Анализ положения дел в отрасли. Рынок управления недвижимостью находится в стадии становления
Рынок управления недвижимостью находится в стадии становления, но уже в ближайшие годы ожидается его бурный рост. Первые управляющие компании появились в России в конце 90–х годов, но даже спустя 10 лет рынок управления недвижимостью все еще находится в стадии формирования. По оценкам экспертов, рынок не конкурентен, на нем отсутствует соответствующее профсообщество, которое могло бы лоббировать интересы его участников, а законодательная база далека от совершенства.
Данный рынок можно разделить на несколько сегментов, которые развиваются весьма неравномерно. В настоящий момент активно развиваются услуги управляющих компаний в таких сегментах, как коммерческая и жилая недвижимость. Аналитики констатируют и тот факт, что в дальнейшем произойдёт разнообразие и расширение сегментов, так с каждым годом всё более актуальными становятся услуги управленческих компаний для владельцев недвижимости в коттеджных посёлках и дачных кооперативах.
В Курганской области развивается такой сегмент, как услуги для собственников жилой недвижимости в многоэтажных домах. Рынок формируется достаточно стихийно, уровень конкуренции на нём мал. Это связано с тем, что многие из существующих управляющих компаний на Курганском рынке это бывшие ЖКО и МУП, находившиеся когда-то в муниципальной собственности и реорганизованные в ООО. Организации, которые уже существуют и выполняют функции управляющих компаний, часто претерпевают изменения.
В настоящее время на рынке существуют около 10 управляющих компаний. Оценка рынка представлена на рисунке.
Рисунок 1 – Структура управления многоквартирными жилыми домами в г. Кургане
Управление основным объёмом жилой недвижимости в городе осуществляется частными компаниями, которые были реорганизованны из предприятий муниципальной собственности. Основным преимуществом таких компаний является то, что они имеют налаженные связи с подрядными организациями. Подрядные организации так же образованы из бывших МУПов и ЖКО. Тесные контакты с руководителями большинства управляющих компании так же были переданы им по наследству.
В городе около 3300 многоквартирных жилых домов, средняя площадь каждого из них – 5500 кв.м. Объём рынка услуг – в месяц необходимо обслужить около 18 200 000 кв. м. Так как решением Курганской Городской Думы установлен тариф для управляющих компаний – 1 руб. с кв. м., объём рынка услуг управляющих компаний в стоимостном выражении равен около 15 900 000 руб. В год все управляющие компании получают примерно 191 000 000 руб.
С годами на этом рынке возрастает конкуренция, новые предриятия, выходящие на рынок и не являющиеся приемниками МУП доказывают, что на качество услуг и высокий уровень конкурентоспособноси - не пустой звук. Пока рынок принадлежит именно тем предприятиям, которые находятся на рынке давно и имеют прочные позиции. Новое законодательство говорит о том, что собственник в праве голосовать своим кошельком. Основная проблема для вновь созданных предприятий состоит в том, что многие пользователи услуг управляющих компаний просто не знают о том, что могут сменить компанию, или в виду того, что не видят достойных кандидатов – просто бояться уходить из-под крыла своей УК.
Картина, которая складывается на рынке услуг в настоящее время представлена на рисунке.
Рисунок 2 – Структура рынка услуг, предоставляемых управляющими компаниями
Как видно из рисунка объём рынка у каждой из существующих компаний в среднем составляет 8-10%. Такая структура сложилась исторически, каждая компания имеет свой район деятельности и не конкурирует с другими организациями. Опастность на этом рынке составляют новые компании, на сегодняшний день они занимают около 4,3% рынка.
В будующем ожидается развитие этой отрасли, расширение рынка на другие сегменты. Так ООО «УК «Жилфонд» намерено расширить перечень предоставляемых услуг за счёт выхода на другие рынки. В 2012 г. есть намерение выхода на рынок коммерческой недвижимости. В перечень объектов, которые уже находятся в разработке, есть крупные торговые центры и предприятия, которое занимают отдельные здания. Предполагается, что ООО «УК «Жилфонд» зарекомендует себя на одном рынке, как надёжный партнёр и через несколько лет выйдет на другие сегменты. На этапе выхода учредитель расчитывает занять менее 1% объём рынка. При этом в дальнейшем планируется разрабатывать стратегию создания новых сегментов.
Работа по освоению будет проходить в несколько этапов:
2010 – 2012 г.г. – деятельность в сегменте управления жилыми многоквартирными домами. До 2012 г.г. занять более 2% рынка;
2013 – 2015 г.г. – деятельность в сегменте управления коммерческой недвижимостью. В 2015 г обеспечение оборота в 15 000 000 по коммерческой недвижимости;
2016 – 2020 г.г. – освоение нового сегмента – обслуживание отдельных коттеджных посёлков, а так же дачных кооперативов и т.д.