Неразрывность производства и потребления услуг
Методы и формы обслуживания. Предоставляемые услуги.
Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики.
Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. В России сфера услуг по темпам роста и появлению новых видов услуг обгоняет производственную сферу по её приспособлению к потребностям рынка и потребителей.
Рынок услуг отличает от других рынков, главным образом, следующим:
1. Услуга не существует до её предоставления. Это делает практически невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые и полученные результаты.
2. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Маркетинг услуг - это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиента.
Возрастание роли услуг в экономике связано, прежде всего, с усложнением производства, насыщением рынка товарами повседневного спроса. Развитие производства в настоящее время невозможно без финансовых, информационных, транспортных и других услуг.
Свыше 40 % размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг, в основном в торговлю, банковские услуги, страхование.
Услуга рассматривается как конкретный результат экономически полезной деятельности. Экономическая потребность делает услугу предметом торговли -товаром.
Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они имеют промышленный характер, либо удовлетворяют личные потребности, могут быть реализованы неквалифицированными, либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителя. Одни виды услуг требуют больших капиталовложений, например, авиаперевозки, другие - небольших – консультационные.
Таблица 1 - Типы услуг.
N п/п | Типы услуг | Сфера услуг |
1. | Производственные | Инжиниринг, лизинг, обслуживание оборудования и др. |
2. | Распределительные | Торговля, транспорт, связь |
3. | Профессиональные | Банки, страховые, финансовые консультационные, рекламные и другие учреждения. |
4. | Потребительские (массовые) | Услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением. |
5. | Общественные | ТВ, радио, образование, культура |
В обществе постоянно появляются новые виды услуг:
· новые виды деловых (профессиональных) услуг – торговля недвижимостью, размещение свободных средств, информационные, маркетинговые и рекламные услуги, составление бухгалтерских балансов и отчетов, электронный секретарь;
· услуги по воспитанию и обучению детей – гувернантки, частные сады и школы;
· услуги по уходу за животными – их лечение, кормление, прогулки и временное содержание;
· другие разнообразные виды услуг, в которых проявляется потребность в обществе.
Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством:
Во-первых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Большинство услуг базируется на прямых контактах между производителем и потребителем.
Во-вторых, в промышленности возрастает роль обслуживания, включающее ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и др. услуги, связанные с продажей товаров.
В-третьих, сфера услуг больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства, например транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, коммунальные услуги и др.
Услуги в сфере нематериального производства достаточно разнообразны: ремонт техники, перевозка пассажиров, доставка грузов, обучение и консультации, бытовое и медицинское обслуживание, хранение денег, операции с ценными бумагами и недвижимостью, страхование и многие другие виды деятельности.
При всем многообразии эти услуги имеют следующие характеристики:
1. Нематериальный характер.
2. Неразрывность производства и потребления.
3. Неоднородность или изменчивость качества.
4. Неспособность услуг к хранению.
Нематериальный характер услуг означает, что их нельзя транспортировать, упаковывать или изучать до получения этих услуг. Это затрудняет процесс продажи услуг, поскольку возникают следующие проблемы:
во-первых, сложно показать клиентам свой товар;
во-вторых, еще более сложно объяснить клиентам, за что они платят деньги.
Предприятие может лишь описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги, а сами услуги можно оценить только после их выполнения.
Для продвижения услуг на рынок фирмы обращаются к новым видам услуг -имиджмейкерским услугам. Т.е. с целью укрепления доверия со стороны клиентов организация, оказывающая услуги должна принять ряд мер:
- повысить значимость услуг:
- заострить внимание на выгодах от услуги;
- привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость;
- провести рекламную компанию.
Неразрывность производства и потребления услуг.
Специфика производства услуг заключается в том, что в отличие от других товаров, услуги нельзя произвести впрок и хранить.
Как показывает практика, в сбыте услуг требуется больше личного участия, внимания, контактов и получения информации от потребителей, чем необходимо при реализации товаров.
Важным конкурентным преимуществом предприятий в сфере услуг является высокий профессиональный уровень знаний и навыков продавцов услуг.
В тех сферах услуг, где контакты с потребителями незначительны, наибольшую роль играет техническая квалификация персонала (ремонт и обслуживание бытовой техники, производство оборудования и т.д.).
Изменчивость услуг.
Качество услуги довольно сильно зависит от того, кто ее обеспечивает, а также от того, где и когда она предоставляется.
Для уменьшения изменчивости услуг и повышения их качества необходимо:
- во-первых, постоянно повышать квалификацию служащих;
- во-вторых, постоянно информировать население о качестве предоставляемых услуг;
- в-третьих, изучать потребительские притязания по отношению к данному виду услуг.