Конкурентное предложение
Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену.
На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля, возрастает до 2% это никак не повлияет на рыночную цену.
Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.
Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса - горизонтальная линия.
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее.
Кривая спроса на рынке действительно имеет отрицательный наклон, когда рассматриваются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы.
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Но при любой цене, превышающей P0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену выше P0. Поэтому при выборе объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль фирма будет рассматривать свой выпуск, как величину постоянную.
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
Чисто конкурентные рынки решают две задачи:
· участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продуктов, который наиболее предпочтителен и полезен для потребителей;
· производство осуществляется с минимальными для общества издержками.
Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором MR = MC
Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (Р – AC) или ес – на графике. Ширина – равновесный выпуск. Общая величина прибыли будет равна площади РcР*ec.
Сравнение кривых MR и MC показывает, что когда MR > MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR < MC, продажа дополнительной единицы товара понижает прибыль. Фирма максимизирует прибыль в точке е, где MR = MC, а объем производства, максимизирующий прибыль, равен Qe.
В долгосрочном периодеизменяются не только размеры предприятий в результате проведения технической реконструкции, но и число фирм в отрасли.
Если, к примеру, p1>p*, то фирма получает прибыль.
Тогда в эту отрасль устремляются
дополнительные капиталы. Линия предложения в отрасли сдвигается из s1 в s2.
Но при p1 величина спроса в отрасли составляет Qd1, а величина предложения – Qs1.
Возникает избыток предложения иpпадает.
Прибыли уменьшаются, что вызывает отток капитала из отрасли.
Если p2<p*, то в отрасли величина спроса возрастает, а предложения – падает. Возникает дефицит и цена растет.
В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в (∙)e, где MR = MC = AC, т.е. при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).
Кривая долгосрочного предложения отрасли не может быть получена суммированием кривых предложения отдельных фирм, т.к. в долгосрочном периоде число фирм изменяется. Поэтому принято различать отрасли с постоянными, возрастающими и снижающимися издержками производства.
Эластичность предложения конкурирующей фирмы в краткосрочном периоде всегда положительна, так как кривые предельных издержек возрастают. Если предельные издержки при увеличении объема производства растут быстро, эластичность предложения низкая. В этом случае фирмам, ограниченным своими мощностями, невыгодно увеличивать объем производства. Если предельные издержки растут медленно при увеличении объема производства, предложение относительно эластично. При этом небольшое увеличение цены стимулирует фирмы к значительному росту объемов производства.
В крайней ситуации абсолютно неэластичного предложения для увеличения объема производства необходимо вводить новые мощности. Абсолютно эластичное предложение возникает при постоянных предельных издержках.
В долговременном периоде функционирования фирма решает проблему оптимизации объема выпуска продукции, задействуя все факторы производства. В этом периоде фирма может закрыть производство, сменить номенклатуру продукции и даже сменить вид деятельности, т. е. направить инвестирование в другую отрасль. Максимизация прибыли фирмы в этом периоде связана с выбором такого объема выпуска продукции, при котором долговременные предельные издержки равны цене. Это означает, что условия безубыточности каждой фирмы данной отрасли формируются при критической рыночной цене. Если рыночная цена ниже критической долгосрочной, фирмы будут уходить из отрасли до тех пор, пока рыночная цена не выйдет на критический равновесный уровень. При цене выше долгосрочной в отрасль будут внедряться новые фирмы. При этом действующие на рынке фирмы будут вынуждены снижать рыночную цену до уровня долгосрочной равновесной, покрывающей конкурентные издержки. Таким образом, при внедрении в отрасль фирм с идентичными издержками (при возможности свободного входа и выхода из нее) долгосрочное равновесное условие можно сформулировать так: рыночная цена равна предельным издержкам, представляющим собой минимальные издержки.