Организация нефтехозяйства и электрохозяйства
Организация нефтехозяйства включает определение потребности в нефтепродуктах, их хранение и рациональное использование.
Потребность в нефтепродуктахопределяют на основе технически обоснованных норм их расхода и объемов работ, выполняемых соответствующей техникой.
Для тракторов, используемых в растениеводстве, необходимое количество дизельного топлива рассчитывают по технологическим картам возделывания и уборки урожая сельскохозяйственных культур (включая многолетние насаждения), используя два способа.
При первом способе исходят из объема полевых и тракторно-транспортных работ по каждой культуре, действующих норм выработки и индивидуальных норм расхода топлива на 1 усл. эт. га, установленных по маркам тракторов с учетом применяемых сельскохозяйственных машин (прицепных и навесных), их состава в агрегате и условий работы (длина гона, удельное сопротивление почвы, сложность конфигурации полей и т. д.).
В технологической карте определяют объем каждого вида работ в условных эталонных гектарах путем деления его в физических единицах на норму выработки и умножения полученного количества нормо-смен на эталонную выработку трактора соответствующей марки за 7-часовую смену. Затем индивидуальную норму расхода дизельного топлива умножают на объем каждой работы в условных эталонных гектарах и результаты суммируют. Это и будет потребность в дизельном топливе по соответствующей культуре.
При втором способе применяют групповые нормы расхода дизельного топлива на 1 усл. эт. га полевых работ и 1 т-км тракторно-транспортных по группам культур (зерновые и зернобобовые, кормовые, овощные и др.), что значительно упрощает расчеты, так как не требуется выполнять их по каждой культуре. Групповые нормы устанавливают на примере типичных хозяйств как средневзвешенные величины: на полевых работах — делением общего расхода топлива по группе культур и в целом по отрасли на объем работ в условных эталонных гектарах по этим группам культур и отрасли, а на тракторно-транспортных работах — делением общего расхода топлива на объем грузоперевозок в тонно-километрах. Они учитывают структуру посевных площадей и машинно-тракторного парка, технологию и организацию производства, основные нормообразующие факторы.
Для тракторов, используемых в мелиорации, полезащитном лесоразведении, животноводстве, строительстве, потребность в дизельном топливе, рассчитывают исходя из планируемого объема работ и установленных норм расхода топлива на единицу работ.
Для комбайнов и других самоходных машин планируемое количество топлива определяют по технологическим картам в соответствии с объемами работ в физических единицах и нормами расхода топлива, которые повышают на полеглых и высокоурожайных посевах культур.
Для грузового автотранспорта (включая автоцистерны) количество необходимого бензина и дизельного топлива рассчитывают на основе объемов грузоперевозок (в т* км) и средней нормы их расхода на 1 т * км, для легковых и специализированных автомобилей, работу которых учитывают только в километрах пробега, — исходя из планового пробега, норм расхода топлива и конкретных условий производства.
Для стационарных и передвижных двигателей, силовых установок
потребность в нефтепродуктах планируют исходя из норм их рас
хода на 1 кВт (л. с.) в час по заводским инструкциям, мощности
двигателя, коэффициенту ее использования и времени работы в
течение года.
Кроме того, определяют потребность в топливе на обкатку, ремонт, техническое обслуживание и холостые переезды тракторов, комбайнов, автомобилей по нормам его расхода на эти цели. V
Потребность в смазочных материалах планируют по нормам их расхода в процентах к основному топливу и нормам расхода масел, установленных на техническое обслуживание, ремонт и обкатку тракторов, комбайнов и автомобилей.
При отсутствии групповых или других норм расхода топлива и смазочных материалов потребность в них определяют на основе средних норм, сложившихся в хозяйстве за предшествующие годы, с учетом планируемых мероприятий по экономии нефтепродуктов и изменений в условиях работы.
Необходимый объем завоза нефтепродуктов устанавливают исходя из потребности в них в планируемом году, наличия и переходящих запасов каждого вида топлива и смазочных материалов. До начала массовых работ требуется иметь минимальный запас топлива, обеспечивающий работу в течение 10 дней (время отстоя дизельного топлива при систематическом его завозе). В случаях значительной удаленности или наличии естественных препятствий, плохих дорог и т. п. запас нефтепродуктов должен обеспечивать потребности в них в течение отсутствия связи хозяйства с поставщиками.
Хранение нефтепродуктов в хозяйствах осуществляют на нефтебазе на центральной усадьбе и на складах нефтепродуктов или стационарных постах заправки машин в крупных механизированных подразделениях. В бригадах, не имеющих складов, заправку тракторов производят с помощью передвижных постов.
Нефтебазы и склады для нефтепродуктов строят по типовым проектам. Они имеют площадку с приемо-раздаточными устройствами для нефтепродуктов, резервуары и емкости для хранения топлива и смазочных материалов, трубопроводы с задвижками и средства пожаротушения. Оборудование должно обеспечивать раздельный прием, хранение, отпуск и минимальные потери различных видов нефтепродуктов.
Передвижные посты заправки машин представляют собой механизированные агрегаты на шасси грузового автомобиля или тракторного прицепа.
Численность работников нефтехозяйства предприятия определяют самостоятельно. Ее устанавливают в зависимости от объемов расхода топлива и смазочных материалов. Так, при расходе свыше 500 т в год целесообразно назначать заведующего нефтехозяйством и кладовщика нефтебазы на центральной усадьбе, а при заправке на этой базе более 25—30 машин в день, кроме того, — одного заправщика. При расходе топлива и смазочных материалов от 100 до 500 т достаточно иметь лишь заведующего нефтехозяйством, а при расходе менее 100 т возлагать его обязанности на кладовщика запасных частей и других материальных ценностей. В механизированных подразделениях должен быть специальный заправщик или учетчик-заправщик машин.
Заведующий нефтехозяйством осуществляет работы по приему, хранению и выдаче топлива и смазочных материалов, снабжает ими производственные подразделения, оформляет документы на их поступление и отпуск, организует сбор отработанных нефтепродуктов, обеспечивает технически исправное состояние складских помещений, цистерн, оборудования, комплекта противопожарного инвентаря.
Рациональное использование нефтепродуктов предусматривает устранение их потерь (во многих хозяйствах они достигают 10— 11 % общего расхода топлива и смазочных материалов) и правильное использование техники.
Потери могут быть из-за неисправности емкостей, используемых при перевозке и хранении нефтепродуктов, повышенного их испарения в случаях недостаточного заполнения и отсутствия специальной окраски цистерн, наличия в них открытых горловин.
Значительные потери бывают при заправке тракторов, комбайнов и автомобилей вручную без соответствующих средств. Большой перерасход топлива и смазочных материалов наблюдается в связи с некачественным ремонтом двигателей и плохим техническим обслуживанием машин. Устранение этих недостатков позволяет сокращать потери нефтепродуктов.
Экономному расходованию топлива и смазочных материалов способствуют полное использование мощностей тракторов на основе рационального комплектования агрегатов, сокращение холостых переездов и времени работы двигателей на стоянках, рациональная организация механизированных процессов (оптимальные длина гона и ширина загонки, эффективный способ движения на поле, сокращение времени под разгрузкой комбайнов и т.д.).
В каждом хозяйстве целесообразно разработать условия и размеры премирования работников за экономию нефтепродуктов.
Организация электрохозяйства. На сельскохозяйственных предприятиях электрохозяйство — это вспомогательное производство и, вместе с тем, один из решающих факторов осуществления научно-технического прогресса в растениеводстве и животноводстве. Так, использование 1 кВт • ч электроэнергии экономит затраты труда до 3,5 чел.-ч и более.
Электрохозяйство состоит из электросетей, трансформаторов, электростанций, электродвигателей, измерительных приборов, электроламп, других токоприемников и электрооборудования. Их мощность должна соответствовать потребности предприятия в электроэнергии. Если она превышает потребность, то это приводит к полному или частичному бездействию некоторых токоприемников и электрооборудования, что увеличивает себестоимость электрифицированных процессов.
Потребность в электроэнергии для производственных целей
сельскохозяйственные предприятия определяют путем умножения мощности электродвигателей и других токоприемников (в
кВт * ч), включая вновь вводимые в эксплуатацию, на количество
часов работы в течение планируемого периода их применения, а
для коммунально-бытовых нужд — исходя из численности населения и установленных норм потребления на одного человека в
год. При этом целесообразно выделять максимальную потребность в электроэнергии по месячным и суточным графикам ее
использования.
При составлении месячных графиков на основе технологических карт учитывают потребность в электроэнергии на производственные и другие цели. В суточном графике устанавливают потребность и объекты потребления по часам. График необходим для более полного и равномерного использования электроэнергии токоприемников и электрооборудования, чтобы не допускать проектирования завышенной мощности. На напряженные периоды
планируют подачу электроэнергии в ночное время и организуют работу электромонтеров в две или три смены.
Сельскохозяйственные предприятия используют в основном электроэнергию сторонних организаций, с которыми заключается договор. К нему прилагается акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности. Согласно договору электроснабжающая организация имеет право, предварительно предупредив хозяйство, прекратить полностью или частично подачу электроэнергии в следующих случаях: неудовлетворительное состояние электроустановок, угрожающее аварией, пожаром и создающее угрозу жизни персонала и сельскохозяйственных животных; самовольное присоединение токоприемников к сети электроснабжающей организации или увеличение их мощности; отсутствие персонала, для обслуживания электроустановок; неоплата платежного документа за электроэнергию в установленные сроки. Кроме того, электроснабжающая организация прекращает подачу электроэнергии при ремонтах, реконструкции и плановых отключениях электросети.
Однако в хозяйствах есть такие производства, которые не могут нормально функционировать при перерывах в электроснабжении (тепличные комбинаты, молочные фермы и комплексы, птицефабрики и др.). Поэтому для таких производств необходимо иметь резервное электроснабжение по второй линии электропередачи и резервные дизельные электростанции, в том числе передвижные. Последние устанавливают в кузовах автомобилей и на автоприцепах или на одноосных тракторных прицепах.
Электрохозяйство обслуживают служба главного (старшего) энергетика предприятия. Численность электромонтеров рекомендуется устанавливать на основе примерных штатных нормативов в зависимости от количества электроустановок и объема потребляемой электроэнергии. На крупных сельскохозяйственных предприятиях из электромонтеров организуют три специализированные группы. Первая обеспечивает техническое обслуживание и ремонт электроустановок в соответствии с системой планово-предупредительных мероприятий. Вторая занимается их производственной эксплуатацией с закреплением за каждым электромонтером определенных подразделений (цехов, бригад, ферм и т. д.). Третья 'группа выполняет электромонтажные работы.