Тема 14. Сервис в логистике
Основные вопросы этой темы :
- понятие логистического сервиса;
- формирование системы логистического сервиса;
- уровень логистического сервиса.
Повышение конкурентоспособности предприятия возможно не только за счет улучшения качества выпускаемого продукта, а и за счет повышения качества поставки. Материал первого вопроса данной темы очерчивает . понятие логистического сервисе, определяя его как комплекс услуг, оказываемых в прогрессе поставки товаров. В этом же вопросе перечисляются и характеризуются всевозможные логистические услуги, дается классификация работ в области логистического сервиса: предпродажные работы, работы но оказанию логистических услуг, оказываемые в процессе продажи товаров, а также послепродажный логистический сервис.
Материал следующего вопроса темы создает у студента представление о последовательности действий, позволяющей сформировать на фирме систему логистического сервиса:
- сегментация потребительского рынка;
- определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;
- ранжирование услуг, входящих в составленный перечень;
- оценка оказываемых услуг;
- установление обратной связи с покупателями. Принятие обоснованных решений в сфере деятельности по оказанию логистических услуг возможно лишь в том случае, если на предприятии разработаны количественные методы определения уровня логистического сервиса. Понятие " уровень логистического сервиса " и методы расчета этого показателя рассмотрены в третьем вопросе.
Повышая уровень логистического сервиса, предприятие несет определенные затраты, причем чем выше уровень сервиса, тем дороже обходится его наращивание. С другой стороны, снижая уровень логистического сервиса, предприятие теряет позиции на рынке, что в свою очередь оборачивается экономическими потерями. Затраты на сервис и потери на рынке от его снижения - категории однокачественные. Добиться значения их суммарного минимума - значит найти оптимальный для данных условий уровень логистического сервиса.
По данной теме рекомендуется следующая самостоятельная работа:
- изучение рынка какого - либо товара с целью анализа оказываемых на этом рынке логистических услуг. Например, анализ логистического сервиса на местном рынке металлопроката (по материалам рекламных изданий);
- самостоятельная разработка метода оценки уровня логистического сервиса для конкретной фирмы.
Вопросы для контроля знаний по теме 14.
1.Раскройте понятие логистического сервиса.
2.Назовите причины необходимости выработки стратегии фирмы в области логистического обслуживания потребителей,
3.Приведите последовательность действий, позволяющих сформулировать систему логистического сервиса.
4.Охарактеризуйте метод количественной оценки уровня логистического обслуживания.
5. Покажите зависимость экономических показателей деятельности предприятия от уровня оказываемого им логистического сервиса.
6. Перечислите качественные показатели уровня лопистического обслуживания. Назовите наиболее значимые из них.
Контрольная работа выполняется студентами по
последней цифре шифра по следующей схеме.
Выполнение контрольной работы.
номера темы Последняя цифра шифра
10 0
11 1
12 2
13 3
14 4
5 5
4 6
7 7
8 8
9 9
Далее представлен образец выполнения контрольной работы по логистике.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
кафедра организации производства и коммерческой деятельности
Самостоятельная работа
В разделе самостоятельная работа представлен образец выполнения контрольной работы по теме «Запасы в логистике» в соответствии с индивидуальным заданием.
Содержание
Введение
1. Товарно-материальные запасы
1.1. Виды товарно-материальных запасов
1.2. Технологические и переходные запасы
1.3. Циклические товарно-материальные запасы
1.4. Резервные (буферные) товарно-материальные запасы
2. Системы управления запасами на фирме
3. Основные системы управления запасами
3.1. Система с фиксированным размером заказа
3.2. Система с фиксированным интервалом времени между заказами
3.3. Сравнение основных систем управления запасами
4. Прочие системы управления запасами
4.1. Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня
4.2. Система «Минимум – максисмум»
5. Эффективная логистическая система управления запасами
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасыбольший капитал, чем предполагалось.
Изменения объемов товарно-материальных запасов в значительной степени зависят от превалирующего на данный момент отношенияк ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.
Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой».
В настоящее время в промышленно развитых странах с рыночной экономикой проявляется весьма существенный разрыв между теорией и практикой принятия решений в рассматриваемой сфере, и возник он, прежде всего по двум причинам. Во-первых, в недавнем прошлом высшее руководство фирм слишком много внимания уделяло быстрому росту объема продаж в ущерб эффективности управления товарно-материальными запасами и производством. Во-вторых, многие ученые и экономисты, занимавшиеся вопросами управления, излишне много внимания уделяли разработке математически «чистых» моделей принятия решений, имевших малую практическую ценность.
Указанные причины имели под собой определенные основания. Народное хозяйство большинства стран Запада пережило эру экономического роста, характеризовавшего их послевоенное развитие. Первоначально рост достигался за счет энергичного покрытия отложенного спроса, накопившегося за годы войны. Впоследствии расширение потребительского спроса также поддерживало высокие темпы роста, который обеспечивался, кроме того, формированием новых внутренних рынков и рынков в развивающихся странах. В такой экономической обстановке для руководства фирм было резонным направлять усилия на обеспечение быстрого роста объема продаж. Управление запасами и планирование производства, а этот период стояли на втором плане.
В 60-е годы высшее руководство фирм получило возможность использовать достижения научно-технического прогресса. Управление деятельностью фирм стало осуществляться на основе применения вычислительных машин, В связи с этим возросли требования, к получению информации относительно затрат на текущую производственную деятельность, в том числе на создание и хранение товарно-материальных запасов. Управление запасами и планирование производства стали играть более заметную роль в хозяйственной деятельности фирм.
В 70-80-е годы произошли еще более важные изменения в сфере производства, темпы экономического роста замедлились, и это привело к существенным переменам на рынке. Покупатель начал требовать максимально разнообразной продукции (или максимальной свободы выбора). Количество видов изделий, требуемого для насыщения рынка, становится все большим, соответственно жизненные циклы товаров — короче. Все это привело к расширению номенклатуры товаров и во многих случаях к повышению издержек производства. Поэтому среди прочих вопросов, которые встали перед руководством фирм, не последнее место занимает повышение эффективности распределения внутренних ресурсов, т. е. совершенствование управления товарно-материальными запасами.