II. Практические занятия
Управление инновациями – термины и пояснения
I. Теоретический курс
1. Научно-техническая и инновационная политики.
| |||
|
2. Инновация, инновационный продукт, инновационная деятельность.
Чем же отличается инновационная ориентированная экономика от обычной для нас рыночной экономики?
l Главным образом, инновационный бизнес отличается получением сверхприбылей.
l Этот бизнес имеет повышенные риски.
l Поэтому для запуска инновационного бизнеса надо иметь портфелькоммерциализуемых идей.
l Не все запускаемые инновационные проекты приводят к успешному бизнесу, но сверхприбыли, полученные по успешному проекту, перекрывают с запасов расходы на все проекты, входящие в портфель инновационных идей.
(см. Видео-запись выступления В.В. Стреналюка, Госкорпорация «Ростех», электронное пособие по инновационной деятельности).
3. Инновационный процесс.Жизненный цикл инновации.
Этапы инновационного процесса
ФИ | Фундаментальные исследования | Получение новых знаний с предполагаемыми новыми потребительскими свойствами |
ПИ | Прикладные исследования | Получение новых принципов действия продукции, демонстрирующих ее новые потребительские свойства |
Р | Разработка макета продукции | Создание макета продукции и демонстрация новых потребительских свойств |
Пр | Проектирование образца продукции | Создание документации на образец продукции, оценка дополнительных потребительских свойств, создание инновационного продукта |
С | Создание образца продукции | Оценка трудоемкости производства, надежности и всесторонних потребительских свойств продукции |
ОС | Освоение производства | Подготовка производства, оценка технологичности и рентабельности производства |
ПП1 | Первый этап производствапродукции | Продвижение продукции на рынок, определение аукционной, оптовой и розничной цен |
ПП2 | Второй этап производствапродукции | Интенсивная работа на узком сегменте рынка, получение сверхприбылей |
ПП3 | Третий этап производствапродукции | Крупносерийное производство, наращивание капитала на продукции со средним качеством и средней ценой |
ПП4 | Четвертый этап производствапродукции | Завершение работы на рынке |
М | Маркетинг (после каждого этапа ПП) | Исследование рынка и продвижение продукции на рынке |
Сб | Сбыт продукции (после каждого этапа ПП) | Реализация продукции |
4. Интеллектуальная собственность:
Что такое интеллектуальная собственность и для чего
она нужна?
l Новые знания: результаты НИР; результаты инновационно-ориентированной НИР, научная коммерциализуемая идея, формат загорающей на солнце куклы
l ИС – нужна для введения результатов НИР в экономический оборот и для защиты авторских прав (пример с товарным знаком на грузовики Горьковского автомобильного завода).
l НОУ-ХАУ
l Патент на изобретение
l Патент на полезную модель
l Свидетельство о регистрации программного продукта
l Товарный знак
l Товарная марка
5. Условия, необходимые для ведения инновационной деятельности.
Какие условия являются обязательными для ведения инновационной деятельности?
Обязательными условиями перехода к инновационному бизнесу является наличие:
ü научной коммерциализуемой идеи;
ü кадрового обеспечения инноваций;
ü финансовых ресурсов;
ü технологического и сырьевого обеспечения;
ü эффективного инновационного менеджмента, включающего адекватную параметрам бизнеса систему работы на потребительском рынке.
6. Методы получения идеи создания инновационного продукта:
Область исследований Предмет исследований Предмет исследований Методы исследований Ожидаемые результаты Предполагаемая практическая значимость полученных результатов Компетенции авторского коллектива Возможная рыночная применимость компетенций авторского коллектива Идея создания инновационного бизнеса.
Технологический аудит – оценка инновационного потенциала предприятия и выработка направления развития инноваций на предприятии (см. электронное пособие по технологическому аудиту).
Мозговой штурм на основе креативного (интуитивного) мышления.
7. Область исследований - формулируется область, в которой будет получена информация исследований.
8.Предмет исследований – объект (характеристики) области исследований, по которым будет получена информация исследований.
9.Методы исследований – инструменты исследований.
10.Ожидаемые результаты – прогнозируемые возможные результаты исследований (конкретные), выполнение которых можно проверить и оценить.
11.Предполагаемая практическая значимость полученных результатов – практическая польза конкретных полученных результатов (ради чего проводились исследования).
12.Компетенции авторского коллектива – более широкое толкование умений, которые позволили получить конкретные результаты.
13.Возможная рыночная применимость компетенций авторского коллектива – проекция компетенций на возможное получение результатов, интересных для рынка (многократно продаваемых) из разных потребительских ниш, т.е. возможные рыночные продукты, получаемые на основе имеющихся компетенций.
14. Идея создания инновационного бизнеса – вид рыночной продукции, наиболее интересный для рынка и разработчика (совладельца бизнеса).
Креативный метод получения идеи инновационного бизнеса.
16. Характеристика рыночного продукта и его конкурентных преимуществ по сравнению с аналогами – анализ возможностей имеющихся рыночных продуктов по удовлетворению спроса, закрываемого продуктом, предлагаемым новым инновационным бизнесом. Приводятся или принципиально новые предложения для рынка или доказывается за счет каких конкурентных преимуществ часть рынка предпочтет новую продукцию, предлагаемую зарождающимся инновационным бизнесом.
17. Основные документы Инвестиционного соглашения по инновационному проекту:
Текст инновационного соглашения.
Приложения к настоящему Соглашению:
Приложение № 1 – «Гарантии сторон»;
Приложение № 2 – «Устав ООО «Образец» (редакция 1);
Приложение № 3 – «График инвестиций»;
Приложение № 4 – «Список ключевых работников ООО «Образец»;
Приложение № 5 – «Положение о Совете директоров ООО «Образец»;
Приложение № 6 – «Бизнес-План»;
Приложение № 7 – «Положение о пост-инвестиционном контроле ООО «Образец».
18. Основные положения бизнес-плана инновационного проекта.
оглавление
1). Резюме проекта
2), Описание бизнес -идеи, продукта, услуг
3). описание технологии, организации
производства
4), Стратегия развития компании
5). Потенциал рынка и планируемые рыночные позиции комIIании
6). Календарно-ресурсный план
7). План разработки, план производства
8). Маркетинг-план проекта, конкурентные преимущества,
каналы продаж, план ценообразования
9). Финансовый план проекта
10). Структура собственности, условия привлечении
инвестиций, условия предоставления
инвестиционных траншей
11). Риски проекта и управление рисками
12). План по персоналу, организационная структура, органы управления
i3). Команда
14). Гарантии и заверения
15). Приложения
19. Рекомендации по составлению презентации инновационного проекта для инвесторов.
(см. презентацию )
20. Рекомендации по составлению презентации инновационного проекта для рыночных потребителей.
(см. презентацию)
-
21.Порядок заполнения заявки на конкурс программы «У.М.Н.И.К.». Заполняется заявка в режиме on-line на сайте Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (когда будет сформулированна идея инновационного бизнеса). http://umnik.fasie.ru/yoshkar-ola/. В разделе Программы, выйти на «Программа УМНИК» и далее идти по алгоритму сайта.
II. Практические занятия.
Заполнение анкете магистра-инноватора по теме диссертационного исследования.
Адрес для отправки: