Инновации и их классификация
Существует множество видов инноваций. Все существующие определения можно классифицировать по пяти основным подходам.
Пять основных подходов к понятию « инновация».
1 объектный, здесь в качестве инновации выступает объект, как результат НТП: новая техника, технология.
Различают следующие три группы инноваций:
базисная инновация- это внедрение нового продукта, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или используемые материалы и компоненты существенно отличают от ранее выпускающихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании существующих технологий в новом их применении.
Улучшающая инновация - затрагивает уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем. Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), создание новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства.
Псевдо-инновации (модернизация), направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, и обычно тормозящие технический прогресс, т. е. не дающие эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект.
2 процессный подход, рассматривает инновацию как комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей – товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д., т. е. инновация рассматривается как процесс.
3 объектно-утилитарный рассматривает инновацию двумя основными моментами: во - первых, как новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники и во-вторых, как способность удовлетворять общественные потребности с большим полезным эффектом, т.е. акцент на утилитарной стороне поведения.
4 процессно-утилитарный подход здесь инновация рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства
5 процессно- финансовый инновация рассматривается как процесс инвестиций в инновации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.
Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационного предприятия на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности - необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции на рынке. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы внешнего характера, обусловленные экономикой политикой государства.
Таблица 3.1 - Классификация инноваций
Признак классификации | Виды инноваций |
1 уровень новизны инновации | 1.1 радикальные (внедрение открытие, изобретений, патентов) 1.2 ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения т.д.) |
2 стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество | 2.1 инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.2 инновации на стадии НИОКР 2.3 организационно-технологическая подготовка производства 2.4 производство, (включая тактический маркетинг) 2.5 сервис, осуществляемый изготовителем |
3 масштаб новизны инновации (новшества) | 3.1инновации, новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) 3.2 новые в стране 3.3 новые в отрасли 3.4 новые для организации |
4 отрасль народного хозяйства, где применяется инновация | 4.1 новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 4.2 в сфере образования 4.3 в социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4.4 в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.) |
5 сфера применения инновации (новшества) | 5.1 инновации для внутреннего применения (внутри организации) 5.2 новшества для накопления на организации 5.3 новшества в основном для продажи |
6 частота применения инновации | 6.1 разовое 6.2 повторяющиеся (диффузия) |
7 форма новшества-основа инновации | 7.1 открытия, изобретения, патенты 7.2 рационализаторские предложения 7.3 ноу-хау 7.4 товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5 новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы т.п. |
8 вид эффекта, в результате внедрения инновации | 8.1 научно-технический 8.2 социальный 8.3 экологический 8.4 экономический (коммерческий) 8.5интегральный |
9 подсистема системы менеджмента, в которую внедряется инновация | 9.1 подсистема научного сопровождения 9.2 целевая подсистема 9.3 обеспечивающая 9.4 управляемая 9.5 управляющая |
Инновационный процесс
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. Инновационный процесс- это процесс преобразования научного знания в инновацию, который направлен на создание требуемых ресурсов продуктов, технологий или услуг, осуществляющихся в тесном взаимодействии со средой.
Различают три логические формы инновационного процесса:
-простой внутриорганизационный процесс (натуральный), предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в данном случае не принимает непосредственно товарной формы;
-простой межорганизационный инновационный процесс, здесь новшество выступает как предмет купли –продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителей;
расширенный инновационный процесс, проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения.
Субъекты инновационного процесса:
новаторы-генераторы научно-технических знаний, это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации, которые заинтересованы в получении части дохода от использования изобретения;
ранние реципиенты – это предприниматели, первыми освоившие новшество, стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок-«пионерские» организации;
раннее большинство - компании, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль;
отстающие организации, сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.
Инновационный процесс имеет циклический характер. Деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные этапы. Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации: как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, инновационной, производственной деятельности и маркетинга; в виде временных этапов жизненного цикла инновации от возникновения идеи до ее разработки и распространения; как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги.