Хотите получать новости сайта?
Подпишитесь на рассылку
|
АВТОРИЗАЦИЯ
Здравствуйте, гость!
Имя пользователя
Пароль
Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Главная » Микроэкономика » Лекции по микроэкономике » Модели рынков несовершенной конкуренции. Монополия
2247 Просмотров
Модели рынков несовершенной конкуренции. Монополия
Тема 5. Модели рынков несовершенной конкуренции. Монополия
Содержание
· 1. Характерные черты рынков совершенной и несовершенной конкуренции
· 2. Монополия и монопольная власть
· 3. Монополия: максимизация прибыли
· 4. Ущерб общества от монополии
· 5. Государственное регулирование монополии
1. Характерные черты рынков совершенной и несовершенной конкуренции ↑
Все виды и формы конкуренции, так или иначе, можно свести к двум кардинальным направлениям: совершенной и несовершенной. В соответствии с ними различают конкурентные и неконкурентные рынки.
Критериями различия рынков совершенной и несовершенной конкуренции являются основные характерные черты, свойственные в той или иной степени всем моделям:
· количество фирм в отрасли и их размеры;
· производят ли данные фирмы однотипные (стандартизированные) или разнородные (дифференцированные) товары;
· степень легкости входа в отрасль или выхода фирмы из нее;
· насколько доступна фирмам информация о рынке.
Модели рынка совершенной конкуренции присущи следующие черты:
· имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема;
· товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;
· отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода из отрасли;
· полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;
· рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы; сговор в какой-либо форме исключается.
На конкурентном рынке рыночную конъюнктуру формирует вся совокупность фирм, технологий, широчайшее разнообразие товаров и услуг и т.д., а следовательно, и само поведение фирмы. Цена товара или услуги на таком рынке определяется соотношением спроса (D) и предложения (S).
Основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной степени воздействовать на цену. Выделяют три модели рынков несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
2. Монополия и монопольная власть ↑
Монополия – это фирма, являющаяся единственным производителем товара. Характерными чертами монополии являются:
· единственный продавец;
· отсутствие близких продуктов-заменителей (нет альтернативы);
· диктуемая цена;
· вступление в отрасль заблокировано.
Причинами возникновения монополии могут быть:
· исключительные права, предоставленные правительством;
· исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс;
· возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии.
У естественной монополии по мере роста производства затраты на единицу продукции снижаются. Естественная монополия – это фирма, способная удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними затратами, чем при существовании двух и более фирм. Разукрупнение естественной монополии нецелесообразно, поскольку приведет к потере эффективности.
Различают монополию и монопольную власть. Монопольная власть означает, что фирма может влиять на цену, изменяя объем выпуска товара. Такая фирма не обязательно является монополией, может быть также олигополией или монопольно-конкурентной фирмой.
Обладание монопольной властью ведет к тому, что кривая спроса на продукт фирмы перестает быть горизонтальной (как у совершенно-конкурентной фирмы), а приобретает отрицательный наклон (рис.1). Это означает, что фирма может повысить (снизить) цену, но тогда она столкнется со снижением (ростом) спроса на свой товар.
16. Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку поцене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
Закон спроса[править | править вики-текст]
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
· Уровень доходов в обществе;
· Размеры рынка;
· Мода, сезонность;
· Наличие товаров-субститутов (заменителей);
· Инфляционные ожидания.
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.
Эластичность спроса[править | править вики-текст]
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
· K o — коэффициент эластичности спроса
· Q — процент изменения количества продажи
· P — процент изменения цены
Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.
Кривая спроса[править | править вики-текст]
График спроса (Кривая спроса)
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Влияние рынка
Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…
17. Предложение[править | править вики-текст]
Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), котороепродавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.
Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Закон предложения[править | править вики-текст]
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров-заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Эластичность предложения[править | править вики-текст]
Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.
Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
· K m — коэффициент эластичности предложения
· G — процент изменения количества предлагаемого товара
· F — процент изменения цены
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.
Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.
Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:
· Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.
· Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.
· Индивидуальные вкусы потребителей.
· Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.
· Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.
Кривая предложения[править | править вики-текст]
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.
Второй фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
18. Ры́ночная цена́ — средняя арифметическая цена, по которой можно приобрести товар на определённом рынке. Также под рыночной ценой понимают среднюю цену определённого товара за конкретный промежуток времени[1]. Рыночная цена имеет ряд существенных отличий от равновесной. Равновесная цена представляет собой цену, которая устанавливается на рынке при достижении равновесного спроса и предложения на этот товар[2].
Рыночная цена соответствует конкурентной лишь в условиях совершенной конкуренции. Превышение рыночной цены над равновесной характерно длямонополизации рынка. Снижение рыночной цены ниже цены равновесия (например при государственном регулировании цен) приводит к возникновению дефицита, так как продавцам становится невыгодным выносить товары на рынок[3].
На практике спрос и предложение неразрывно связаны друг с другом. Спрос рождает предложение, а предложение новых товаров формирует новый спрос. Взаимодействие спроса и предложения наглядно демонстрирует совмещение кривых спроса и предложения на одном графике. Эта ситуация представлена на рис. 1.
Рис. 1. Рыночное равновесие.
Точка пересечения кривых (Е) представляет ситуацию рыночного равновесия. Ей соответствуют определенное количество продаваемого товара (Q) и определенная цена (P). Эта цена называется равновесной рыночной. Равновесная рыночная цена характеризует ситуацию, при которой на рынке не наблюдается ни избытка товаров, ни товарного дефицита. Наблюдается баланс интересов продавцов и покупателей.
Рынок всегда стремится к ситуации рыночного равновесия. Это связано с действием определенных рыночных сил, которые иногда называют встроенными рыночными стабилизаторами.
Стремление рынка к достижению состояния равновесия несложно доказать, предположив, что рыночная цена в данный момент времени не соответствует равновесной. В случае заниженной цены товар станет более доступен, и соответственно большее количество людей выразят желание его приобрести. Однако количество фирм, имеющих возможность продать товар, получив при этом достаточный уровень рентабельности, сократится. Для некоторых (особенно мелких) предприятий понижение цены несет в себе убытки. Соответственно возникает ситуация избыточного спроса, порождающая товарный дефицит. Конкурируя между собой за ограниченное количество товара покупатели вызовут тем самым повышение цены, которое возможно превысит равновесную вследствие желания продавцов получить дополнительную прибыль в краткосрочном периоде, что, в свою очередь, породит избыточное предложение (производители выставят на реализацию запасы залежалой на складах продукции или будут работать в 3 смены). Конкуренция продавцов будет вызывать понижающее воздействие на цену.
Можно сделать вывод, что при цене меньше равновесной объем спроса будет превышать величину предложения, что приведет к дефициту товара (дефицит товара называют избыточным спросом), который, как мы знаем, приводит к росту цены. Соответственно, для полного удовлетворения потребительского спроса со временем цена поднимется до равновесной.
В ситуации, когда цена предлагаемого товара превышает равновесную рыночную цену, желающих приобрести товар будет меньше. Данная ситуация носит название товарного излишка. Соответственно при прочих равных условиях (при неизменном уровне доходов потенциальных покупателей) для увеличения объемов реализации продавцы должны будут пойти на снижение цены. Соответственно со временем цена предлагаемого товара понизится до уровня равновесной.
Характеризуя состояние равновесия экономисты пытаются определить насколько оно устойчиво. Если рынок в состоянии сохранять равновесие и возвращаться в состояние равновесия без вмешательства государства, то равновесие определяется как стабильное. Очевидно, что рассмотренный нами пример представляет ситуацию стабильного равновесия (стремление такого рынка к равновесной рыночной цене мы уже характеризовали).
19. Эластичность спроса по доходу
На спрос влияет не только цена данного товара, но и другие факторы, например, доходы потребителей.
Эластичность спроса по доходу – это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей.
Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%.
или ,
Д, Д – изменение доходов и доходы потребителей.Dгде
Для изучения эластичности спроса по доходам необходимо группировать потребителей по более или менее одинаковому уровню дохода. Как правило, выделяют:
- лица с высоким доходом;
- лица со средним доходом;
- лица с низким доходом.
В целом рост доходов, как говорилось раньше, увеличивает платежеспособный спрос, что приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Это значит, что чаще всего рост доходов потребителей означает и рост объема спроса. Следовательно, эластичность спроса по доходу в большинстве случаев является положительной.
Кривая АА ( ). Спрос неэластичен по доходу. Это значит, что с ростом дохода на 1% спрос возрастает менее чем на 1%. Такие товары называются товарами первой необходимости. Неэластичный по доходу спрос на эти товары обусловлен во многом «физиологическим» уровнем потребления. Можно быть миллионером, можно принадлежать к среднему классу и потреблять одинаково по «4 куска хлеба» за обедом.
Кривая ВВ ( ). Спрос эластичен по доходу. Это означает, что с увеличение дохода на 1% спрос возрастает более чем на 1%. Такие товары называются предметами роскоши: спрос на них чрезвычайно чувствителен к доходу потребителя.
Кривая СС Д<( при Д0 Д>; при Д0). До определенного уровня дохода спрос на такой товар неэластичен по доходу (и на этом участке не отличается от товаров первой необходимости). После определенного уровня дохода эластичность спроса на такой товар становится отрицательной. Это значит, что с ростом дохода спрос на этот товар уменьшается. Такие товары называются низкокачественными, т.е. такими, которые при высоком уровне дохода могут быть заменены другими.
Например, вареная колбаса лицами с высоким уровнем доходов будет заменяться в потреблении копченой колбасой или ветчиной. Так что спрос на вареную колбасу при высоких уровнях дохода будет уменьшаться.
Не меньшее влияние на спрос на определенный товар оказывают цены на другие товары.
Перекрестная (взаимная) эластичность спроса – это степень чувствительности спроса на определенны товар к изменению цены другого товара.
Эластичность – степень реакции функции на изменение аргумента.
Эластичность показывает, на сколько процентов изменится значение функции, если значение аргумента изменится на 1%. Эластичность – это мера чувствительности
Эластичность спроса – это чувствительность спроса к изменению одной из его детерминант, определяемая как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению детерминанты.
Три показателя эластичности:
1. Прямая ценовая эластичность
2. Перекрестная ценовая эластичность
3. Эластичность спроса по доходу
1. Эластичность спроса по цене характеризует реакцию объема спроса не изменение цены товара.
Если покупатель реагирует слабо на изменение цены на товар, то говорят, что спрос неэластичен, и наоборот, если реакция покупателя быстрая и однозначная, то говорят, что спрос эластичен.
Показывает, на сколько % изменится спрос, если цена изменится на 1 %.
Что произойдет со спросом:
- при снижении цены на 3%
- при росте цены на 7%
Прямая эластичность предложения по цене характеризует относительное изменение предложения на i -тый товар при изменении его цены. Степень эластичности предложения показывает коэффициент прямой эластичности предложения по цене – процентное изменение предложения к 1%-му изменению цены. Это показатель степени чувствительности изменения предложения к изменению цены.
Факторы ценовой эластичности предложения
1) Фактор времени.
2) Характер реализуемого продукта по возможности хранения.
20. Потребительский выбор (consumer choice) — решение потребителя о приобретении или использовании блага (товар или услуга), представляющий собой процесс формирования рыночного спроса потребителей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.
[править]Общие сведения
Некоторые экономисты полагают, что поведение потребителей (consumer behaviour) при решении об использовании блага, объясняются предпочтениями потребителя, считая, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. То есть, то, что потребитель предпочитает, то он реально и выбирает, делая свой потребительский выбор.
Другие экономисты, критикуют данное мнение, указывая, что в условиях дефицита тех или иных товаров потребительский выбор является вынужденным, так как предпочитаемый товар невозможно купить, и не выявляет истинного предпочтения.
Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности: от полезности того или иного товара или услуги для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров или услуг.
Потребительский выбор тесно связан с бюджетным ограничением (ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ).
Таким образом, на потребительский выбор влияют предпочтения потребителя, его бюджетные ограничения, цена блага, и степень развитости рынка (выше говорилось о дефиците). С решением потребителя тесно связаны его оценка предельной полезности (<math>MU</math>) и совокупной полезности (<math>TU</math>).
Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.
Психологический аспект выбора потребителя можно свести к конформизму потребителя, когда последний, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Однако, могут быть и такие потребители, у которых доминирует стремление выделиться из толпы. Существует понятие престижного или демонстративного, статусного потребления.
21.
Потребительские предпочтения – это такой инструмент изучения спроса, который позволяет выявить, какие товары и в какой степени востребованы у целевой аудитории.
Кривая безразличия — множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.
Кривые безразличия явно или неявно возникают при решении задачи потребителя.
Потребительские предпочтения можно выразить графически в виде кривых безразличия. Кривая безразличия соединяет точки, показывающие все потребительские наборы, которые, доставляют потребителю, с его точки зрения, одинаковое удовлетворение
Например, при выборе между ананасами и бисквитами (рис. 2-1) субъекту безразлично, какой набор - С (включает 6 ананасов и 1 бисквит), или D (3 ананаса + 3 бисквита), или любой другой набор, находящийся на линии U1 потреблять. Все эти наборы имеют одинаковую полезность (Utility) для данного потребителя. Полезность – это абстрактная мера того, как вы цените потребительский набор. Высказывание «Наборы С и D имеют одинаковую полезность» равнозначно высказыванию – «Если бы пришлось выбирать, вам всё равно какой набор выбрать: С или D».[2,с.76]
Свойства типичной кривой безразличия, которая изображена на рис.2-1, легко выводятся из тех трёх предположений о поведении потребителя, которые мы сделали выше.
Во-первых, кривая безразличия должна иметь отрицательный наклон, если для данного потребителя оба потребляемых товара являются благами.
Если перейти из точки С в точку Е, то положение потребителя улучшится - он получит более ценный набор: большее количество бисквитов (3 против 1) при том же количестве ананасов (6). Значит потребитель уже не будет находиться на кривой безразличия U1. Поэтому для нахождения равноценного набора мы должны найти набор включающий в себя большее количество бисквитов, но меньшее количество ананасов. То есть линия безразличия должна быть нисходящей, с отрицательным наклоном.
Во-вторых, потребитель предпочитает набор, лежащий выше (правее) данной кривой безразличия, а наборы лежащие ниже (левее) для него менее желанны. Так, набор в точке F содержит большие количества обоих благ, чем набор С и значит он предпочтительнее любого другого набора, находящегося на U1(транзитивность предпочтений). Полная картина предпочтений данного потребителя относительно может быть показана с помощью совокупности кривых безразличия – на карте кривых безразличия (см. рис. 2-2).
Так как большее количество блага предпочитается меньшему, то потребитель предпочтёт находиться на более высокой (более удалённой от начала координатных осей) кривой безразличия. Каждой кривой безразличия можно присвоить порядковый номер (U0, U1, U2, U3...Un), или число. Чем больше этот номер или число, тем больше полезность наборов, которые представляет данная кривая безразличия. Например, U0 представляет полезность, выраженную числом 10, U1 = 15, U2 = 17 и т.п. Но насколько, на какую величину полезнее для потребителя наборы, допустим, находящиеся на U2, чем на U1, сказать мы не можем.
В-третьих, кривые безразличия не могут пересекаться.
В-четвёртых, кривые безразличия являются выпуклыми по отношению к началу координатных осей, потому что наклон кривой безразличия при движении по ней вниз уменьшается (см. рис. 2-4).
22.