Тема 8. Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц
Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц по их просьбе либо нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, преследует общественные и государственные цели.
Гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц: обращение в суд с целью возбуждения дела и дачу заключения по делу. При этом необходимо обратить внимание на то, что вторую форму могут реализовывать только государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 47 ГПК).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе возбуждать гражданские дела только в случаях, предусмотренных законом. При этом такое право может быть реализовано указанными лицами при наличии двух предпосылок: существования у лица, в интересах которого возбуждается дело, права на обращение в суд и соблюдения порядка обращения в суд. Принимая заявление от таких лиц, суд должен проверить, предоставлено ли им законом право возбуждения гражданского дела. Например, в соответствии со ст. 44 Закона РФ ото 07.02.1992 г. №2300-1 (ред. от 18.07.2011) «О защите прав потребителей»[12], органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Особенностью данной формы является то, что в случаях, предусмотренных законом, дело возбуждается по просьбе заинтересованных лиц, кроме случаев возбуждения дела в защиту интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Лица, обратившиеся в суд в защиту чужих интересов, пользуются в процессе всеми правами и обязанностями истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. К таким лицам нельзя предъявить встречный иск, т.к. они не являются субъектами спорного материального правоотношения.
В случае отказа соответствующих органов, организаций или граждан от иска, предъявленного в защиту прав и, свобод и законных интересов других лиц, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Следует обратить внимание, что в некоторых случаях материальный закон допускает участие в деле также отметчика в процессуальном смысле, хотя ст. 46 ГПК это не предусмотрено. Например, когда родителям не известно, кто усыновил их ребенка, то требование об отмене усыновления предъявляются к органу опеки и попечительству по месту вынесения решения об усыновлении. Орган опеки и попечительства может быть процессуальным ответчиком также по искам о восстановлении в родительских правах и о возврате ребенка (ст. 72 СК).
Особенностью второй формы является то, что в случаях, предусмотренных законом, государственные органы и органы местного самоуправления могут вступить в дело до вынесения судебного решения по собственной инициативе, инициативе суда или лиц, участвующих в деле.
Цель участия данных органов в гражданском процессе – осуществление возложенных на них функциональных обязанностей по защите прав граждан, государственных и общественных интересов.
ГПК РФ предусматривает обязательное участие государственных органов и органов местного самоуправления только по некоторым категориям дел особого производства (ст. 273, 284, 286, 288 ГПК). По другим делам они вступают или привлекаются к участию в деле в случаях, прямо предусмотренных законом.
Заключение, даваемое государственными органами и органами местного самоуправления должно быть основано на известных им или установленных при обследовании фактах, из которых делается правовой вывод. Оно составляется по поручению руководителя соответствующего органа и удостоверяется подписью обследователя (комиссии) и руководителя.
Заключение соответствующих органов имеет важное доказательственное значение, но не является обязательным для суда. Свое несогласие с заключением суд должен мотивировать.
В соответствии с ч.2 ст. 47 ГПК, в случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления в целях осуществления возложенных на них обязанностей по защите прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данные органы участвуют в гражданском процессе для дачи заключения по вопросам, связанным с их компетенцией. Они не имеют материальной заинтересованности в исходе дела.
Необходимо обратить внимание на то, что дача заключения государственными органами и органами местного самоуправления сближает их с прокурором. Тем не менее, в участии этих органов при даче заключения имеются существенные отличия. Так, прокурор может участвовать в любом гражданском деле, а соответствующие органы – только по определенным делам, установленным законом. Прокурор дает правовое заключение как по отдельным вопросам, так и по всему делу в целом, а государственные органы и органы местного самоуправления – лишь по вопросам, связанным с их компетенцией.