Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли

В осуществлении любой из видов деятельности (производственная, хозяйственная, коммерческая, закупочная и др.) всегда имеется доля предпринимательского риска. Риск выражается в производстве, продаже изделия, которое может не пользоваться спросом или иметь недостаточный спрос для того, чтобы покрыть убытки предприятия; также риск может заключаться в потере прибыли предприятием, но самое главное – предприятие всегда рискует обанкротиться. Руководителям любых предприятий приходится принимать множество решений, направленных на улучшение производительности предприятия. Для принятия различных управленческих решений используются различные экономические показатели, методы расчета, учета, не последнее место в принятии управленческого решения занимает анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли.

Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (операционный анализ) – это анализ, на основе которого выявляются положительные или отрицательные результаты деятельности предприятия. При соотношении затрат, объема производства и прибыли можно определить взаимосвязь между издержками и прибылью при разных объемах реализации.

Главной целью многих руководителей предприятия является получение прибыли – конечного финансового результата предпринимательской деятельности, так как прибыль обеспечивает потребности самого предприятия, его работников. Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем предприятия, она не отражает эффективность его работы. Для определения эффективности надо сопоставить прибыль с объемом производства, затратами, которые были вложены в процесс производства и обеспечили эту прибыль.

Операционный анализ дает информацию о влиянии постоянных и переменных факторов на ожидаемую прибыль при различных объемах производства. Полученная предприятием прибыль выполняет ряд функций:

1) прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности производства;

2) прибыль обладает стимулирующей функцией – это связано с тем, что прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия, поэтому предприятие заинтересовано в максимизации прибыли, чтобы расширить производство, чтобы осуществлять социальное и техническое развитие предприятия, чтобы поощрять работников;

3) прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли направлен на достижение следующих задач.

1. Выявление влияния, оказываемого на прибыль изменением цены на реализуемую продукцию.

2. Расчет объема производства, который обеспечит достижение максимальной эффективности при получении прибыли.

3. Выявление оптимального объема производства или закупок, который будет соответствовать потребительскому спросу.

4. Определение объема продаж, который будет соответствовать расчетам запланированной прибыли.

5. Выявление целесообразности производства товаров или их комплектующих своими силами или осуществления закупки на стороне.

6. Определение минимальной и максимальной цены на продукцию при данном объеме производства и реализации.

7. Определение минимального уровня цены при данном объеме производства, позволяющего избежать убытков.

8. Определение влияния изменений в производстве на уровень прибыли.

9. Выявление влияния затрат или объема производства при их изменении на предполагаемую прибыль.

10. Оценка риска при осуществлении предпринимательской деятельности.

Основными элементами анализа соотношения затрат, объема производства и прибыли являются:

1) маржинальный доход;

2) маржинальный запас прочности;

З) производственный леверидж;

4) точка безубыточности (порог рентабельности).

Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от осуществления реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных издержек.

Расчет маржинального дохода осуществляется не только по предприятию в целом, но и по отдельным видам продукции, в этом и заключается основное значение маржинального анализа. Технология расчета маржинального дохода:

1) по итогам анализа за определенный период времени определяется цена на конкретный вид продукции;

2) определяются перечень и структура переменных затрат на объем продаж за данный период времени;

3) определяется сумма затрат по каждому виду сырья;

4) определяются общая сумма переменных затрат на данный объем выпуска и доля каждой статьи затрат в общем итоговом показателе;

5) определяется себестоимость одной единицы определенной продукции;

6) определяется маржинальный доход как разница между отпускной ценой и себестоимостью одной единицы продукции.

Маржинальный запас прочности – это процентное отклонение фактической выручки при осуществлении реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (точки безубыточности).

Производственный рычаг (леверидж) – это показатель, характеризующий взаимосвязь структуры затрат, структуры капитала и финансового результата. Незначительное изменение этого показателя может привести к существенному изменению конечного показателя (прибыли, рентабельности) предприятия.

В зависимости от изменения объема производства и реализации продукции (работ, услуг) изменяется и прибыль, с помощью производственного левериджа осуществляется управление прибылью на предприятии.

При увеличении доли постоянных затрат предприятия увеличивается эффект производственного левериджа, так как любое изменение выручки за счет изменения объема производства и реализации приводит к еще более сильному изменению в получении прибыли. Следовательно, растет доля риска, связанная с деятельностью этого предприятия.

Для деятельности любого предприятия важным является его финансовая устойчивость, с помощью финансового левериджа можно выявить наиболее оптимальное, устойчивое соотношение затрат, объема производства продукции (работ, услуг) с прибылью.

Устанавливая взаимосвязь между затратами, объемом производства и прибылью, можно выявить безубыточность работы предприятия (точка безубыточности).

Безубыточная работа предприятия — это деятельность, при которой доходы, получаемые предприятием, покрывают расходы, следовательно, доходы и расходы равны между собой.

Точка безубыточности (критический объем производства (продаж)) — это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможность получить прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

При расчете точки безубыточности для принятия решения следует помнить о ее постоянных колебаниях, следовательно, показатель порога рентабельности не может быть абсолютно точным, всегда имеются отклонения в положительную либо отрицательную сторону.

Точка безубыточности показывает определенный объем реализации, начиная с которого, выпуск продукции должен приносить прибыль.

Для определения порога рентабельности необходимо рассчитать, до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала равной нулю.

В ходе проведения анализа соотношения затрат, объема производства и прибыли можно выявить факторы роста прибыли, а также влияние экономических показателей на эффективность объема производства.

Факторы роста прибыли:

1) повышение уровня организации производства;

2) увеличение объема производства и реализации продукции;

3) повышение качества продукции;

4) соответствие научно-техническому уровню;

5) повышение цены;

6) снижение издержек;

7) повышение уровня компетентности руководства.

Контрольные вопросы

1. По каким признакам можно классифицировать издержки, обращенные на производство и реализацию продукции?

2. Охарактеризуйте основные виды издержек производства предприятия.

3. Чем отличаются внешние издержки производства от внутренних издержек производства?

4. В каких целях используется метод калькулирования себестоимости?

5. Какие затраты включаются в себестоимость продукции?

6. От каких условий деятельности предприятия зависит выбор метода калькулирования себестоимости продукции?

7. Какие существуют методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)?

8. Что такое операционный анализ?

9. Какие функции выполняет прибыль предприятия?

10. Какие задачи достигаются при анализе соотношения затрат, объема производства и прибыли?

11. Охарактеризуйте основные показатели, используемые при анализе соотношения затрат, объема производства и прибыли.

Наши рекомендации