Теоретические основы рыночного ценообразования
Ценообразование на транспорте
Рекомендовано
Методическим советом в качестве
учебного пособия
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
УДК 338.47:656.2(075.8)
ББК У9(2)372.1я73
К 630
Рецензенты:
Кафедра «Экономика транспорта»
Самарского государственного университета путей сообщения
(заведующий кафедрой доктор экономических наук, профессор
П.В. Кудренков)
Доктор технических наук, профессор кафедры «Экономика транспорта»
Петербургского государственного университета путей сообщения
Л.Ф. Ямалтдинова
Комарова, В. В.
К 630 Ценообразование на транспорте : учеб. пособие / В. В. Комаро- ва, О. Б. Кадурова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. – 133 с. : ил.
Учебное пособие соответствует дисциплине «Ценообразование на транспорте» по государственному образовательному стандарту специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии».
Рассмотрены теоретические и методические основы рыночного ценообразования, тарифы на перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта в рыночных условиях.
Достоинством учебного пособия является то, что оно основывается на нормативных материалах, определяющих механизм формирования тарифов на транспорте. Большое внимание уделено механизму ценообразования на железнодорожном транспорте.
Предназначено для студентов всех форм обучения и может быть рекомендовано слушателям курсов повышения квалификации и практическим работникам.
Учебное пособие написали:
Комарова В.В.., канд. экон. наук, доцент – разд. 1, 3–6, 8, 10.
Кадурова О.Б., преподаватель – введение, разд. 2, 7, 9, заключение.
УДК 338.47:656.2(075.8)
ББК У9(2)372.1я73
© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2006
Введение
Цена как экономическая категория существует несколько тысяч лет – с тех пор, как начался систематический обмен продуктами труда между обособленными товаропроизводителями и возникло товарное производство, начал действовать закон стоимости, появились деньги, которые стали мерилом стоимости товаров. Как показал исторический опыт, цена является важным инструментом осуществления экономических отношений в любом обществе.
Цены и механизм их установления играют чрезвычайно важную роль в экономике любой страны, независимо от ее формационной принадлежности. Причина этого не только в том, что цена является необходимым атрибутом любого товара (услуги), но еще и в том, что цена – это квинтэссенция экономических интересов участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя в сохранении или увеличении главной компоненты цены – прибыли.
При централизованном руководстве экономикой в нашей стране цене придавались не только измерительная (планово-учетная) функция, но и перераспределительная и стимулирующая функции, а в последние годы – и функция сбалансирования спроса и предложения.
В рыночной экономике цены играют особую роль. Рыночная цена товара является концентрированным выражением товарной конъюнктуры и в конечном счете – денежным выражением стоимости товара. Рыночные цены формируются под воздействием многих социально-экономических и производственных факторов, определяемых состоянием рынка производителя и потребителя, при этом каждый из них оказывает непосредственное или опосредованное влияние на рыночную цену уже потому, что прямо или косвенно воздействуют на спрос и предложение.
В условиях рыночной экономики установление цены на товар относится к наиболее важным управленческим решениям, воздействующим на объем продаж, прибыльность и положение предприятия на рынке. Исходя из чего в первом и втором разделах учебного пособия рассмотрены теоретические основы ценообразования и методология ценообразования в условиях рыночной экономики. Также даны понятия цены и теории ценообразования; особенности ценообразования на различных типах рынка; функции, виды цен и их классификация; а также, понятие и цели ценовой политики предприятия; основные стратегии и методы ценообразования; рассмотрены вопросы государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики.
Изучение теоретических и методологических аспектов ценообразования дает основу для рассмотрения особенностей системы ценообразования на рынке транспортной продукции.
Транспорт – одна из наиболее важных отраслей народного хозяйства. Наряду с добывающей и обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, транспорт – это особая, четвертая сфера материального производства. Кроме того, транспорт представляет собой материальное производство, необходимость которого ощущается не в непосредственном процессе создания материальных богатств, а в сфере обращения или доставки их к месту потребления. В связи с чем ценообразование на транспорте должно обеспечивать возмещение транспортным предприятиям общественно-необходимых издержек и необходимую финансовую поддержку для сохранения и укрепления транспортного потенциала страны и сокращения транспортных затрат в конечной цене произведенной продукции.
Опыт формирования и применения транспортных тарифов в развитых странах мира указывает на то, что тарифная политика рассматривается как единая ценовая политика, причем не как элемент внутриотраслевого экономического механизма, а как важнейший фактор стабильного развития всей экономики и социальной сферы. При этом ценовые решения – одна из основных забот конкретного транспортного предприятия, так как от цены товара (работ, услуги) во многом зависит конкурентоспособность, объем продаж продукции, а, следовательно, доход, положение на рынке, финансовая и деловая устойчивость предприятия.
Особенности ценообразования на транспортные услуги рассмотрены в третьей главе данного учебного пособия. При этом в ней изложены основы тарифообразования на различных видах транспорта, в частности на железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном и трубопроводном.
Особое внимание в пособии уделено рассмотрению вопросов формирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта.
Железнодорожный транспорт представляет собой основу транспортного комплекса России, от деятельности которого существенно зависит эффективная работа промышленности, сельского хозяйства, а также удовлетворение потребностей населения в перевозках.
Железнодорожная система России – самая интенсивно используемая транспортная система в мире. При эксплуатационной длине, составляющей 7 % протяженности железных дорог мира, на российских магистралях обеспечивается 35 % мирового грузооборота.
Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном (межобластном), междугородном и пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые перевозки, которые дают свыше 80 % дохода. В перевозках пассажиров по железным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщениях (около 90 % общего количества пассажиров). Дальние пассажирские перевозки составляют свыше 40 % пассажирооборота.
Таким образом, железнодорожный транспорт России является одной из ведущих отраслей производственной инфраструктуры в национальной экономике, имеет существенное значение для обеспечения хозяйственных и межрегиональных связей, а также роста благосостояния населения. Это обстоятельство во многом предопределяет исключительную значимость тарифов и тарифной политики железнодорожного транспорта.
Специфика тарифного ценообразования на железнодорожном транспорте изложена в четвертой главе учебного пособия, где приведен исторический обзор развития системы тарифообразования на российском железнодорожном транспорте; рассмотрены виды цен, применяемых на железной дороге; общие принципы формирования железнодорожных тарифов; а также особенности построения тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.
Предлагаемое учебное пособие может быть использовано в учебной и научно-исследовательской работе при изучении соответствующего курса и выполнении работ в области ценообразования.
Теоретические основы рыночного ценообразования