Особенности ценовых стратегий для различных типов рынков

Условия ценообразования сильно отличаются друг от друга на рынках с разными типами конкуренции. В соответствии с их особенностями фирма должна выбирать такую ценовую стратегию, которая позволит ей оставаться конкурентоспособной и успешно осуществлять свою коммерческую деятельность.

В условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складывают­ся под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориен­тироваться на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рын­ка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, суть которой состоит в установлении максимально высоких цен и после­дующем их медленном снижении до уровня рыночных. За тот неболь­шой период, когда цены были высокими, фирме удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.

В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребитель­ского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.

Наиболее распространенная стратегия - установление цен по гео­графическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры.

Стратегия цен «выше номинала» может быть использована при сильном дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпуска­ются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стра­тегия требует от фирмы, использующей ее, строгого контроля за конкурентами.

В условиях олигополистической конкуренции применяется множе­ство стратегий ценообразования. Одна из них - координация действий при установлении цен; эта стратегия существует в двух формах: приня­тие «соглашения о ценах» и осуществление «параллельной ценовой по­литики». В некоторых странах заключение соглашения о ценах запре­щено законом. «Параллельная ценовая политика» - это по существутаже координация цен. Она заключается, например, в том, что компании калькулируют издержки производства по унифицированным статьям и затем, прибавляя определенную норму прибыли, устанавливают цену. Под действием рыночных факторов цены всех компаний меняются в одной и той же пропорции и в одном и том же направлении.

Чистая монополия. Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же оп­ределяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою про­дукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных фор­мах. Их дифференцируют:

· по группам покупателей – разным группам покупателей одини тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда предос­тавляется бесплатно);

· ·по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;

· ·по территориальному принципу – товар реализуется в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;

· по времени – цены на товар и услуги различны по сезонам, ме­сяцам, дням недели и даже времени суток; так, плата за междугород­ные телефонные переговоры в ночное время ниже, чем в дневное, в выходные дни ниже, чем в рабочие.

Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-моно­полист назначает для каждой группы покупателей максимально вы­сокую цену. Однако в некоторых развитых странах эта стратегия зап­рещена законом.

Стратегия сегментации рынка базируется на неоднородности спроса покупателей в пределах отдельного сегмента или на различ­ных рынках. Эта стратегия реализуется посредством предоставления скидок покупателям другого рынка. Большая часть продукции про­дается на первом рынке по ценам, возмещающим все затраты и обес­печивающим определенную прибыль. На втором рынке (иногдазаграницей) тот же товар реализуется по сниженным ценам.

В случае, если второй рынок находится за пределами страны, где рас­положена фирма-монополист, политика этой фирмы называется демпин­гом. Правительства большинства стран ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих развитие национальной промышленности.

Фирме-монополисту не всегда выгодно прибегать к установлению высокой цены, этим она может привлечь конкурентов или вызвать государственное регулирование цен, что приведет к потери части покупателей.

Выбирая ту или иную стратегию цен, фирма должна учитывать следующие факторы:

· цены на продукцию часто приходится пересматривать;

· в ценах недостаточно учитывается информация о спросе, конкурентах, покупателях и т.п.;

· большая часть товара реализуется на распродаже в конце сезона по сниженным ценам;

· спрос на товары эластичен;

· большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекает­ся низкими ценами конкурентов. [10]

В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чис­том виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим то­варом на рынке чистой монополии, а с другим – на высоконку­рентном рынке; в олигополии возможно появление как моно­полий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не может дать готовых рецептов установления цен. Однако такие ис­следования необходимы для определения принципов ценообразова­ния в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Практическая часть

Предприятие розничной торговли «Fastway» реализует женскую и мужскую обувь в городе Тюмени по адресу ул. Республики, 152. Фирма продает товар на уже существующем рынке несколько лет и его финансовая цель максимизировать текущую прибыль.

Для достижения поставленной задачи предприятию необходимо разработать ценовую стратегию. Разработка ценовой стратегии состоит из нескольких этапов:

Особенности ценовых стратегий для различных типов рынков - student2.ru

Рис. 1. Этапы разработки ценовой стратегии

Наши рекомендации