Систематизация правовых актов по охране труда. Положение об охране труда работников организации
В настоящее время в некоторых внебюджетных организациях сложилась практика разработки и применения положений об охране труда работников. Разработка таких положений заключается в систематизации и кодификации в едином документе многочисленных правовых актов различного уровня по охране труда, которыми работники, ответственные за обеспечение охраны труда, обязаны руководствоваться в своей практической деятельности.
В организациях, в которых такая кодификация правовых актов по охране труда не проведена, наблюдается досадная закономерность: нередко должностные лица не знают о наличии того или иного документа. В работе они руководствуются своей не всегда достоверной памятью, основанной на применении устаревших правил. Как следствие этого имеют место многочисленные случаи нарушения правил охраны труда.
Нарушения правил охраны труда воспринимаются работниками болезненно, приводит к массовому недовольству, акциям протеста, дискриминация работодателя в глазах работников. Это не может не сказаться отрицательно на их отношении к своим трудовым обязанностям, что определенным образом отражается на результатах работы организации. К тому же нарушения правил охраны труда привлекают внимание прокуратуры, Федеральной службы по труду и занятости, что грозит виновным лицам привлечением к административной ответственности.
В результате руководство организации вынуждено издавать приказы, в которых констатируются многочисленные факты нарушения трудового законодательства, намечаются меры по их устранению, накладываются очередные взыскания. Однако об этих приказах скоро забывают, а вновь поступившие на работу должностные лица вообще о них ничего не знают.
В то же время в связи с более последовательной и подробной регламентацией охраны труда в организациях увеличивается количество действующих локальных нормативных актов. Одновременно идет интенсивный процесс обновления этих документов, чему не в малой степени способствуют многочисленные изменения, вносимые в трудовое законодательство, нормативные правовые акты. Каждое новое решение подобного рода увеличивают количество актов, применяемых в организациях. Соответственно и объем профессиональных знаний, которыми должны владеть и применять на практике руководители, специалисты и служащие не только функциональных, но также и линейных подразделений организаций.
К тому же, каждый работник имеет закрепленное ТК РФ право на получение информации о своих трудовых правах. В частности, ст. 68 ТК РФ обязывает работодателя ознакомить работника при приеме на работу (до подписания трудового договора) под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Согласно же ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Для того, чтобы только ознакомить работника со всеми имеющими к нему отношения правилами охраны труда, потребуется известное время. К тому же, ознакомить - мало. Работник имеет право знать такие правила. Поэтому он должен иметь реальную возможность по желанию обратиться к нужному ему документу, будь то закон или правовой акт. Возникает вопрос, как практически это возможно сделать? Существует многолетняя традиция, согласно которой работник ходит из одного отдела заводоуправления в другой отдел, от одного служащих к другому, у которых и без него достаточно много дел. В результате в лучшем случае он получит устную консультацию, нередко без ссылки на соответствующий акт. Мало того, имеет место факты, когда такого работника просто вводят в заблуждение, заявляя, что его требования или сомнения необоснованны.
Это бывает обычно тогда, когда права работника (работников) нарушаются, а представители работодателя стремятся сохранить сложившееся положение дел без изменений. Поскольку же сам работник не знает, какой именно документ ему нужен, чтобы рассеять имеющиеся сомнения, его ввести в заблуждение. Как помочь работнику найти нужный ему акт, ссылаясь на который он получает возможность уже не просить разъяснить ему его права, а обоснованно требовать соблюдения известных ему прав?
Решению этой важной для работника (работников) задачи может существенно помочь применение локального нормативного акта организации, в котором в систематизированном виде приведены или перечислены все действующие положения, правила, регламенты и т.д., регулирующие порядок охраны труда работников. Речь таким образом идет о создании своеобразного кодекса правовых актов - Положения об охране труда работников организации.
Что касается порядка систематизации актов в Положении - их состава, группировки по общим признакам, последовательности изложения, - то за ее основу целесообразно принять положения ТК РФ, изложенные в его соответствующих главах и статьях. Именно статьи ТК РФ определяют обязанности работодателя по отношению к работнику и, соответственно, прав работника.
Одновременно с подготовкой текста Положения - размещением в нем по разделам и пунктам статей ТК РФ - следует сгруппировать по темам этих статей имеющиеся правовые акты:
законы;
нормативные правовые акты организации (положения, правила, инструкции и т.п.);
соответствующие положения коллективного договора.
Эти правовые акты (их фрагменты или ссылки на них) размещаются по пунктам Положения в указанной последовательности вслед за текстом соответствующей статьи ТК РФ.
Положение может быть принято в виде локального нормативного акта организации в соответствии со статьями 8 и 372 ТК РФ. Оно может быть также составной частью коллективного договора.
К изложению частных вопросов в тексте Положения обращаться нецелесообразно: все они изложены в коллективном договоре и массе других локальных актов. Привести такие акты в Положении практически невозможно, да и такая задача не ставится. Если же какие-либо нормы установлены соглашениями, то о таких соглашениях следует упомянуть наравне с локальными нормативными актами организации. Не следует также использовать Положение как средство установления каких-либо новых норм и правил.
Посредством Положения работодатель не просто доводит до сведения работников перечень актов. Принимая с учетом мнения профсоюзного комитета (ст. 8 и 372 ТК РФ) Положение, работодатель тем самым обязывает работников руководствоваться этими актами при исполнении ими своих должностных обязанностей.
В приложении N 5 к настоящей работе приводится Макет Положения об охране труда работников с рекомендациями по его разработке.