Расчет численности работников автотранспортного предприятия
В условиях перехода к рыночной экономике функционируют предприятия различных форм собственности. И если предприятиям государственной формы собственности основные показатели по штатному расписанию приходится согласовывать с вышестоящими организациями, то, вполне естественно, предприятиям негосударственной формы собственности не доводят плановых показателей по составу и численности работников.
Предприятия, ориентируясь на повышение эффективности производства, должны сами определить, сколько и каких им нужно работников.
Работники любого предприятия, в том числе и автотранспортного, подразделяются на две группы:
1. производственную,
2. непроизводственную.
В производственную группу входят: рабочие; руководители; специалисты; служащие; охрана; ученики.
В непроизводственную группу входят работники медицинских пунктов, детсадов, культурно-бытовых учреждений и т.д., находящихся на балансе того или иного предприятия.
Исходными данными для определения численности разных категорий работающих на АТП являются:
- запланированные объемы работ по эксплуатации, ТО и ремонту подвижного состава;
- типовые структуры и нормативы численности руководителей, специалистов и служащих;
- установленные темпы роста производительности труда;
- фонд рабочего времени одного работника АТП.
Фонд рабочего времени – количество часов, которое может отработать один работник в плановом периоде.
Фонд рабочего времени может быть:
- календарный,
- номинальный,
- плановый,
- фактический.
Календарный фонд рабочего времени равен количеству календарных дней в плановом периоде. Номинальный фонд рабочего времени равен количеству календарных дней за вычетом выходных и праздничных дней.
Плановый фонд рабочего времени равен номинальному за вычетом не- выходов на работу по уважительным причинам: отпуск, болезнь, исполнение государственных и общественных обязанностей.
Фактический фонд рабочего времени равен плановому за вычетом не- выходов на работу по неуважительным причинам.
При планировании численности выделяют также такие понятия, как:
– списочный состав,
– явочный состав.
Списочный состав представляет собой численность всех работников, состоящих в штате предприятия.
Явочный состав – это численность фактически явившихся на работу работников.
Сопоставление явочной численности работников со списочной численностью показывает степень использования численности работников списочного состава.
Плановый годовой фонд рабочего времени одного работника предприятия в часах определяется по следующей формуле:
,
где - количество календарных дней;
- количество выходных дней;
- количество праздничных дней, не совпадающих
с выходными;
количество дней отпуска;
- количество дней невыхода на работу из-за болезни;
- количество дней неявок на работу из-за выполнения государственных и общественных обязанностей;
- продолжительность рабочей смены;
- количество предпраздничных рабочих дней
- количество предпраздничных рабочих дней,
совпадающих с отпуском;
- время, на которое сокращается рабочий день перед
праздничными днями.
Исходя из запланированных объемов работ по эксплуатации, ТО и ремонту подвижного состава, установленных темпов роста производительности труда и зная годовой фонд рабочего времени для одного работника, можно определить списочную численность водителей и ремонтных рабочих АТП.
где Тв – запланированный годовой объем работ водителей АТП в часах;
Фгв - годовой фонд рабочего времени одного водителя в часах;
Кв – планируемый коэффициент роста производительности труда
водителя.
,
где Тп-з – подготовительно- заключительное время, принимается
из расчета 2,5 минуты на 1 час работы;
Тн – время в наряде одного автомобиля за день;
Асс – среднесписочное количество автомобилей АТП;
- коэффициент выпуска автомобилей на линию;
Дк – число дней в году.
,
где Трр – запланированный годовой объем работ ремонтных рабочих
АТП в часах;
- годовой фонд рабочего времени одного ремонтного
рабочего в часах;
Крр – планируемый коэффициент роста производительности
труда ремонтных рабочих.
,
где Тео – годовая трудоемкость ЕО;
- годовая трудоемкость ТО-1;
- годовая трудоемкость ТО –2;
Ттр – годовая трудоемкость ТР.
Численность вспомогательных рабочих составляет, как правило, 20 – 30% от числа рабочих по ТО и ремонту подвижного состава.
При определении численности руководителей, специалистов и служащих руководствуются типовыми структурами и нормативами численности руководителей, специалистов и служащих АТП.
Примерный перечень основных структурных подразделений АТП выглядит следующим образом:
- общее руководство;
- планово-экономический отдел;
- отдел труда и заработной платы;
- финансовый отдел;
- бухгалтерия;
- отдел кадров;
- административно-хозяйственный отдел;
- юридический отдел;
- эксплуатационная служба;
- производственно-техническая служба;
- отдел материально-технического снабжения.
Фактическая численность руководителей, специалистов и служащих АТП зависит от многих факторов, основными из них являются:
- среднесписочная численность автомобилей, их назначение, грузоподъемность, пассажировместимость и т.д.;
- коэффициент выпуска автомобилей на линию;
- среднее время в наряде автомобилей и т.д.