрические методы определения цен

Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а до­полняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и/ или технологически однородных машин, предназначенных для выполнения од­них и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных

технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми произ­водственными операциями.

Анализ производственных затрат позволяет установить, что нормы расхо­да материальных и трудовых ресурсов, как правило, изменяются при измене­нии технико-экономических параметров.

В связи с этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценностные соотношения.

Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимос­ти от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на еди­ницу параметра. Такие методы получили название нормативно-параметриче­ских. К их числу относят следующие методы: удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный.

Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основ­ного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена и :

4> = 4,'П,

где Ц — цена базисного изделия: П4— величина параметра базисного изделия Затем рассчитывается цена нового изделия Ц

(16)

Наши рекомендации