Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками как внутри логистической системы, так и в рамках процесса производства
Для наиболее эффективной работы предприятия были выдвинуты принципы рациональной организации производственного процесса: обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику, обеспечение максимальной непрерывности процессов производства, обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ, обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана., обеспечение непрерывности планового руководства обеспечение соответствия системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства, использование прямоточности и пропорциональности, параллельности и гибкости. Основными законами, обеспечивающими оптимизацию производственных процессов являются следующие: Закон упорядоченности движения материальных потоков, Закон календарной синхронизации технологических операций, Закон резервирования ресурсов производственного процесса, Закон эмерджентности основных и вспомогательных процессов, и Закон ритма производственного процесса.
В реализации целей логистики существенное место занимают новые методы организации производства, которые называются стройное производство. Оно рассматривает возникновение узких мест как шанс их полной ликвидации.
Важную роль в обеспечении рационального товародвижения играют торговопосреднические организации, которые обеспечивают производство необходимым сырьем и материалами. Логистика здесь заключается в выборе стратегии управления приобретением, движением и хранением материалов, изделий и запасов, а также управление информационными потоками, сопровождающими процесс товародвижения. Логистические посредники становятся эффективным инструментом экономии финансовых и материальных ресурсов в процессе товародвижения.
Не малую роль в приобретении сырья и материалов для предприятия оказывают поставщики продукции. Рыночные условия, предоставляя покупателям право свободного приобретения товаров, ставят перед ними задачу самостоятельного выбора поставщика.
Выбор поставщика осуществляется двумя способами: по средством конкурсных торгов, если предприятие предполагает закупить материалы на очень большую сумму или предполагает установить длительные связи посредством письменных переговоров (твердая и свободная оферта).
Не малую роль в выборе поставщика должны играть следующие критерии: удаленность поставщика от потребителя, сроки выполнения заказов, цена и качество сырья, психологический климат в фирме поставщика.
Для более эффективной работы предприятия учеными и специалистами были разработаны прогрессивные способы организации производственных логистических систем, которые в настоящее время применяются во всем мире.
Это системы:
· КАНБАН – суть, которой состоит в том, чтобы обеспечить оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.
· МРП - служит для планирования производственных ресурсов, отвечающих потребностям производства.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что производственная логистика является одним из центральных звеньев организации производства, к которому нужно относиться с особой долей внимания, учитывать все вышеперечисленные аспекты и на основе этого разрабатывать более приемлемые формы, способы и методы управления производством.
Внедрение логистических систем на предприятии
Огромное количество потоков сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, ежедневно проходящие через логистические системы предприятий по всей стране, придают проблеме управления ими первостепенную важность. На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса на основе современных методов реинжиниринга, внедряют специализированные системы повышения производительности труда, управления производством и т.д. Сложившаяся ситуация на промышленных предприятиях России обусловливает необходимость разработки новых концепций, методических основ, практических рекомендаций по проектированию (реинжинирингу) логистических систем, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и структурообразующих факторов повышения эффективности логистических цепей.
В настоящее время сформировалось несколько концепций внедрения логистических систем на предприятиях, однако общепризнанной теории проектирования логистических систем, как в России, так и за рубежом не выработано. В этих условиях проводятся диагностический анализ, оценка проблемной ситуации, и сравнение с существующими представлениями о том каким образом должна функционировать логистическая система, разрабатывают и внедряют программу по ее реорганизации.
Часто попытки прямого внедрения логистической системы заканчиваются неудачно, с очень большими инвестициями, что порождает цепочку других проблем. Отмеченные обстоятельства обостряют потребность в более глубоком рассмотрении процесса проектирования логистических систем, а именно с позиций системного анализа, системного проектирования, опираясь на процесс последовательного «осветления» «черного ящика» при помощи IDEF0 и IDEF3 технологий моделирования.
Логистические процессы является составной частью системы управления предприятием, поэтому от скорости, мощности и надежности прохождения материально-информационных потоков по логистической цепи зависят степень удовлетворенности потребителей, прибыль и оборачиваемость оборотных средств. Опосредованно качество проектных работ при создании (реинжиниринге) логистических систем на предприятии, определяет уровень развития и конкурентоспособность предприятия по сравнению с другими участниками цепи поставок.
В результате систематизации и исследования данных по информационным, маркетинговым и интегральным логистическим концепциям, выявлены их сильные, и слабые стороны, особенности, предметная ориентация и возможности развития. На основе исторического анализа сформирована эволюция развития логистических концепций.
В ходе последовательного рассмотрения уже известных понятий «логистическая сеть» и «логистический канал», раскрыто содержание трех уровневого логистического канала с прямыми связями, состоящего из трех множеств контрагентов: поставщиков, производителей и потребителей.