Глава IV. Эластичность потребностей

Мы видели, что единственный всеобщий закон, определяю­щий желание индивидуумом какого-либо товара, заключается в том, что его желание, при прочих равных условиях, сокра­щается с каждым увеличением предложения такого товара. Но указанное сокращение может быть медленным или быстрым. Если оно происходит медленно, то цена, которую покупатель дает за товар, резко не снизится в результате значительного увеличения его предложения, а небольшое снижение цены по­влечет за собой сравнительно большой рост его покупок. Од­нако при быстром уменьшении желания небольшое снижение

цены вызовет лишь очень малое увеличение покупок. В первом случае готовность покупателя приобрести вещь существенно усиливается под воздействием маленького стимула: можно ска­зать, что при этом эластичность его потребностей велика. Во втором случае дополнительный стимул, порожденный снижени­ем цены, почти не повлечет за собой усиления его желания покупать: эластичность его спроса при этом мала. Если сокра­щение цены на чай, скажем, с 16 до 15 пенсов намного увели­чит его покупки, тогда повышение цены с 15 до 16 пенсов на­много сократит их. Иначе говоря, когда спрос эластичен при снижении цены, он эластичен также и при ее повышении.

То, что происходит со спросом отдельного человека, проис­ходит также и со спросом всего рынка. Можно вывести следую­щее обобщение: степень эластичности (или быстрота реак­ции) спроса на рынке зависит от того, в какой мере его объем возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены.

Существуют такие товары, текущие цены, на которые в Анг­лии относительно очень низки даже для беднейших классов; таковы, например, соль, многие виды приправ и специй, а также дешевые медикаменты. Сомнительно, чтобы какое-либо снижение цен вызвало значительное увеличение потребления этих товаров.

Между тем текущие цены на мясо, молоко и масло, шерсть, табак, импортируемые фрукты и на обычные медицинские ус­луги таковы, что любое их изменение влечет за собой большие сдвиги в потреблении этих товаров и услуг трудящимися клас­сами и низшими слоями среднего класса, но личное потребле­ние богатых не намного возрастает, как бы дешево эти товары ни обходились. Иными словами, прямой спрос на указанные товары очень эластичен со стороны рабочих и низшей части среднего класса, но не стороны богатых слоев. Однако рабочий класс столь многочислен, что потребление им вполне доступных ему вещей намного больше, чем потребление таких вещей бо­гатыми, а поэтому совокупный спрос на все подобные вещи очень эластичен. Некоторое время назад сахар принадлежал к этой группе товаров, но теперь цена на него в Англии настолько упала, что она даже для рабочих является сравнительно низкой, и поэтому спрос на сахар оказался неэластичным.

Текущие цены на абрикосы и подобные им фрукты, на лучшие виды рыб и другие умеренно дорогие деликатесы таковы, что всякое их снижение резко увеличивает потребление этих

продуктов средним классом; другими словами, спрос на них со стороны среднего класса очень эластичен, тогда как со стороны богатых и со стороны рабочих он намного менее эластичен — у первых потому, что спрос уже почти насыщен, а у вторых потому, что цены все еще слишком высоки.

Текущие цены на такие товары, как редкие вина, фрукты в несезонное время, стоимость высококвалифицированной ме­дицинской помощи и юридических услуг столь высоки, что спрос на эти товары и услуги практически предъявляется толь­ко богатыми, но тот спрос, какой существует, часто отличается значительной эластичностью. Часть спроса на наиболее дорогие продовольственные товары — это фактически спрос на средства достижения общественного престижа, и он почти не поддается насыщению.

...Исключение составляют предметы первой необходимости. Когда цена на пшеницу очень высока и когда она очень низка, спрос на нее весьма мало эластичен, во всяком случае, если учесть то обстоятельство, что пшеница, даже когда ее мало, яв­ляется самой дешевой пищей для человека и что, даже когда она имеется в изобилии, ее не потребляют иначе как в виде пищи. Известно, что снижение цены буханки хлеба с 6 пенсов до 4 пенсов едва ли вызывает увеличение потребления хлеба.

КНИГА IV. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА:

ЗЕМЛЯ, ТРУД, КАПИТАЛ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Глава I. Введение

Факторы производства обычно подразделяются на “землю”, “труд” и “капитал”. Под “землей” подразумеваются вещества и силы, которые природа бесплатно предоставляет в помощь чело­веку — в виде земли и воды, воздуха, света и тепла. Под “тру­дом” понимается экономическая работа человека, будь то рука­ми или головой. К “капиталу” относят весь накопленный запас средств для производства материальных благ и для достижения тех выгод, которые обычно считаются частью дохода. Это основ­ное ядро богатства, рассматриваемое как фактор производства, а не как непосредственный источник удовлетворения.

Значительную часть капитала составляют знания и органи­зация, причем из них одна часть находится в частной собствен­ности, а другая — нет. Знание — это наш самый мощный дви­гатель производства. Оно позволяет нам подчинять себе приро­ду и заставлять ее силы удовлетворять наши потребности. Ор-

ганизация содействует знанию; она имеет много форм, т.е. форму отдельного предприятия, различных предприятий одной и той же отрасли, отличных друг от друга отраслей, и, наконец, форму “государства”, обеспечивающего безопасность для всех и помощь многим. Различие между государственной и частной собственностью в сфере знания и организации имеет большое и все возрастающее значение; в некоторых отношениях оно даже более важно, чем различие между государственной и частной собственностью на материальные объекты, и в какой-то мере на этом основании иногда представляется самым целесообраз­ным выделить “организацию” в особый фактор производства. Полностью ее можно исследовать лишь на более поздней стадии нашего труда, однако, кое-что следует сказать о ней уже в на­стоящей книге.

В известном смысле существуют только два фактора произ­водства — природа и человек. Капитал и организация являют­ся результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем. При данных свой­ствах и силах природы и человека рост богатства, знаний и организации проистекает из них как следствие из причины. Но с другой стороны, человек сам в значительной степени создает­ся окружающей его средой, в которой большую роль играет природа; следовательно, с любой точки зрения человек являет­ся центром проблемы производства, как и проблемы потребле­ния, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение — “распределе­ние” и “обмен”.

Развитие рода человеческого — увеличение его численности, укрепление его здоровья и силы, умножение его знаний и спо­собностей, обогащение свойств его характера — и составляет цель всех наших исследований, но это такая цель, в достиже­ние которой экономическая наука может внести лишь некото­рые важные элементы. В своих более широких аспектах поэто­му изучение развития человечества составляет конечную цель того или иного политэкономического труда в целом, а не от­дельных его частей, хотя фактически указанная цель не стоит даже и перед всей экономической наукой. Между тем мы не можем не учитывать непосредственную роль человека в произ­водстве и условия, определяющие его эффективность в качестве производителя. Поэтому, очевидно, целесообразно последовать уже установившейся в Англии традиции и включите рассмот-

рение роста численности и развития способностей населения в качестве раздела общего исследования производства.

...На данном этапе возможно сделать лишь поверхностные замечания об общих отношениях между спросом и предложе­нием, между потреблением и производством. Однако, пока ана­лиз полезности и стоимости еще свеж в нашей памяти, следует кратко остановиться на отношениях между стоимостью и отри­цательной полезностью или неудобством, тягостью, которую приходится преодолевать, чтобы получить те блага, какие имеют стоимость, так как они одновременно и желательны, и труднодоступны. Все, что можно сказать на данной стадии, носит предварительный характер и даже создает впечатление, будто при этом трудные вопросы поднимаются, а не решаются. Поэтому полезно иметь перед собой своеобразную карту мест­ности — общую схему исследуемой проблемы, — хотя бы даже нечеткую и приблизительную.

В то время как спрос основан на желании получить блага, предложение зависит главным образом от преодоления нежела­ния подвергнуться “неудобствам”. Эти последние распадаются обычно на два вида — на труд и на жертвы, с которыми свя­зано откладывание потребления. Здесь достаточно лишь в общих чертах обрисовать роль, которую играет в предложении простой труд. В дальнейшем мы увидим, что исходные, хотя и не точно такие же замечания можно сделать относительно труда по управлению и о жертвах, связанных (иногда, но не всегда) с тем видом ожидания, который обусловлен накоплени­ем средств производства.

Неудобство, тягость труда могут возникнуть от физического или умственного утомления, или оттого, что он осуществляется в нездоровой среде либо с неприятными сотоварищами по работе, или оттого, что он занимает время, требующееся либо для отды­ха, либо для общественной или умственной деятельности. Но какую бы форму ни принимало неудобство, оно почти всегда уси­ливается с увеличением тяжести и продолжительности труда.

Разумеется, во многих случаях усилия человека представля­ют собой самоцель, как например, в альпинизме, спортивных состязаниях, труде в области литературы, искусства, науки, а много тяжелой работы выполняется вследствие желания принести выгоду другим. Однако главным мотивом большей части руда, в нашем употреблении этого термина, служит желание случить какую-либо материальную выгоду, которая при нынешнем устройстве мира обычно выступает в форме получения

определенного количества денег. Правда, даже когда человек работает по найму, он часто испытывает удовольствие от своего труда, но, как правило, настолько устает еще задолго до вы­полнения своей работы, что очень рад, когда наступает конец рабочего дня. Возможно, что, оставаясь в течение какого-то вре­мени без работы, он готов был бы ради собственного самочув­ствия скорее трудиться задаром, чем не трудиться вовсе, однако он, вероятно, предпочел бы так же не портить свой рынок, как и фабрикант, предлагая на продажу то, чем он располагает, по цене ниже нормальной. Этому вопросу придется уделить боль­шое внимание в другом томе нашего труда.

На специальном языке это может быть названо предельной отрицательной полезностью труда. Дело в том, что с каждым приростом количества товара его предельная полезность сокра­щается, а с каждым уменьшением его желательности снижает­ся цена, которую можно получить за все количество товара, а не только за последнюю часть этого количества; точно так же и предельная отрицательная полезность труда обычно возраста­ет по мере увеличения его количества.

Нежелание всякого, уже имеющего занятие, увеличивать на­пряжение своих сил зависит при обычных условиях от коренных свойств человеческой натуры, которые экономистам приходится принимать как факт, не требующий доказательств. По замеча­нию Джевонса, прежде чем приступить к работе, часто требуется преодолевать известную сопротивляемость организма. С началом работы связано какое-то болезненное ощущение, но оно посте­пенно уменьшается, сходит на нет, а затем вместо него возникает удовольствие, которое в течение некоторого времени нарастает, пока не достигает определенного низкого максимума, после чего и оно уменьшается до нуля и замещается нарастающим утомле­нием и жаждой отдыха и перемены. Однако в умственной работе удовольствие и увлеченность, когда они уже возникли, часто продолжают нарастать до тех пор, пока сама работа не прекра­щается в силу необходимости или целесообразности. Каждый здоровый человек обладает известным запасом энергии, которую он может приводить в действие, но лишь при условии чередова­ния с отдыхом; если в течение долгого времени расход энергии превышает ее восстановление, его здоровье разрушается; пред­приниматели часто обнаруживают, что в периоды острой нужды временное увеличение заработной платы побуждает их рабочих выполнять такой объем работы, какой они долго выдержать не могут, сколько бы им ни платили за нее. Одна из причин этого

явления заключается в том, что потребность в отдыхе становится все более острой с каждым увеличением рабочего дня сверх оп­ределенного предела. Тягость дополнительного труда усиливает­ся частично потому, что по мере сокращения времени на отдых и на другие виды деятельности возрастает привлекательность до­бавочного свободного времени.

С учетом этих и некоторых других ограничений, в общем, отвечает истине утверждение, что напряженность усилий любой группы рабочих повышается или снижается с повышением или понижением вознаграждения, которое им предлагают. Точно так же, как цена нужная для привлечения покупателей на какое-либо данное количество товара, была названа ценой спро­са на это количество товара в течение года или другого опре­деленного периода, так и цена, требующаяся, чтобы вызвать напряжение усилий, необходимое для производства любого дан­ного количества товара, может быть названа ценой предложе­ния на это количество в течение такого же периода. Если на момент предположить, что производство зависит исключитель­но от затрат усилий определенного числа рабочих, уже имею­щихся и обученных своему делу, можно было бы составить перечень цен предложения, аналогичный перечню цен спроса, который мы уже рассмотрели. В таком перечне были бы чисто теоретически выведены в одном столбце цифр различные коли­чества затрачиваемых усилий, а следовательно, и объемов про­изводства, в параллельном столбце были бы приведены цены, которые следует уплатить, чтобы побудить имеющихся рабочих затратить указанные количества усилий.

Однако этот простой метод характеристики предложения труда любого рода, а следовательно, и предложения товаров, произведенных этим трудом, предполагает, что число тех, кто способен его выполнять, твердо установлено, но такое допуще­ние можно принять лишь на короткие периоды. Общая числен­ность населения меняется под воздействием многих причин. Из этих причин только часть является экономическими, но среди последних особенно важное значение имеют средние заработки, хотя их влияние на рост численности населения неравномерно и неустойчиво.

Но распределение населения между различными хозяйствен­ными отраслями в большей мере подвержено воздействию экономических причин. С течением времени предложение труда в любой отрасли более или менее пропорционально приспосабливается к спросу на него: разумные родители обучают детей наи-

более выгодным профессиям, к которым они имеют доступ, т.е. к профессиям, сулящим наилучшее вознаграждение в виде за­работной платы или других выгод в возмещении за труд, ко­торый не очень тяжел по объему и характеру, и за мастерство, которое приобретается довольно легко. Однако такая увязка спроса и предложения никогда не может быть полной; колеба­ния спроса могут делать ее более совершенной или более слабой на некоторое время, даже на многие годы, что не обеспечивает для родителей стимула выбирать своим детям данную профес­сию, а не какую-либо другую такого же рода. Поэтому хотя вознаграждение, которое можно рассчитывать, получит за какой-либо вид работы в течение какого-либо времени, нахо­дится в определенном отношении к трудности приобретения не­обходимой квалификации в сочетании с затратой усилий, тя­гостью, сокращением досуга и иными обстоятельствами, связан­ными с самой этой работой, тем не менее соответствие между спросом и предложением подвержено резким нарушениям. Изу­чение этих нарушений представляет собой трудную задачу, и на последующих этапах нашего исследования мы уделим ей значительное внимание. Настоящая же книга является преиму­щественно описательной и поднимает мало трудных проблем.

Наши рекомендации