Значение и задачи анализа по прибыли и рентабельности

Прибыль является основным показателем характеризующий деятельность предприятия. Основную долю прибыли предприятие получает от реализации продукции.

При анализе выполнения плана по прибыли надо, прежде всего определить степень напряженности плана, уровень его выполнения, причины повлиявшие на отклонения выполнения плана. Анализ выполнения плана по прибыли и рентабельности имеет важное значение. Это объясняется тем, что прибыль является одним из основных источников покрытия различных производственно-хозяйственных потребностей предприятия, одним из главных источников пополнения государственного бюджета.

Задачи анализа выполнения плана по прибыли и рентабельности:

- дать объективную оценку общей сумме полученной прибыли, а также по всем ее составляющим;

- определить уровень выполнения плана по этим показателям;

- выявить факторы, которые повлияли на выполнение плана по прибыли и рентабельности

30. Анализ выполнения плана по прибыли

Общая (балансовая) прибыль определяется как сумма:

- прибыли, полученной от реализации товарной продукции;

- прибыли от реализации материальных активов;

- доходов от внереализационных операций уменьшенных на сумму расходов по этим операциям;

Прибыль от реализации товарной продукции определяется как разность между выручкой от реализации товарной продукциии ее полной себестоимостью.

П = (Ц-С)*V,

где: V*Ц - выручка от реализации товарной продукции;

C*V – полная себестоимость всей товарной продукции

Прибыль от реализации материальных активов – это прибыль полученная от реализации излишних основных средств и сверхнормативных остатков товаро – материальных ценностей.

Анализ выполнения плана по прибыли проводиться следующим образом:

1 Сопоставляется фактическая балансовая прибыль с плановой, в том числе по прибыли от реализации товарной продукции, реализации материальных активов, внереализационных результатов.

2 Определяется отклонение фактических показателей от плановых;

3 Выявляются причины, которые повлияли по величину прибыли от реализации товарной продукции:

- изменение объем реализации

Чтобы определить влияние изменения объема реализации на изменение суммы прибыли, необходимо величину плановой прибыли умножить на процент перевыполнения(недовыполнения) плана по реализации продукции и поделить на 100%

ΔП1 = (Ппл*%перевып. пл.(недовып.) РП)/100%

- изменение полной себестоимости товарной продукции

Чтобы определить влияние изменения полной себестоимости продукции на изменение суммы прибыли необходимо из фактической полной себестоимости продукции вычисть плановую полную себестоимость, пересчитанную на фактический объем реализации.

ΔС = Сфакк*Vфак.- Спл.*Vфак. « -,+»

ΔП2= +,-

Снижение полной себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот.

- изменение оптовых цен на продукцию

Чтобы определить влияние изменения оптовых цен на изменение суммы прибыли, необходимо из фактической суммы от реализации продукции по оптовым ценам вычесть сумму от реализации продукции по ценам, принятым в плане

ΔП3= Цфак.*Vфак. – Цпл.* Vфак.

Повышение оптовых цен на продукцию прямо пропорционально влияет на сумму прибыли

- изменение структуры реализованной продукции

При реализации более рентабельной продукции сумма прибыли увеличивается.

Чтобы определить влияние этого фактора нужно из плановой суммы прибыли пересчитанной на фактический объем реализации вычесть прибыль по плану и отклонение по прибыли от изменения объема реализации.

ΔП4=Ппл.* Vфак. – Ппл - ΔП1

Проверка

ΔП = ΔП1+ ΔП2 +ΔП3 +ΔП4

ЗАДАЧАПровести анализ выполнение плана по прибыли

Показатели По плану По плану пересчитанному на фактический объем реализации По отчету
1 Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 2 Выручка от реализации по оптовым ценам предприятия, тыс. руб. 3 Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.      

1 Определяем выполнение плана по прибыли

ΔП=Пф - Ппл

ΔП = 1202 – 1030 = 172 тыс.руб.

% = 172 / 1030 * 100% = 16,7%

План по прибыли перевыполнен на 172 тыс руб или 16,7%

2 Определяем влияние факторов на отклонение по прибыли:

- изменение объема реализации

ΔП1= (Ппл.* %перевып.(недовып.) реализ.ТП) / 100%

% вып пл РН = ( Vф*Цпл/Vпл* Цпл)*100%

% = 5160 / 5040 * 100% = 102,3%

% перевып.= 102,3% - 100% = 2,3%

ΔП1= 1030 * 2,3 / 100= 23,69 тыс.руб

За счет перевыполнения плана по объему реализации на 2,3% сумма прибыли увеличилась на 23,69 тыс.руб

- изменение полной себестоимости

ΔС = Сфак.* Vфак.- Спл.* Vфак.

ΔС = 4008 - 0 4075 = - 67 тыс. руб.

За счет снижения полной себестоимости, сумма прибыли увеличилась на 67 тыс. руб.

ΔП2 = 67 тыс. руб

- изменение оптовых цен на продукцию

ΔП3 = Цфак.* Vфак.- Цпл. * Vпл.

ΔП3= 5210 – 5160 = 50 тыс. руб

За счет увеличения оптовых цен на продукцию сумма прибыли увеличилась на 50 тыс. руб.

- изменение структуры реализованной продукции

ΔП4 = Ппл.* Vфак. – Ппл - ΔП1

ΔП4 = 1085- 1030 -23,69 = 32,32 тыс. руб.

За счет реализации более рентабельной продукции сумма прибыли увеличилась на 31,31 тыс. руб.

Проверка:

ΔП = ΔП1+ ΔП2 +ΔП3 +ΔП4

ΔП = 23,69 + 67+50+31,31

172=172

Предприятие перевыполнило план по прибыли на 172 тыс. руб. за счет перевыполнения плана по объему реализации, снижения полной себестоимости товарной продукции, повышения оптовых цен на продукцию и за счет реализации более рентабельной продукции

Наши рекомендации