Глава 3. Дипломатические представительства
Известно, что столица не может считаться таковой, если не признана дипломатами других стран. Наличие в городе иностранных посольств и миссий придает “запасной столице” достаточную степень уважения. Таковых в городе Куйбышеве было много. В списке представительства приведены с указанием адресов и пометками о нынешнем существовании и прочими дополнениями.
· посольство Австралии - улицаКуйбышевская, 110;
· посольство Франции - улица Куйбышевская, 111;
· посольство Афганистана - улица Куйбышевская, 137 (здание не сохранилось);
· посольство Греции - улица Максима Горького, 126;
· посольство Болгарии - улица Молодогвардейская, 119;
· посольство Великобритании - улица Степана Разина, 106 (наличествовала военная миссия);
· посольство США - улица Некрасовская, 62 (наличествовала военная миссия);
· посольство Ирана - улица. Степана Разина, 130;
· посольство Канады - улица Чапаевская, 181;
· посольство Китая - улица Степана Разина, 108;
· посольство Польши - улица Чапаевская, 165;
· посольство Мексики - (адрес неизвестен);
· посольство Монголии - улица Красноармейская, 84;
· посольство Норвегии - улица Молодогвардейская, 119;
· посольство Швеции - улица Красноармейская, 15 (“Особняк Курлиной”, филиал Самарского краеведческого музея);
· посольство Тувы - улица Красноармейская, 34 (не сохранилось);
· посольство Турции - улица Фрунзе, 57;
· посольство Чехословакии - улица Фрунзе, 57;
· посольство Японии - улица Чапаевская, 80;
· посольство Югославии - улица Фрунзе, 51.
Уже в начале войны вопрос об эвакуации дипломатического корпуса был поставлен многими дипломатами. Например, дипломат американской миссии Лоуренс Стейнхардт неоднократно высказывался по этому вопросу. Однако нарком иностранных дел Молотов отклонил эту инициативу. Посол Японии в СССР также выдвигал подобную инициативу.
Дипломатические миссии выехали в Куйбышев специальными поездами 15 октября 1941 и прибыли 19-20 октября. Для обеспечения деятельности дипломатов вместе с ними прибыли работники наркомата иностранных дел, которых возглавлял заместитель наркома А.Я. Вышинский [6].
Москва находилась под угрозой оккупации, поэтому перевод посольств уберег их от возможных бомбардировок, и это понимал каждый дипломат. Посол Великобритании Стаффорд Криппс писал в своем дневнике: “Прошлой ночью я видел Вышинского и понял, что нас обвели вокруг пальца. Хоть это и произошло случайно, ситуация чрезвычайно серьезная. Советское правительство не приехало в Самару. Нет здесь также и сотрудников из учреждения Микояна. Генеральный штаб не переехал, а сам Молотов, несмотря на свои заверения, тоже остался в Москве. Мы изолированы и ничего не можем предпринять. Даже на самые простые вопросы, которые я задавал Вышинскому, тот отвечал, что для этого надо звонить в Москву”.
Вместе с посольствами для охраны и контроля из Москвы была откомандирована группа из четырехсот человек из состава 2-го Главного Управления НКГБ СССР во главе с заместителем начальника Управления полковником госбезопасности Бутенко. В составе “чекистского” поезда был тюремный вагон с двадцатью двумя арестованными высшими командирами советской армии, которые были расстреляны 28 октября 1941 года.
Представителей прессы иностранных служб также эвакуировали в Куйбышев. В целом их было около 400 человек. Подобное решение было вполне обоснованно на фоне возможной оккупации Москвы.
Дипломаты были расселены по квартирам, которые едва ли удовлетворяли их требованиям. Во многих квартирах были крысы, тараканы, грязь, плохо работали коммунальные службы, однако это те лишения, которых требовало время. Шведский посол Ульрик Ассарсон вспоминал: «Английский посол Криппс жаловался на то, что его квартира темная и к тому же полна клопов и тараканов. Он сказал, что плохо чувствует себя в Самаре. От его обычного оптимизма не осталось и следа... Посол США Стейнхардт со своим персоналом был размещен в здании средней школы... Можно утверждать что угодно, но только не то, что он доволен. Я сказал послу, что в данной обстановке мы вряд ли можем рассчитывать на что-то лучшее, но он не захотел меня слушать. С видом оскорбленного человека Стейнхардт возразил: “Я поступил на дипломатическую службу не для того, чтобы вот так страдать [15]. Я поступил на нее, чтобы получать удовольствия от жизни. Вы должны согласиться, что здесь все так убого. Мы попали в западню».
Иностранцам было трудно смириться с такими условиями. Например, посол США требовал жилое помещение, в котором было от шестнадцати до восемнадцати жилых комнат и гараж на три машины. Конечно же, ему было отказано.
18 декабря 1941 г. на улице Куйбышевской распоряжением городских властей был открыт промтоварный магазин специально для иностранцев. Немного позднее для послов начал работать и закрытый продовольственный магазин “Гастроном”. У его входа всегда стояли сотрудники НКВД, а окна были закрашены белой краской, чтобы жители города не видели представленного там ассортимента. Количество товаров в этом магазине не уступало количеству в лучших магазинах Москвы.
В Куйбышеве было двадцать одно представительство иностранных миссий. Послы и сотрудники жили не в самых лучших условиях, однако это можно расценивать как издержки времени [19]. Действительно, Куйбышев вмещал посольства и представительства важнейших для СССР государств, а также представителей прессы из разных стран, что позволяло распространять информацию о положении дел на фронте.
Заключение
В 30-е годы XX века Самарский край был одним из регионов с наибольшим индустриальным потенциалом. Активно развивалось строительство, производство, развивались сферы культуры и образования.
Увеличивались темпы роста промышленного производства, о чем свидетельствуют высокие ожидания от "пятилетки" 1928 - 1933 годов - в них планировалось увеличение объема производства на 270%. По новому плану развития народного хозяйства объем капитальных вложений в промышленность Средне-Волжского края был увеличен в пять раз, а объем валовой продукции промышленности планировалось увеличить в шесть раз. Кроме того, Самарская область отличалась большим запасом полезных ископаемых: углеводородного сырья, кремния, битума, фосфоритов, металла. Открытие залежей высококачественных бурых железняков еще больше увеличило стратегический потенциал региона.
Был расширен сельскохозяйственный институт. В крае работало 18 школ фабрично-заводского обучения, 27 техникумов. В техникумах обучалось около 32000 человек, в вузах — около 12000. К тому моменту в вузах сложилась полноценная система контроля знаний: писались курсовые, зачеты сдавались индивидуально, была введена система экзаменов. Стали появляться преподаватели, альма-матер которых — самарский институт. Развивалась сеть научно-исследовательских учреждений. Например, на базе Пастеровской станции был создан санитарно-бактериологический институт. Позже институт сливается с Самарским институтом здравоохранения и гигиены и становится главным центром эпидемиологии в Среднем Поволжье.
В 1938 году на Безенчукской опытной сельскохозяйственной станции разворачивается опытно-исследовательская работа, цель которой — селекция сельскохозяйственных культур. В 1926 году образуется Средне-Волжский научно-исследовательский ветеринарный институт.
В Самарском крае работали выдающиеся ученые своего времени: действенные члены ВАСХНИЛ А.И. Николаев, С.М. Тулайков, Н.С. Щербиновский, М.Д. Щукин. На протяжении десятилетия проводилось планомерное вытеснение интеллигенции и замена выходцами из рабочего класса, однако формированию новой интеллигенции огромный урон нанесли репрессии 30-х годов.
Куйбышев сыграл не последнюю роль в ходе Великой отечественной войны. В него были эвакуированы посольства, дипоматические миссии, госструктуры. В ходе битвы под Москвой стал очевиден провал немецкого плана «молниеносной» войны против советских войск. После упорной борьбы советские войска окончательно измотали и остановили немецкие войска на ближних подступах к столице. Положение на всем фронте кардинально изменилось — преимущество было на стороне Советского Союза. Создались предпосылки для начала контрнаступления Красной Армии под Москвой. В ходе боев погибло более 500 тысяч человек, включая жителей Самарского края.
Москва находилась под угрозой оккупации, поэтому перевод посольств уберег их от возможных бомбардировок, и это понимал каждый дипломат. В Куйбышев переехали дипломаты всех представленных в Москве стран. Общее число зарубежных представителей, включая сотрудников прессы, составляло более 400 человек.
Куйбышев действительно был единственным городом, соответствовавшим основным требованиям к запасной столице. В ходе войны город в полной мере соответствовал своему статусу.
Список использованной литературы
1. Алексушин Г. В. Во главе Самары. — Самара: Самарский Дом печати, 1999.
2. Алексушин Г. В.Самарские губернаторы. — Самара: Самарский Дом печати, 1996.
3. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 / Под ред. Хлевнюк О.П. - М.: Академия, 2002.
4. Великая Отечественная война: энциклопедия.– М.: Сов. Энциклопедия, 1985
5. Игрицкий Ю. И. Снова о тоталитаризме. // Отечественная история. 1993. - №1.
6. Каркарьян В., Неверова В. «По улицам Старой Самары»; Самара, 1988
7. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945гг.). Документы и материалы. Самара: Самарский Дом печати, 1995.
8. Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Под ред. Наякшина К.Я., Снегирева В.Ф. - Куйбышевское книжное издательство - 1967г.
9. Куйбышевская область: Историко-экономический очерк. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1983. - 352 с.
10. Курицын В. М. История государства и права. 1929-1940 гг. Москва.: «Международные отношения», 1998.
11. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. М.: Владос, 1998.
12. Н.Я. Наякшин. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1962г.
13. Павлов А. Запасная столица. Самара: Самарский Дом печати, 1995.
14. Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 2000
15. Самарская область. Учебное пособие. Изд.2. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн». 1998.
16. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие. - Самара: НТЦ, 2003.
17. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Куйбышев: Книжное издательство, 1985.
18. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. Куйбышев: Книжное издательство, 1988.
19. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара: НТЦ, 2003.