Типы рынка и его функции
Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях.
Экономическая функция – это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающая ее сущность.
К числу важнейших функций относятся:
- функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;
- стимулирующая функция, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимум прибыли;
- регулирующая функция, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства;
- функция экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной заработной платы;
- эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным "эталоном", соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара;
- функция демократизации хозяйственной деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации товаропроизводителей - конкурентов.
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный (классический), регулируемый и деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определяющую роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами.
1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.
2. Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.
3. Абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.
4. Абсолютная информированность о рынке (норме прибыли, спросе предложении и т. д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов — продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.
5. Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т. д.).
6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.
7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.
8. Отсутствуют монополизм (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.
Перечисленные выше черты классического рынка позволяют сделать вывод о рынке как саморегулирующей системе, характеризующейся высокой степенью рационального поведения рыночных субъектов, гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям, способностью удовлетворения разнообразных неограниченных потребностей.
Несмотря на ряд достоинств свободного рынка, ему присущиинедостатки:
1. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни.
2. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства.
3. Принципы свободной конкуренции не обеспечивают соблюдение правил и норм поведения в обществе, что приводит к нежелательным эффектам (например, загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами и др.), развитию наркомании, алкоголизма и т. д.
4. Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление и др.).
5. Рынок не реализует научно-технические достижения для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе.
Свободный рынок — это абстракция. В настоящее время, да и в прошлом (в различных объемах) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.
Сегодня у нас многие считают, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечивает полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.
Но в действительности полной свободы нет и быть не может. Еще Н. И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г. В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности не существует сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен Адама Смита. Кто призывает к этому — это человек с психическим заболеванием клинического характера.
Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.
Цивилизованный (регулируемый) рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.
Следовательно, рынок должен быть регулируемым, с тем чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
Рынок может регулироваться:
— с помощью своего собственного рыночного механизма (конкуренции, прибыли, цен, спроса и предложения);
— государством прямо или косвенно через госзаказы, налоги и т. д.
Для нас же крайне важно, как отмечал В. Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этим требованиям.
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в нашей экономике.
Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет, отсюда заявление об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли-продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.
Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы.
1. Отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности.
2. Чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности.
3. Монополизм производителя и торговца.
4. Несбалансированность спроса и предложения.
5. Чрезмерный рост цен, безудержная инфляция — нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т. д.
6. Расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков.
7. Развал общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков.
8. Замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом.
9. Деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений, отсутствие мотивации к эффективному труду.
10. Отсутствие у потребителя права выбора товара.
Чтобы устранить деформацию рынка, безработицу, инфляцию, нестабильность, необходимо создать определенные условия для функционирования рынка.
Такими условиями следует считать:
- наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиформизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции;
- достаточное количество производителей, не менее 15—20 изготовителей однотипной продукции (если 4—5 — это олигополия, если 1—2 — это монополия, что может сдерживать развитие рынка);
- свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирование и др.), т. е. свободная купля-продажа,
- право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задаст извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей — это своеобразная реакция на цены, но она не устраняет рынок;
- свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность и использование факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития, возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка — это обязательное условие для функционирования здоровой экономики;
- полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка;
- наличие рыночной инфраструктуры, т. е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.