Понятие и условие возникновения совершенной конкуренции
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Микроэкономика»
Руководитель.
Сигатова Н.А. «____»____________20__ г.
Автор работы
Студент группы ЭиУ-166
Иванчатенко Н.В. «____»____________20__ г.
Работа защищена
«____»____________20__ г.
с оценкой ___________
Челябинск 2015
АННОТАЦИЯ
Иванчатенко Н.В.
Рынок совершенной конкуренции и его эффективность.
Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-166, 2015. 36 стр., 15 ил.,,
библиографический список –21наим.,
В этой работе описывается сущность рынка совершенной конкуренции, его эффективность. Рассматривается практическое применение законов рынка совершенной конкуренции, необходимые условия и требования для существования данного рынка в России.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические предпосылки модели совершенной конкуренции. 6
1.1 Понятие и условия возникновения совершенной конкуренции. 6
1.2 Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции . 10
2.Условия равновесия фирмы. 18
2.1 Равновесие фирмы в краткосрочном периоде . 18
2.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде . 22
3. Эффективность рынка совершенной конкуренции. 24
3.1 Производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов. 24
3.2 Специфика экономической эффективности в совершенной конкуренции. 27
3.3.Совершенная конкуренция в России. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
БИБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Тема конкуренции была и будет актуальной. Каждый экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, возникает необходимость в ее изучении , ее уровня и интенсивности .
Понятие "конкуренция" может быть определено следующим образом: конкуренция - это динамический процесс отбора, в ходе которого конкуренты преследуют одинаковые цели, а третьи лица решают, кто из конкурентов и в каком объеме этих целей достигает.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
Всем известно, что совершенная конкуренция - рыночная структура, которая предполагает:
1)Большее число продавцов и покупателей товара .
2)Однородность продукции.
3)Абсолютную мобильность движения ресурсов, отсутствия барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее.
4)Отсутствие власти над ценами экономическими агентами.
5) Полную информированность участников о ценах и условиях производства.
Но, как известно на практике одно или несколько этих условий не соблюдается. Поэтому в настоящее время существуют только похожие на совершенную конкуренцию рынки (например: рынок зерна, ценных бумаг). Этой проблеме и посвящена курсовая работа, проблеме эффективности совершенной конкуренции и существование в странах с развитой рыночной экономикой и в России её модели.
Цель курсовой работы – Изучить рынок совершенной конкуренции и его эффективность, а также дать анализ модели рынка совершенной конкуренции и показать на практике его приближенную функционирующую модель.
Задачи работы:
- раскрыть понятие ранка совершенной конкуренции и его модель.
- рассмотреть достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции
-определить оптимальный объем производства и цены в условиях совершенной конкуренции.
-определить равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
-объяснить производственную эффективность и эффективность распределения ресурсов.
- просмотреть условия для существования совершенной конкуренции в России.
Основываясь на учебной литературе Пиндайка, Нуреева, Шерера и Хаймана, произвёл оценку рынка совершенной конкуренции и сделал кое-какие выводы. Если рассматривать представленную литературу по отдельности, то ясной картины или ясного представления о совершенной конкуренции не получится. Так как каждый автор по-своему описывает и объясняет данный рынок. А если взять их всех вместе, объединив все представленные материалы, то получится чистая и понятная картина совершенной конкуренции,. Используя материалы периодических изданий, вывел практическое применение законов совершенной конкуренции и её полезность, и значение для экономической теории и практики, а вообще и для всей экономической науки. В целом представленная в литературе информация достаточна.
Теоретические предпосылки модели совершенной конкуренции.
Понятие и условие возникновения совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция (perfect competition)-рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками : большое число продавцов и покупателей товара; однородность продукции; абсолютная мобильность движения ресурсов , отсутствие барьеров вхождение в отрасль и выхода из нее ; ни один экономический гнет не обладает властью над ценами ; полная информативность участников о ценах и условиях производства .
Совершенно- конкурентной фирмой, называется фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке. В ряду присущих ей специфических черт следует выделить то, что фирма не может воздействовать на рыночную цену и принимает рыночную цену как за данную .Поэтому при взаимодействии фирм при совершенной конкуренции ,фирмы лишены стратегического поведения .Поведение фирмы сводится к приспособлению к складывающейся рыночно цене.
Поскольку продукт стандартизирован , то спрос на ее продукцию абсолютно эластичен , а кривая спроса параллельна оси абсцисс (рис 1).Это означает , что фирма не сможет продавать по цене равновесно рыночной, но может продать любое количество ( в рамках имеющихся у фирмы производственных мощностей) продукта по этой цене .
P P
S
P* d
D
Фирма |
Отрасль |
Рисунок 1.Рыночный спрос и спрос на продукт .
Для, совершенно конкурентной фирмы рыночная цена продукта задается рынком и, с точки зрения принятия фирмой текущих решений, может быть принята в качестве постоянной величины (P = const).Так как кривая спроса , с которой работает фирма –горизонтальна , то предельны доход равен цене , а условия максимизации прибыли , трансформируем в условии P=MC – это условия равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции или правило выбора объема , который приносит фирме максимальную прибыль .
Такой тип рынка исторически связан с этапом зарождения рыночных отношений, когда излишки натуральных хозяйств, предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели. В эпоху развитых рыночных отношений его лучше всего иллюстрирует деятельность любой специализированной товарно-сырьевой биржи, где однородный товар абсолютно - взаимозаменяем и для покупателя безразлично, кто его произвел. «Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным».[1]
Масштабы рынка по сравнению с объемами предложения и спроса отдельных продавцов и покупателей столь значительны, что повлиять на условия конкуренции, в том числе на цену продукции, не может никто из субъектов рынка, так как их число очень велико. Субъекты рынка многочисленны, независимы, и каждый из них занимает на этом рынке незначительную долю. Все они обладают неограниченной свободой входа на рынок и выхода с него. Каждый субъект может начать производство, продолжить или прекратить его, осуществлять закупки в любых размерах или воздержаться от них по собственному усмотрению. Ни один субъект рынка не располагает рыночной властью и вынужден продавать (и покупать) продукцию по сложившейся на рынке и не зависящей от него цене.[2]
Совершенная конкуренция- исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинять своему контролю определенные фрагменты рынка, т.е создает условия для создания монополии. Вместе с тем, не следует считать, что совершенная конкуренция осталась в историческом прошлом. Для производства многих предметов потребления и ряда услуг до настоящего времени характерен именно такой тип конкуренции (отдельные продовольственные товары повседневного спроса, многие товары легкой промышленности и т.д.)[3]