Объективная необходимость повышения качества продукции
Проблема качества зародилась с развитием общественного производства. Она отражает исторический процесс повышения эффективности человеческого труда, развития НТП и проявляется во всех общественно-экономических формациях.
Объективная необходимость повышения качества продукции вызвана следующими причинами:
1) повышение требований НТП;
Улучшение качества готовой продукции требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности.
2) расширение торгово-экономических связей с другими странами, выход на международный уровень, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта;
3) усложнение производственных связей;
Высокое качество продукции требует равной и безусловной ответственности каждого производственного звена. Конечный результат обладает реальным качеством, если каждая его деталь соответствует стандартам и техническим условиям.
4) наличие границы перехода количественного пути развития в качественный обусловлено ограниченностью производственных ресурсов. Повысить качество значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности;
5) возможностью решать с помощью повышения качества продукции не только технические и экономические проблемы, но и социальные задачи.
В повышении качества продукции заинтересованы ее потребители, производители и государство. Эффект от повышения качества продукции для потребителей может выражаться в том, что: 1) спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий повышенного качества; 2) расширяется и обновляется ассортимент изделий;
3) сокращаются затраты в процессе эксплуатации продукции;
4) создаются более благоприятные условия труда в сфере потребления.
Эффект от повышения качества для производителей проявляется в:
1) прямой экономии материалов и энергии, лучшем использовании ресурсов;
2) получении большего количества продукции на единицу затрат труда за счет сокращения потерь от брака;
3) снижении себестоимости и росте прибыли;
4) ускорении оборачиваемости средств предприятия;
5) моральном удовлетворении и социальном развитии коллектива предприятия.
Для государства в целом выделяют следующие эффекты от повышения качества продукции:
1) расширение экспортных возможностей и валютных поступлений;
2) рост национальных экономических показателей;
3) ускорение НТП;
4) более полное удовлетворение потребностей населения.
Т.2. Эволюция философских концепций управления качеством
1? Лидерство Матсушиты
2? Философия качества Эдвардса Деминга
3? Концепция управления качеством в пределах всей компании Джозефа Джурана
4? Результаты реализации философии Деминга и Джурана в Америке
5? Характеристики успешных компаний Джорджа Бинни
6? «Организация пяти координат» Карла Альбрехта
7? Концепция реинжиниринга корпорации Джеймса Чампи и Майкла Хаммера
8? Концепция экономного производства Таичи Оно, или система производства Toyota
Лидерство Матсушиты
После 2-ой мировой войны японской промышленности практически не существовало. Была разрушена промышленность страны, а выпускаемые товары не отличались высоким качеством. В 1950-1960-х г.г. продать в США или Европе японские автомобили было практически невозможно. Однако в течение следующих двух десятилетий Япония стала ведущей мировой промышленной державой, обновив свои товары, резко повысив их качество и изменив сущность своего менеджмента. Японские автомобили стали лидерами в отрасли, известными своим высоким качеством и надежностью. Сегодня никто не смеется над продукцией Mitsubishi или Toyota.
Как ни странно, воскрешение Японии осуществилось благодаря Западу. Япония еще раз доказала свое умение использовать лучшие западные идеи и внедрять их в собственную культуру и среду. Например, на японского бизнесмена Konosuke Matsushita, основателя одной из крупнейших в мире групп по производству электроники, огромное впечатление оказала работа Генри Форда. Однако именно его интерпретация деятельности Форда наглядно показывает ту значительную разницу, которая существовала между западным и японским менеджментом в течение XX века. Глядя на Форда, Матсушита был вдохновлен перспективой массового производства, а также разделил страсть Форда ценовых сокращений для стимулирования больших объемов продаж. Матсушита сделал своим кредо идею Форда, согласно которой цель производства – «неистощимое предложение товаров» (но к этому он добавил слова: «для создания мира и процветания на всей земле»). Именно такое сочетание западные менеджеры меньше всего понимают. Форд был озабочен в первую очередь производством и забывал о более широком подходе, Матсушита смотрел в будущее и не ограничивался пределами фабрики или рынка. Он полагал, что каждая компания играет в обществе свою роль. Этот подход раскрывается следующим образом: важны не только сотрудники, гарантирующие непрерывный поток выпускаемой продукции, но и заказчики и поставщики. Матсушита приезжал на фабрики своих поставщиков в 30-х г.г. и советовал им, как они могут выпускать продукцию более эффективно. Логика была проста: успех любой компании зависит от ее поддержки другими, если существует эффективное партнерство – выигрывают все его стороны, а общество выиграет от всеобщего процветания. Западные организации стали изучать такие подходы только сейчас.