Зоны рыночного пространства
Развитие общественного разделения труда, товарного производства в определенных условиях приводит к формированию следующих зон рыночного пространства:
1.Местные рынки;
2.Национальные рынки;
3.Мировые рынки.
Под местным рынком подразумевается рынок какого-либо города, села, региона; под национальным рынком – внутренний рынок той или иной страны; мировой рынок охватывает либо мировые товарообменные связи в целом, либо рынок того или иного товара в мировом масштабе (скажем, мировые рынки кофе, нефти, золота и т. д.).
Активное развитие рыночных отношений привело к формированию новых, специализированных рынков, которые в совокупности образуют современную систему рынков.
Система рынков – это совокупность множества рынков функционального назначения.
Тема 3.2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. (2 часа)
Основные элементы рынка: спрос, предложение, товар, цена.
Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос предложение товаров, конкуренция и товар
Рыночные цены – это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров.
Цена– это денежное выражение стоимости товара.
Спрос – это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода.
Предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного периода времени.
Закон спроса и не ценовые факторы рыночного спроса.
Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос. Эта обратная связь между ценой и спросом может быть выражена графически. Возьмем условный пример.
|
С |
С1 |
С2 |
С3 |
С4 |
С5 |
Ц |
Кривая спроса (КС) |
Неценовые факторы рыночного спроса.
Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие факторы. К основным из них можно отнести следующие шесть:
R Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе все более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение.
R Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снизил спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей.
R Изменение доходов потребителей. В отношении большинства товаров (их называют товарами высшей категории) рост реальных доходов означает увеличение спроса и наоборот.
R Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными называют следующие два вида товаров:
R Изменения в ожиданиях потребителей. Их можно свести к двум основным вариантам. Первый – ожидание повышения цен или доходов. Они могут побудить потребителей увеличить свои покупки. Так, неурожай кофе в Южной Америке порождает опасение роста цен на этот продукт в будущем, что увеличивает текущий спрос на него. Второй вариант, напротив, предполагает ожидание снижения цен или доходов, что сокращает текущий спрос.
R Степень удовлетворения потребителей населения в данном товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос.
График спроса в условиях действия неценовых факторов.
Воздействие на спрос ценовых и неценовых факторов на графике отражается по-разному.
График спроса в условиях действия ценового и неценовых факторов.
|
Спрос (число товарных единиц в неделю) |
С |
С1 |
С2 |
С3 |
С4 |
С5 |
Ц |
КС-1 |
Первоначальный спрос |
КС-2 |
КС-3 |
Рост спроса |
Падение спроса |
1. Изменение величины спроса под влиянием цены выглядит как переход с одной точки ПОСТОЯННОЙ кривой на другую (например, с точки С2 на С3 нашей прежней кривой КС-1).
2. Изменение в спросе, вызванное неценовыми факторами, проявляется в смещении (сдвиге) всей кривой влево (при падении спроса) или вправо (при его росте), т. е. В образовании НОВЫХ линий спроса на том же графическом поле. Так происходит потому, что спрос на товар в данном случае изменяется в целом – при всех уровнях цены.