Схемы, применяемые на высшем и среднем напряжениях
На распределительных подстанциях РП напряжением 6... 10 кВ наибольшее распространение получили схемы коммутации с одной системой шин. От РП получают питание трансформаторы, электродвигатели напряжением выше 1 кВ, электропечи и другие установки с электроприемниками напряжением выше 1 кВ.
При одиночной системе шин надежность питания повышается вследствие сокращения числа коммутационных операций и возможных при этом ошибок. Разъединители здесь не являются оперативными и служат лишь для снятия напряжения с выключателя на время его ревизии и ремонта. Поэтому серьезных последствий от ошибок при оперировании с ними не бывает, так как они снабжены надежной и простой механической блокировкой с выключателями.
Одиночные системы шин бывают секционированные и несекционированные.
Рис. 6.5. Схемы небольших распределительных подстанций с одной системой сборных шин: а - с разъединителями; б - с выключателями нагрузки; в - с тремя секциями
Рис. 6.6. Схема ответственной распределительной подстанции средней мощности, секционированной выключателем
Для потребителей первой и второй категории применяются только секционированные схемы при помощи разъединителя или выключателя. Число секций определяется схемой электроснабжения, с одной стороны, и характером подключенных электроприемников, с другой стороны. Каждая секция РП питается отдельной линией. Если одна из питающих линий отключается и питаемая ее секция обесточивается, то ее питание восстанавливается путем включения секционного аппарата.
Параллельная работа линий применяется в виде редкого исключения.
На рис. 6.5 приведены схемы небольших РП, секционированных при помощи разъединителей. Крупный ответственный двигатель на рис. 6.5, в выделен на среднюю секцию, что обеспечивает его бесперебойное питание при любых режимах работы РП.
При применении секционных выключателей можно осуществить автоматическое включение резерва. Иногда АВР применяется на вводных выключателях. На рис. 6.6 и 6.7 даны примеры выполнения схем распределительных подстанций с одной системой шин, секционированной при помощи выключателей.
На рис. 6.6 дана схема ответственной распределительной подстанции средней мощности, секционированной при помощи выключателя, с АВР на секционном выключателе напряжением 6... 10 кВ и на секционном автомате напряжением 0,4 кВ вторичной стороны двухтрансформаторной подстанции, питаемой от разных секций данной РП.
На рис. 6.7 приведена схема крупной подстанции с АВР на секционном выключателе с применением КРУ с выдвижными выключателями. РП предназначена для питания электродвигателей на напряжение выше 1 кВ.
Рис. 6.7. Схема крупной распределительной подстанции с АВР на секционном выключателе с применением КРУ
Рис. 6.8. Схемы узловых распределительных подстанций, питаемых от электрической системы:
а - небольшой мощности, чисто распределительная; б - крупная со сборными шинами на первичном напряжении
На рис. 6.8 показаны схемы узловых распределительных подстанций на напряжение 110 – 330 кВ.
Эти подстанции получают электроэнергию от энергосистемы и распределяют ее при помощи глубоких вводов по предприятию. Питающие линии, а также линии, проходящие вне загрязненных зон предприятия, – воздушные; линии же, питающие подстанции глубоких вводов, расположенные в загрязненных зонах, – кабельные.
Подстанция, схема которой приведена на рис.6.8, б, предназначена для очень крупного предприятия. Она имеет автотрансформатор.