Показатели концентрации и внешняя торговля

Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия

В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли и монопольную власть отечественных производителей на рынке. Напротив, наличие устойчивого канала экспорта для отечественных производителей понижает уровень их конкуренции на внутреннем рынке, создает возможности эффективной ценовой дискриминации и приводит к повышению цен - а следовательно, и монопольной власти -на внутреннем рынке.

На рынках со значительным импортом/экспортом показатели концентрации, вычисленные без учета иностранной конкуренции на основе долей отечественных производителей в объеме продаж на внутреннем рынке, могут не отражать реальную картину - могут переоценивать либо недооценивать наличие и уровень концентрации и рыночной власти. Поэтому все показатели концентрации для таких рынков надо корректировать на величины импорта и экспорта. При определении показателей концентрации на внутреннем рынке необходимо учитывать не только собственно внешнеторговые операции фирм, но и передачу ими готовой продукции по согласшениям типа толлинга. Толлинг - долгосрочный контракт, предусматривающий, что право собственности на произведенный алюминий принадлежит поставщикам сырья (глинозема) Произведенный алюминий вывозится за рубеж, однако в отличие от собственно экспорта, продается не предприятиями-производителями, а их партнерами-поставщиками сырья.

В табл. 2.3 приведен расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана на рынке алюминия на основе данных о долях производства и с учетом толлинговых операций Значение индекса, рассчитанное на основе данных о производстве, составило 0,1785, а с учетом толлинговых операций - 0,1565. Видно, что толлинговые операции снижают концентрацию, и возможно, монопольную власть российских производителей алюминия на внутреннем рынке. В действительности концентрация на внутреннем рынке алюминия еще ниже, поскольку помимо толлинговых контрактов российские предприятия активно осуществляют экспорт товара.

Таблица 2.3

Показатели концентрации на российском рынке алюминия с учетом и без учета толлинга

Предприятие (алюминиевый завод)   Объем производства, 1995, тыс тонн   Толлинговая квота, 1995, тыс тонн   Объем продаж на внутр. рынке, тыс тонн   Доли отечеств производства   Доли продаж на внутр рынке  
Братский         0,27   0,23297491  
Красноярский         0,26392857   0,23727598  
Саянский         0,119642857   0,114695341  
Новокуэнецкий         0,09464285   0,10824372  
Иркутский         0,07357142   0,050179211  
Волгоградский         0,05035714   0,05089605  
Надвоицкий         0,02   0,01863799  
Кандалакшскии         0,0225   0,01935483  
Волховский     5     0,00535714   0,00716845  
Уральский         0,02321428   0,04659498  
Богословский         0,05678571   0,113978495  
ВСЕГО                
ИНДЕКС Херфиндаля-Хиршмана   0,178477041   0,156492851  

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое нелегко было бы реализовать в случае банкротства фирмы) - следовательно, высок риск деятельности в отрасли, - вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там же, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).

В данной главе рассмотрим именно нестратегические барьеры входа.К вопросу о стратегических барьерах входа, их типах и эффективности стратегической политики мы перейдем в четвертой главе.

Нестратегнческие барьеры входа на рынок.

Положительная отдача от масштаба

Наши рекомендации