Эффект от повышения качества продукции

Лекция № 5.

ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Проблема качества зародилась и проявилась с развитием общественного производства. На первых порах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы немногочисленных потребителей. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества.

Можно отметить следующие аспекты качества.

Национальный аспект. Он проявляется присущим той или иной нации образом мышления в области качества. Так, если американский практицизм ориентирует фирмы на управление качеством с целевой функцией максимальной прибыли, то для японских фирм характерны установки на увеличение доли фирмы на рынке, даже если это будет связано с первоначальными потерями части возможной прибыли.

Политический аспект. Поскольку качество определяет конкурентоспособность фирм, и, в конечном счете, стран, оно, естественно, влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы и, следовательно, на политическую ситуацию внутри страны, на международный политический статус государств.

Технический аспект. Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов – взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создает мощную основу для совершенствования качества продуктов. С другой стороны, более высокого качества продукция, услуги, системы информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создают лучшие предпосылки для ускорения научно-технического прогресса.

Социальный аспект. Данный аспект также следует рассматривать с двух позиций. Высокое качество как компонент потребностей, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, разумеется, влияет на социальную среду, социальный статус государства. Как правило, понятие «развитая страна» отождествляется с ее возможностями производить конкурентоспособную продукцию и высоким среднестатистическим уровнем нации. В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда. Уровень культуры производителей – это показатель их потенциальных возможностей в области качества. Можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда есть творения высокой культуры. Неспроста японцы считают, что высококачественный продукт, созданный трудом человека, своего рода произведение искусства.

Экономический аспект. Качество напрямую связано с экономикой. Повысить качество – это значит, из того же количества сырья и материалов сделать большее количество продукции. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту.

Моральный аспект. Американский ученый Джозеф М. Джуран считает, что любое предприятие включает в себя два: первое – полезное, которое выпускает качественную продукцию, приобретаемую потребителями, и второе – впустую расходующее все виды ресурсов и выпускающее брак («второй завод Джурана»). Если учесть, что некачественный труд приводит к излишним затратам ресурсов, энергии, к неудовлетворенности и материальным потерям клиентов, то можно сделать вывод о том, что такой труд аморален.

Рассмотренные аспекты качества показывают сложность проблемы управления качеством и важность их решения в комплексе.

Эффект от повышения качества продукции

Для изготовителей продукции:

· Лучше используются ресурсы

· Сокращаются потери от брака и рекламаций

· Увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества

· Увеличиваются фонды экономического стимулирования за счет роста прибыли

· Моральное удовлетворение коллектива предприятия.

Для потребителей продукции:

· Спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий повышенного качества

· Расширяется и обновляется ассортимент изделий

· Сокращаются затраты в процессе эксплуатации продукции

· Создаются более благоприятные условия труда в сфере потребления

· Более полно удовлетворяются потребности населения

Для государства:

· Расширяются экспортные возможности и валютные потребления

· Увеличивается народно-хозяйственный эффект на единицу затрат

· Ускоряется НТП в промышленности

Улучшение качества продукции обеспечивает постоянные повышения уровня жизни людей, являются основой технического и экономического роста производства, увеличение национального богатства страны. Высокое качество продукции является обобщающим показателем научно-технического прогресса, уровня организации производства, его культуры, дисциплины, важнейшим источником экономии материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

Особенность современного состояния проблемы качества продукции состоит в том, что с развитием научно технического прогресса она не упрощается, а становится все более острой. В условиях большой конкуренции только ориентация на высокое качество является единственной возможностью добиться качества. На внутреннем и международном рынках спросом пользуется только качественная продукция. Плохая продукция не реализуется даже по низким ценам. Не случайно в проблеме повышения качества продукции во всем мире уделяется первостепенное значение. Ежегодно с 1989 г. 9 ноября мировая общественность отмечает Всемирный день качества. Эта общественная акция позволяет усилить внимание производителей и потребителей, органов государственного управления, общественных организаций к проблеме качества. И способствует активизации к поиску путей к ее решению.

В условиях развитого, насыщенного товарами рынка качество продукции становится мощным фактором конкуренции. Уровень качества и услуг контролирует сам рынок. В этих условиях необходимо обеспечить безопасность продукции и достоверность информации качества товара. Проблемы качества, защиты прав отечественного потребителя в последнее время стали приоритетным направлением в деятельности правительства РФ и Госстандарта России. Государством создана соответствующая законодательная база. Это более 40 законов в той или иной мере регулирующей деятельность, связанную с обеспечением качества, и большое качество подзаконных актов, обеспечивающих их практическую реализацию. Национальная политика в области качества должна предусматривать:

ü создание государством условий содействующих производителям в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках;

ü защиту потребителей от продукции и услуг, опасных для жизни, здоровья и имущества, защиту общества и окружающей среды от экологически вредной продукции;

ü защиту потребителя от недобросовестных производителей и продавцов.

ü формирование в общественном сознании того что повышение качества –один из главных факторов выхода из кризиса и укрепление экономической мощи России: обеспечение всеобщей грамотности путем массового обучения современным подходом к менеджменту качества, освоение принципов всеобщего менеджмента качества и общественного опыта в этой области.

Одним из важных элементов формируемой национальной политики в области должна стать поддержка предприятий, в том числе и сельскохозяйственных, осваивающих современные системы управления качеством.

К субъективным факторам, влияющим на качество, относят факторы, связанные с условиям труда, в которые поставлены работники. Среди объективных факторов можно выделить следующее: технические, организационные, экономические. Технические объективные факторы связаны с характером принимаемых технических решений и принимаемых технических средств при создании, обращение и эксплуатации продукции. Организационные факторы связаны с характером организации создания, обращения и реализации продукции. Экономические факторы с характером экономических воздействий на качество продукций ( формы и уровень заработной платы, уровень и структура себестоимости производства продукции, соблюдение принципом хозяйственного расчета, санкции , цена и др). качество продукции зависит от факторов социального и индустриального характера. Их можно отнести как к субъективны, так и объективным.

Все природные факторы влияющие на безопасность и качество продукции можно разделить на 3 вида.

1. управляемые –факторы на которые можно воздействовать в процессе производства;

2. предсказуемые факторы, на которые можно воздействовать но можно достаточно достоверно предсказать их значение, характер и степень воздействия на качество продукции, что позволяет учитывать их в процессе управления:

3. непредсказуемые факторы, которыми не возможно не только управлять, но даже достоверно предсказать их поведение. Большинство природных факторов относится к 3- му виду.

От природных факторов зависит номенклатура, объемы производства и качества производимой продукции .

В практической работе по управлению качества продукции необходимо учитывать все факторы. Искусство управления заключается в том, что бы максимально сократить влияние непредсказуемых факторов, учесть факторы предсказуемые и управлять факторами управляемыми .

Главное направление борьбы с неуправляемыми факторами –сокращение их влияния на производство за счет выбора устойчивых сортов растений и пород животных, использование специальных технологических приемов. Другой путь-превращение не предсказуемых факторов в предсказуемые, и учет возможных изменений факторов.

Функциональная схема управления качеством. Управление любым процессом производительной деятельности сельскохозяйственного предприятия( объединение ) или управление качеством включает 3 этапа:

Планирование (постановка задач, выбор методов и средств ее решения. Ожидаемый результат), реализацию (претворение в жизнь намеченных планов, производственная деятельность предприятия) контроль ( проверка соответствия получаемых результатов объемов реализованной продукции, прибыли предприятия или уровень качества получаемой продукции).

В общем виде процесс управления формированием качества продукции указанных элементов. Качество сельскохозяйственной продукции формируется под воздействием многих факторов (возмущающих воздействий). Различное сочетание этих факторов дает тот или иной уровень качества. Задача управления качества состоит в том, чтобы, постоянно контролировать процесс, оказывать на него корректирующие воздействия, которые обеспечивают получения качества продукции, соответствующего плановому значению, программе.

Программа процесса формирования качества продукции состоит, с одной стороны, из совокупных и нормативных документов, устанавливающих требования к качеству (стандартов, ТУ), а с другой -из документов. Определяющих задание по получению определенного качества в определенных количествах- производственно-финансового плана хозяйства, договора контрактации и др. документов.

Требования к качеству продукции, сформулированные в этих документах, должны быть современные, едиными и непротиворечивые т.к. от этого зависит эффективность всей системы управления. Информацию, заключенную в программу, вводят в анализирующий орган системы, которым может быть, например, специальная служба качества на предприятии или служба главных специалистов предприятия.

Наши рекомендации