Методические рекомендации. Прирешении задачи 1 вначале определяются коэффициенты рождаемости исмертности
Прирешении задачи 1 вначале определяются коэффициенты рождаемости исмертности, затем на их основе и численности населения в базисном периоде рассчитывается прогнозная численность.
Решение задачи 2 требует знания состава трудовых ресурсов.
При решении задачи 3 следует иметь в виду, что численность работников в отраслях материального производства зависит от темпов роста объемов производства и уровня производительности труда в прогнозном периоде.
Решение задачи 4 предполагает в первую очередь определение трудовых ресурсов в прогнозном периоде и численности занятых по всем видам деятельности, затем - составление прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов и расчет количества безработных и уровня безработицы.
Уровень безработицы следует рассчитывать в двух вариантах: 1) как отношение количества безработных к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте; 2) как отношение количества безработных к экономически активному населению.
Принятие решений в ситуации 5 требует знаний сущности скрытой безработицы, методики ее определения и содержания программ занятости.
Для принятия решений в ситуации 6 необходимо знать источники увеличения трудовых ресурсов и пути повышения эффективности их использования..
Тема 12. Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни народа
Основные понятияи тезисы
Вданной теме рассматриваются основные направления социальной политики, показатели, характеризующие уровень жизни населения, социальные нормы и нормативы, их роль, прогнозирование и регулирование оплаты труда, баланс денежных доходов и расходов населения и определение реальных доходов населения.
Социальная политика — это система мер и подходов, связанных с решением проблем повышения благосостояния населения, его духовного и физического развития, обеспечения защиты социально уязвимых слоев населения. Составными частями социальной политики являются политика доходов, социальная защита граждан, молодежная политика, развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания.
В процессе становления рыночных отношений обостряются социальные проблемы и государство вынуждено создавать принципиально новую законодательную и нормативную базу социальной защиты населения.
В системе социальной защиты можно выделить три подсистемы:
защита всех социально-демографических групп населения;
социальные гарантии трудоспособным членам общества;
меры социальной защиты нетрудоспособного населения страны.
Коренным образом изменяются принципы финансирования развития социальной сферы. Сокращается доля бюджетных средств и осуществляется сочетание бесплатных услуг с платными. Через общественные фонды потребления предусматривается обеспечивать гарантированный уровень потребления социальных благ для всех слоев населения, а сверх него — на платной основе.
Уровень жизни представляет собой степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилищные условия, социальное обеспечение.
Комплексный анализ уровня жизни населения осуществляется в трех аспектах:
в сравнении с прошлым периодом;
в сопоставлении с научными нормами уровня жизни (с рациональным и минимальным потребительским бюджетами);
в сравнении с другими государствами.
В мировой практике на первое место ставится уровень и динамика здоровья. Основным измерителем здоровья является показатель средней продолжительности жизни населения.
Обобщающими показателями, характеризующими уровень жизни населения, являются ВВП на душу населения, общий объем потребления материальных благ и услуг, реальные доходы населения.
Для международных сравнений стал исчисляться индекс человеческого развития (ИЧР). Он определяется с учетом ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образованности населения. Считается, что страна с ИЧР выше 0,8 имеет высокий уровень развития.
При формировании и реализации социальной политики используется система социальных нормативов, которые характеризуют целевые установки развития социальных процессов. Рекомендуется разрабатывать три вида социальных нормативов: минимально допустимые; рациональные (оптимальные); максимально допустимые (для отдельных условий труда и состояния окружающей среды).
К социальным нормативам относятся: минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, рекомендуемые нормы потребления важнейших продуктов на одного человека в год, нормы жилой площади и др.
Важнейшим обобщающим социальным нормативом является минимальный потребительский бюджет (МПБ). МПБ определяет величину дохода и расхода на потребление потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он разрабатывается на основе обоснованных норм и нормативов по продуктам питания, основным непродовольственным товарам и платным услугам. При формировании МПБ используется нормативная потребительская корзина. Набор продуктов, входящих в потребительскую корзину, по мере изменения условий жизни может пересматриваться. МПБ разрабатывается для различных социально-демографических групп населения и должен использоваться в качестве социального ориентира при установлении минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.
На основе МПБ определяется прожиточный минимум, который представляет собой минимальный уровень потребления материальных благ и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека и сохранение его здоровья. Он определяет черту бедности, ниже которой не обеспечивается простое воспроизводство населения. В США он составляет 12 тыс. дол., в Швейцарии — 16 тыс. дол. Для слаборазвитых стран Африки и Азии ООН установлен прожиточный уровень в 1000 дол. в год.
К числу основных социальных нормативов относится и минимальная заработная плата (МЗП). Она является важным регулятором экономики.
Экономический смысл МЗП заключается в ее определении как нижней границы цены рабочей силы. На ее основе регулируется оплата труда.
С целью повышения уровня мотивации исполнителей к эффективному труду и обеспечения воспроизводства рабочей силы осуществляется прогнозирование оплаты труда. Оно предполагает прогнозирование средней заработной платы и фонда оплаты труда, который должен увязываться с реальными доходами населения, покупательными фондами и другими показателями.
На предварительных этапах проведения прогнозных расчетов фонд оплаты труда определяется путем проведения укрупненных расчетов исходя из прогнозируемого уровня средней заработной платы и прогнозируемой численности занятых по отраслям народного хозяйства. На последующих этапах прогнозирования и планирования производятся детализированные расчеты фонда оплаты труда.
Система регулирования оплаты труда включает:
установление определенного уровня минимальной заработной платы;
налоговое регулирование расходов предприятий и организаций на оплату труда и индивидуальных доходов;
договорное регулирование условий оплаты труда (тарифные соглашения, коллективные договоры);
регулирование соотношений в оплате труда работников различных профессионально-квалификационных групп на основе Единой тарифной сетки и др.
Основное место в механизме дифференциации заработной платы отводится тарифной системе.
Для увязки денежных доходов и расходов населения разрабатывается баланс денежных доходов и расходов населения. Он составляется в целом по стране, регионам и социальным группам населения. Баланс состоит из двух частей: 1) доходы; 2) расходы и сбережения. Доходы включают оплату труда работников всех категорий, доходы от продажи продуктов сельского хозяйства, социальные трансферты, поступления из финансовой системы, доходы от собственности и др.
В расходной части отражаются расходы на покупку товаров, оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, средства на покупку жилых помещений, изменение вкладов, приобретение ценных бумаг, покупка валюты и др.
При разработке прогнозного баланса доходы по оплате труда определяются на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровнях. Социальные трансферты рассчитываются исходя из среднего размера пенсий, стипендий, пособий в прогнозном периоде и контингента, получающего перечисленные выплаты. По другим статьям доходов данные определяются, как правило, эмпирически. В расходной части обязательные плателси определяются нормативным методом. По оплате услуг расходы могут рассчитываться с применением методов экстраполяции, экспертных оценок, факторных моделей. Изменение вкладов, приобретение ценных бумаг, валюты определяются эмпирически. Размер средств на покупку товаров определяется как разница между денежными доходами населения и расходами по всем статьям расходной части баланса.
На основе баланса денежных доходов и расходов рассчитываются реальные доходы населения.
Реальные доходы представляют собой величину номинальных доходов (за вычетом обязательных платежей), скорректированную на индекс потребительских цен. Номинальные доходы включают денежные и натуральные доходы, а также материальное потребление в сфере общественного обслуживания,
На реальные доходы населения оказывают существенное влияние изменения оплаты труда, ставок налогов и отчислений, общественных фондов потребления, доходов от предпринимательской деятельности и потребительских цен.
Прогнозируются общая сумма реальных доходов населения, реальные доходы на душу населения и темпы их изменения.
Контрольные вопросы и тесты
1. В чем сущность социальной политики и каковы ее составные ча
сти?
2. Какие показатели характеризуют уровень жизни населения?
3. Какой показатель уровня жизни населения используется для
международных сравнений и как он определяется?
4. Какие социальные нормативы характеризуют целевые установ
ки развития социальных процессов?
5. Что собой представляет минимальный потребительский бюджет
и на основе чего он формируется?
6. Как определяется бюджет прожиточного минимума и какова его
роль?
7. Каковы экономический смысл и роль минимальной заработной
платы?
8. Какова цель прогнозирования оплаты труда?
9. Каким образом осуществляется регулирование оплаты труда?
10.Какую роль играет тарифная система?
11.Длячегоразрабатывается баланс денежных доходов и расхо
дов населения, каково его содержание и методика разработки?
12.Что обеспечивается через общественные фонды потребления?
13.Что собой представляют реальные доходы населения?
14.Выберите правильный ответ. Какие факторы оказывают суще
ственное влияние на реальные доходы населения: а) изменение усло
вий оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности;
б) изменение ставок налогов и отчислений; в) изменение величины об
щественных фондов потребления; г) изменение потребительских цен;
д) все ответы верны.
15.Выберите правильный ответ. Как определяются темпы роста
реальных доходов населения: а) путем сравнения общей суммы ре
альных доходов населения по периодам; б) на основе сопоставления ре
альных доходов на душу населения; в) исходя из фактических и пла
новых данных о реальных доходах населения, путем корректировки
номинальных доходов на индекс потребительских цен; г) все ответы
верны.
(66
Проблемные ситуации и задачи
1. Определите фонд оплаты труда в прогнозном году и его измене
ние.
Исходные данные. Среднемесячная заработная плата рабочих, служащих, колхозников в базисном периоде — 130 тыс. руб., численность занятых в народном хозяйстве — 4470 тыс. человек.
В прогнозном периоде среднемесячная зарплата работников увеличится на 40 %, численность занятых в народном хозяйстве снизится на 1,3 %.
2. Доля оплаты труда в ВВП в базисном периоде составила 35 %,
ВВП равен 17 трлн руб.
В прогнозном периоде ВВП увеличится на 5,3 трлн руб.
Определите, какая сумма оплаты труда и каково ее изменение будут в прогнозном периоде, если доля амортизации в ВВП составит 27 %, прибыли — 23 %, чистых налогов (за вычетом субсидий) — 12 %.
3. На основе данных, представленных в таблице, составьте про
гнозный баланс денежных доходов и расходов населения и определи
те сумму средств, направляемых на покупку товаров.
Показатели | Сумма, трлн руб. |
Оплата труда всех категорий работников Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства Социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия) Доходы от собственности Доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы Оплата услуг Обязательные платежи и добровольные взносы Покупка ценных бумаг, валюты и другие расходы | 8,1 0,2 2,6 0,3 3,0 1,4 1,4 0,9 |
4. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) в базисном пери
оде составил 190 тыс. руб., бюджет прожиточного минимума (БПМ) —
114 тыс. руб.
Как изменится БПМ, если к концу прогнозного периода МПБ увеличится на 35 %? Соотношения между показателями останутся на уровне базисного периода.
5. Определите реальные денежные доходы на душу населения и
темпы их изменения в прогнозном периоде на основе данных, пред
ставленных в таблице.
Показатели | Базисный период | Прогнозный период |
Денежные доходы населения, трлн руб. | 11,2 | |
Обязательные платежи и добровольные взно- | ||
сы, трлн руб. | 1,05 | 1,4 |
Индекс потребительских цен, % | ||
Численность населения, млн человек | 10,0 | |
Темпы роста денежных доходов населения, % | ||
Изменение численности населения, % | -1 |
Методические рекомендации
При решении задачи 1 следует использовать укрупненный метод планирования фонда оплаты труда исходя из средней заработной платы работников и прогнозной численности занятых в народном хозяйстве.
Решение задачи 2 требует знаний содержания ВВП как валовой добавленной стоимости.
Задача 3 решается с использованием методики разработки баланса денежных доходов и расходов населения. Рассчитываются денежные доходы путем суммирования их по всем статьям, затем вычитаются расходы по всем направлениям, разница будет составлять сумму средств для покупки товаров.
Для принятия решений в ситуации 4 целесообразно основываться на соотношениях МЗП и БМП к МПБ, а также основных направлениях социальной политики страны на перспективу.
При решении задачи 5 необходимо знать сущность и методику определения реальных доходов населения, т.е. нужно учитывать влияние важнейших факторов на показатель, характеризующий уровень Жизни населения. Объясните, что будет происходить с реальными доходами населения при росте потребительских цен.
Тема 13. Прогнозирование и планирование потребительского рынка
Основные понятия и тезисы
Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения. Состав ■ структуру потребительского рынка можно классифицировать по:
региональному признаку;
назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);
каналам реализации товара (организованный и неорганизованный).
Важнейшими элементами рынка являются спрос, предложение, цена.
Спрос — это зеркало потребности. Он выступает как платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов.
Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся и ажиотажный спрос.
Реализованный спрос — это спрос, завершающийся покупкой товара.
Неудовлетворенный спрос — это часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в тот или иной момент не была реализована в связи с низким качеством товара, высокой ценой или отсутствием товара в продаже.
Формирующийся спрос представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых покупателями к потребительским свойствам, качеству и внешнему оформлению товаров, способных повлечь за собой необходимость существенной перестройки производства и торгового ассортимента.
Ажиотажный спрос характерен для тех товарных групп, по которым существует дефицит.
Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, демографические, природно-климатические, политические, НТП и др.
В целях изучения, формирования и прогнозирования спроса выделяется макроспрос (спрос на продовольственные и непродовольственные товары, на укрупненные группы товаров — ткань, обувь и др.) и микроспрос (спрос на отдельные виды товаров).
Спрос населения на товары народного потребления характеризуется объемом и структурой. Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которую население обменивает на товары. Он определяется величиной покупательных фондов населения. Структура спроса характеризует соотношение отдельных товарных групп в розничном товарообороте.
Под товарным предложением следует понимать количество товара, находящегося на рынке, или которое может быть доставлено на него. К факторам совокупного предложения следует отнести наличие внутренних ресурсов, издержки производства, уровень цен, импорт и цены на импортные товары, налоги, уровень техноло-
гий и др. Рост производства и развитие НТП способствуют увеличению предложения товаров на рынке, расширению внутренней и внешней торговли.
Спрос и предложение — две взаимообусловленные категории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Соотношение между спросом и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.
Эластичность спроса характеризует степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населения.
Эластичность предложения характеризует относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением его цены на рынке.
Главным параметром рынка является емкость рынка. Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Емкость рынка определяется, с одной стороны, платежеспособным спросом, а с другой — товарным предложением, т.е. объемом национального производства данного товара в стране, размерами импорта, изменением остатков товарных запасов на складах предприятий-изготовителей и запасов товаров у потребителей (продавцов).
С целью принятия решений по управлению рынком необходимо изучать конъюнктуру рынка.
Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организационных и других условий, определяющих в данный момент соотношение спроса и предложения.
Спрос прогнозируется на всех уровнях управления экономикой на долго-, средне- и краткосрочные периоды времени. Разрабатываются также оперативные прогнозы спроса (па хлеб и хлебобулочные изделия, мясопродукты и другие товары).
При прогнозировании спроса на конкретные товары народного потребления широкое применение получили методы экстраполяции (на начальных этапах краткосрочного прогнозирования), экспертные оценки, нормативный метод, факторные модели (у = f (x1 х2, х3,...,хп)).
На практике для изучения спроса широко используются наблюдения, опросы покупателей о покупательских намерениях (анкетные опросы, интервьюирование), ярмарки, выставки, книги предложений, тестирование, реклама.
На макроуровне наиболее широкое распространение для прогнозирования спроса получил нормативный метод. При определении спроса на длительную перспективу целесообразно использовать рекомендуемые (рациональные) нормы потребления. Краткосрочные прогнозы спроса следует строить с учетом корректировки фактического потребления продукта на душу населения на коэффициент, характеризующий соотношение темпов роста денежных доходов населения и потребительских цен впрогнозном периоде (при эластичном спросе).
При применении многофакторных моделей среди важнейших факторов следует учитывать изменение денежных доходов населения и потребительских цен. При стабильном уровне цен можно использовать однофакторные модели.
Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности спроса Кэ от формирующего его фактора рассчитывается по формуле
где У — уровень спроса за период; АУ— прирост спроса за период; X — значение фактора; АХ — изменение фактора за период.
Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модель поведения потребителей, которая базируется на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей. Модель имеет вид
где Yj— спрос нa j-й товар; Рj— цена на j-й товар; D — доходы потребителей; Qj , Qj— нижний и верхний пределы спроса j-го товара.
Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозный (плановый) период предполагает, с одной стороны, определение покупательных фондов, с другой — товарных ресурсов.
Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на по-
купку товаров. Определение покупательного фонда осуществляется по схеме:
Покупатель- = Денежные — Нетоварные ± Изменение сбережений в сбер-
ный фонд доходы расходы банке, у населения, приобре-
тение ценных бумаг, валюты
Необходимый объем товарооборота рассчитывается с учетом покупательного фонда, а также оборота по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли.
Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами наряду с прогнозированием покупательных фондов определяется возможный объем продаж товаров.
Возможный объем товарных ресурсов определяется на основе данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров. Для этого разрабатываются балансы предметов потребления по отдельным товарам и группам товаров.
Наряду с покупательными фондами необходимо определять спрос на отдельные виды, группы товаров, сопоставлять с ресурсами этих товаров и формировать структуру товарооборота.
Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. На втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. На заключительном этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовывают с промышленными предприятиями путем прямых договоров. Для обеспечения сбалансированности спроса и предложения должны разрабатываться меры, способствующие развитию и насыщению потребительского рынка.
Контрольные вопросы и тесты
1. Что собой представляет потребительский рынок, каковы его со
став и структура?
2. Перечислите важнейшие элементы потребительского рынка и
охарактеризуйте их.
3. Дайте характеристику реализованного, неудовлетворенного,
формирующегося и ажиотажного спроса.
4. Какие факторы оказывают существенное влияние на спрос?
5. Под влиянием каких факторов формируется товарное предло
жение?
6. Что характеризует эластичность спроса?
7. Что понимается под емкостью и конъюнктурой рынка?
8. Выберите правильный ответ. Какие методы применяются при
прогнозировании спроса на конкретные товары: а) методы экстрапо
ляции; б) экспертные оценки; в) факторные модели; г) нормативный
метод; д) все ответы верны.
9. Выберите правильный ответ. Что характеризуют покупатель
ные фонды: а) денежные доходы населения; б) возможный объем то
варных ресурсов; в) совокупный спрос населения на товары народно
го потребления; г) необходимый объем товарооборота; д) все ответы
верны.
10. Какова методика определения возможного объема товарных
ресурсов?
11. Как формируется структура товарооборота?