Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении цены Х(Р
Общий эффект |
1. Нормальный (стандартный) товар
2. Низкокачественный товар
Эффект дохода |
Эффект замещения
Общий эффект Эффект замещения
Эффект дохода Эффект замещения
3. Товар Гиффена
Эффект дохода
Общий эффект
■V |
Нормальное благо |
О О, С, X
/ Эффект дохода Товар Гиффена
Эффект замещения
Рис.4—17. Эффект дохода для товаров Гиффена
общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены (рис. 4—17). Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если
Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике
снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эффект дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрицательный эффект дохода Х;Х2 больше положительного эффекта замещения ХХ2, то общим результатом будет сокращение спроса на благо низшего порядка на величину Х^.
Товар Гиффена (СИ//еп доой) — это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х гг. В табл. 4—4 представлено потребление продуктов питания населением России в 1980—1994 гг. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением картофеля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных изделий (объем потребления которых остался практически на том же уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г.
Таблица 4—4
Потребление продуктов питания населением России
и зарубежных стран на душу населения
в 1980—1994 гг„ кг
Отношение | ||||||||
Развитые | Меди- | потребле- | ||||||
Продукты | к 1990, % | зарубежные | цинс- | ния 1994 г. | ||||
страны | кие | к меди- | ||||||
нормы | цинским | |||||||
нормам, % | ||||||||
Хлеб и хлебобу- | ||||||||
лочные изделия | ПО | 120,5 | ||||||
Сахар | 46,7 | 45,1 | 47,2 | 36,5 | ||||
Масло | ||||||||
растительное | 9,1 | 9,8 | 10,2 | 5,8 | 18,8 | 13,1 | ||
Картофель | 123,6 | 96,7 | ||||||
Овощи | 140,3 | |||||||
Бахчевые | ||||||||
культуры | ||||||||
Фрукты и ягоды | ПО | 80,3 | ||||||
Мясо и мясо- | ||||||||
продукция | ПО | 80,3 | ||||||
Рыба | 9,8 | 18,3 | ||||||
Молоко и моло- | ||||||||
копродукты | 359,9 | |||||||
Итого. | 701,6 | 959,8 | 959,7 | |||||
Яйца, шт. |
Подсчитано по. ЭКО, 1995, № 7, с. 11.
Несмотря на то что цены на картофель росли быстрее общего уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее количество продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вы-
4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 139
честь картофель и хлебобулочные изделия, то потребление продуктов питания на душу населения составит в России 468 кг, в развитых странах — 788 кг и согласно существующим медицинским нормам — 741 кг. Это означает, что потребление населения России составит только 63% по отношению к медицинской норме (и 59% по отношению к развитым зарубежным странам)
Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ.
4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
Свойство товаров или услуг удовлетво-Взаимодополняемость рятъ потребности (лиЧные или производ-
л г ственные) лишь в комплексе друг с дру-
гом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами (сотр1е-теп1ату доод.). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага X и V, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии НС- и ММ. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю. МК5 = 0.
Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки В. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означаем, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
V]
М
н
с,
0 N С X
Рис.4—18. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость
Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэф
фициента перекрестной эластичностиЕ^, показывающего элас
тичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:
Ех = (сЮ_х/О_х)/(с1Р /Р ), (4.7)
где О_х — величина спроса на благо X; Р — цена блага У.
О X
Рис.4—19. Относительная взаимодополняемость
Отрицательная перекрестная эластичностькомплементарных благ (Е^ < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо У изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше элас-
4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
тичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности Е°у = - «я. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо V приводит к полному исчезновению спроса на благо X. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.
ВзаимозаменяемостьСвойс™° благ (товаров или услуг) удовле-
5лар творять потребности (личные или про-
изводственные) за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ.Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино —театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами (зиЬ-зШиНопа1 доов.з). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис. 4—20). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: МЕЗ = сопб1.
Н
X
Рис. 4—20. Совершенная взаимозаменяемость
Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение НО под углом к прямой безразличия, то найти
Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рис. 4—21). В этом случае покупка блага X может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага V. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Е° (см. формулу 4.7)
Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (Е° > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо V изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага V, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Е° = + °°. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо V приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.
0 X
Рис.4—21. Относительная взаимозаменяемость
Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 143
Вопросы для повторения
1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной
системе?
2. В каких случаях поведение потребителя следует считать
рациональным?
3. Почему рациональное поведение не всегда присуще реаль
ным потребителям?
4. От каких факторов зависит степень рациональности потре
бительского поведения? Можно ли утверждать, что для потребите
лей стран социалистического лагеря было характерно менее раци
ональное поведение, чем для потребителей развитых стран?
5. Попробуйте объяснить, почему маржиналистский подход к
проблеме ценности получил широкое распространение только в
1870—1880 гг., хотя идеи субъективного истолкования ценности вы
сказывались еще в XVIII в. (например, в работах Э. Кондильяка,
Д. Бернулли и др.).
6. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт
способ искусственным путем превращать воду в алмазы? алмазы в
воду?
7. Какие из основных постулатов теории потребительского по
ведения носят абсолютный, вечный характер, а какие — относи
тельный, временный?
8. Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эф
фекты как нерациональное потребительское поведение?
9. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для
разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена9
10.Почему экономистов интересует точка касания линии бюд
жетного ограничения данного потребителя и его кривой безразли
чия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?
11.Чем определяются форма и месторасположение кривых без
различия? Почему кривые безразличия не пересекаются?
12.Каким образом изменение цены товара и дохода потреби
теля влияют на количество и структуру набора благ, которые он
покупает?
13.Какие факторы определяют бюджетное ограничение по
требителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюд
жетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды огра
ничений существуют для потребителя?
14.Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные
ограничения потребителя для разных типов экономических систем?
15.Всегда ли предельная норма замещения постоянна в ры
ночном обмене? В равновесии потребителя? Может ли непостоян
ство предельной нормы замещения служить признаком неравно
весного состояния потребителя?
16.Какие факторы влияют на благосостояние потребителя?
Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если
да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на
144 Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике
благосостояние при переходе от одного типа экономической системы к другому?
17. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на
его благосостояние?
18. Каким образом изменение цен благ влияет на изменение
благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной
системе?
Примеры решения задач