Зоны рыночного пространства

Развитие общественного разделения труда, товарного производства в определенных условиях приводит к формированию следующих зон рыночного пространства:

1.Местные рынки;

2.Национальные рынки;

3.Мировые рынки.

Под местным рынком подразумевается рынок какого-либо города, села, региона; под национальным рынком – внутренний рынок той или иной страны; мировой рынок охватывает либо мировые товарообменные связи в целом, либо рынок того или иного товара в мировом масштабе (скажем, мировые рынки кофе, нефти, золота и т. д.).

Активное развитие рыночных отношений привело к формированию новых, специализированных рынков, которые в совокупности образуют современную систему рынков.

Система рынков – это совокупность множества рынков функционального назначения.

Тема 3.2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. (2 часа)

Основные элементы рынка: спрос, предложение, товар, цена.

Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос предложение товаров, конкуренция и товар

Рыночные цены – это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров.

Цена– это денежное выражение стоимости товара.

Спрос – это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода.

Предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного периода времени.

Закон спроса и не ценовые факторы рыночного спроса.

Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос. Эта обратная связь между ценой и спросом может быть выражена графически. Возьмем условный пример.

Цена за товарную единицу (д. ед.)
С
С1
С2
С3
С4
С5
Ц
Кривая спроса (КС)




 
График спроса показывает зависимость между различными уровнями цены условного товара и соответствующим количеством покупаемой продукции. Так, точка С1 говорит о том, что при столь высокой цене (5 д. ед.) данный товар доступен лишь небольшому кругу потребителей и его продажа ограничивается 10 товарными единицами (т. е.) в неделю. Остальные точки на кривой спроса – С2, С3, С4, С5 – демонстрируют последовательное изменение величин спроса: по мере снижения цены спроса увеличивается, так как товар становится по карману все более широкому кругу людей.

Неценовые факторы рыночного спроса.

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие факторы. К основным из них можно отнести следующие шесть:

R Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе все более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение.

R Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снизил спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей.

R Изменение доходов потребителей. В отношении большинства товаров (их называют товарами высшей категории) рост реальных доходов означает увеличение спроса и наоборот.

R Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными называют следующие два вида товаров:

R Изменения в ожиданиях потребителей. Их можно свести к двум основным вариантам. Первый – ожидание повышения цен или доходов. Они могут побудить потребителей увеличить свои покупки. Так, неурожай кофе в Южной Америке порождает опасение роста цен на этот продукт в будущем, что увеличивает текущий спрос на него. Второй вариант, напротив, предполагает ожидание снижения цен или доходов, что сокращает текущий спрос.

R Степень удовлетворения потребителей населения в данном товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос.

График спроса в условиях действия неценовых факторов.

Воздействие на спрос ценовых и неценовых факторов на графике отражается по-разному.

График спроса в условиях действия ценового и неценовых факторов.

Цена за товарную единицу (д. ед.)
Спрос (число товарных единиц в неделю)
С
С1
С2
С3
С4
С5
Ц
КС-1
Первоначальный спрос
КС-2
КС-3
Рост спроса
Падение спроса

1. Изменение величины спроса под влиянием цены выглядит как переход с одной точки ПОСТОЯННОЙ кривой на другую (например, с точки С2 на С3 нашей прежней кривой КС-1).

2. Изменение в спросе, вызванное неценовыми факторами, проявляется в смещении (сдвиге) всей кривой влево (при падении спроса) или вправо (при его росте), т. е. В образовании НОВЫХ линий спроса на том же графическом поле. Так происходит потому, что спрос на товар в данном случае изменяется в целом – при всех уровнях цены.

Наши рекомендации