Билет № 21, 22, 23, 24 (аграрный капитализм в Англии, Франции, Германии и США)
Ведение: Переход от феодальных производственных отношений к капиталистическим в разных странах имел свои особенности.
Решающее экономическое значение для возникновения капитализма имел процесс первоначального накопления капитала, при котором мелкие производители, главным образом крестьяне, насильно лишались средств к существованию, в то время как средства производства концентрировались в руках у буржуазии. Появилась свободная рабочая сила, находившая свое применение в городе. Все это способствовало бурному развитию рынка и превращению простого товарного производства в капиталистическое, т.е. в такое производство, при котором результаты труда каждого человека должны были получить общественное признание на рынке посредством денег.
Англия была экономически отсталой окраиной Западной Европы и ее аграрным придатком, но уже в XVIII в. превращается в ведущее государство мира. Этому способствовало то, что после великих географических открытий в XVI в. и перемещения мировых торговых путей со Средиземного моря в Атлантический океан она оказалась в центре мировых морских торговых путей. Вместе с тем хозяйственному подъему Англии способствовало и положение Европы, промышленность которой все более и более нуждалась в английской овечьей шерсти.
Однако главной причиной успехов капитализма в Англии в это время было то, что процесс первоначального накопления капитала проходил в ней более интенсивно, чем в других странах.
Отделение мелкого производителя от его средств производства и превращение в неимущего продавца своей рабочей силы, как исходный пункт становления капитализма, происходило в разных западноевропейских странах в неодинаковой форме, в классической — только в Англии. Этот процесс начался в Англии в XV в. и закончился во второй половине XVIII в. вообще исчезновением крестьянства этой страны.
Земля в Англии в средневековье являлась феодальной собственностью и находилась в руках дворян, церкви и короны. Большая часть крестьян не владела правом собственности на землю. Только 20% английских крестьян - фригольдеров, хотя и платили владельцу земли - лендлордам небольшую денежную ренту, могли свободно распоряжаться своими земельными наделами. 60% всех крестьян Англии составляли копигольдеры, которые еще в XIV—XV вв. освободились от крепостной зависимости.
В английской деревне никогда не прекращалась упорная борьба за землю между копигольдерами и феодальными землевладельцами — лендлордами.
С увеличением в конце XV в. спроса на английскую шерсть в Европе и цен на нее, более доходным делом стало овцеводство, чем земледелие. Поэтому многие крупные землевладельцы стали превращать земли своих имений в пастбища и разводить овец. Они захватывали общинные земли, которыми раньше пользовались вместе с крестьянами, сгоняли крестьян, в основном копигольдеров, с их наделов, сносили не только отдельные крестьянские усадьбы, но и целые деревни, а захваченные таким образом земли огораживали заборами, канавами, живыми изгородями. Потом эти земли лендлорды сдавали в аренду крупным фермерам-животноводам, за что получали большую ренту, а иногда и сами разводили большие стада овец. Стоит заметить, что если в XV – первой половине XVI вв. огороженная пашня конвертировалась в пастбище для овец, то во второй половине на огороженных землях занимаются земледелием или же разводят мясо – молочный скот. Известны случаи, когда огораживания проводились ради устройства прудов для разведения ценных пород рыбы или охотничьих парков. Этот процесс принудительного обезземеливания английского крестьянства вошел в экономическую историю под названием «огораживание».
Важную роль в деле первоначального накопления капитала в Англии сыграла реформа церкви, так называемая реформация. Земли и имущество монастырей были частично проданы по низким ценам дворянам, фермерам, богатым горожанам. Новые владельцы увеличивали ренту, сгоняли крестьян с их земли и огораживали свои новые владения.
Этот процесс принудительного обезземеливания крестьянства был предпосылкой аграрного переворота, сущность которого заключалась в переходе от феодального землевладения к капиталистической организации сельского хозяйства. Он продолжался в Англии почти 300 лет.
Крестьяне, согнанные с земли, вынуждены были стать наемными рабочими и продавать свои труд предпринимателям города и деревни. При этом правительство Англии путем издания ряда законов, которые получили название "кровавое законодательство" принуждало лишенных земли крестьян наниматься на работу к капиталистам. Так, трудоспособные нищие на первый раз наказывались плетью до тех пор, пока не заструится кровь по телу, в другой раз за нежелание наниматься на работу нищему обрезали половину уха, в третий раз ему угрожала смертная казнь. Кроме того, за нищенствование и бродяжничество угрожало наложение клейма, тюрьма и галеры.
Германия оставалась феодальной страной. Если в Англии под влиянием внутренних факторов и европейского рынка развивался капитализм, то в Германии наблюдалось господство барщинной системы.
Причиной этому послужило общее замедление экономического развития Германии. После великих географических открытий произошло перемещение торговых путей на Атлантический океан, начался упадок североитальянских городов, с которыми были тесно связаны города Южной Германии. Оставаясь политически раздробленной, Германия не могла принимать участия в географических открытиях, мировой торговле, ограблении колоний. Не смогла она использовать внешние источники первоначального накопления капитала, что сильно ослабляло разложение феодализма и развитие капитализма.
В силу этих причин Германия до середины XIX в. была ярко выраженной аграрной страной. Сельское хозяйство являлось решающей отраслью экономики.
Тем не менее, в последней трети XVIII в. в Германии ускорился процесс обезземеливания крестьянства. Снос крестьянских дворов в Пруссии, т.е. захват земель мелких землевладельцев крупными юнкерскими имениями, стал массовым явлением. Расширение дворянского землевладения за счет присвоения крестьянских земель особенно усилилось в конце XVIII в. Одновременно с экспроприацией крестьянских земель усиливается крепостная зависимость. Крестьяне были лишены всяких гражданских прав и не могли без разрешения помещика уходить в другое место.
Падение крепостного права в Германии произошло позже, чем в развитых странах Западной Европы. В отличие от Франции ликвидация крепостного права здесь была постепенно осуществлена "сверху", т.е. путем правительственных реформ. Поэтому освобождение сельского хозяйства Германии от феодальных пережитков имели крайне затяжной и половинчатый характер. Особенно ярко это проявилось в Пруссии, самом значительном и сильном из государств Германии.
Первым шагом в проведении аграрной реформы в Пруссии был закон, в котором было провозглашено уничтожение личного закрепощения, отменялась личная зависимость крестьян от помещиков. Однако сохранялись повинности, связанные с земельными наделами, при этом помещикам-юнкерам разрешалось присоединять к своим имениям те крестьянские участки, которые опустели во время войны. Последующий закон предоставил крестьянам право выкупать свои повинности путем уплаты 25-кратной суммы годовых рентных платежей либо уступить помещику не менее 1/2 или 1/3 своего надела. Однако это право распространялось только на дворы, имевшие лошадей и упряжь.
Приобрести землю в собственность практически могла незначительная часть зажиточных крестьян. Основным итогом реформ было то, что крупное землевладение еще больше возросло. К середине XIX в. в руках юнкерства оказалось 60% всей земли. Мелкие хозяйства (их было более 70 % всех хозяйств) владели всего лишь 9% обрабатываемой земли. В немецкой деревне появилась значительная часть безземельных крестьян. Бедняки попадали в обстановку усиленной эксплуатации как со стороны помещиков, так и со стороны кулачества (гроссбауэров).
Хотя аграрные реформы носили половинчатый характер, развитие сельского хозяйства Германии в XIX в. довольно быстро пошло вперед.
"Прусский" путь — самый невыгодный и тяжелый для крестьянства т.к. "крепостническое помещичье хозяйство медленно перерастает в буржуазное, юнкерское, обрекая крестьян на десятилетия самой мучительной экспроприации и кабалы при выделении небольшого меньшинства "гроссбауэров". Таким образом, в результате аграрных преобразований, проведенных в Германии в первой половине XIX в., экономическое и политическое могущество феодального дворянства не только сохранилось, но и еще больше возросло, что имело самые отрицательные последствия для всей социально-экономической системы страны. Юнкерство сохранило свои господствующие позиции в управлении страной.
Франция, как и Англия, была в XVIIв одним из самых больших и развитых государств западной Европы. Но процесс вызревания нового, капиталистического уклада в недрах феодального общества имел во Франции по сравнению с Англией ряд существенных особенностей.
Эти особенности, в свою очередь вытекающие из экономического своеобразия французского феодализма, объясняют, почему во Франции буржуазная революция произошла на 150 лет позже, чем в Англии.
В XVI в. во Франции по-прежнему господствовал феодальный способ производства, но страна вступила уже в период первоначального накопления. В недрах французского феодального общества начали создаваться предпосылки для развития капиталистических отношений и стало зарождаться капиталистическое производство, которое подтачивало и разрушало устои феодальной экономики.
В течение XVI в. Франция сделалась в экономическом отношении одной из передовых стран Западной Европы. Правда, этот процесс совершался медленнее, чем в Англии и в Нидерландах.
Феодальная собственность продолжала оставаться господствующей формой земельной собственности, и феодальная рента по-прежнему уплачивалась крестьянством. Развитие товарно-денежных отношений привело уже в XIV—XV вв. к тому, что дворянские земли (фьефы) отчуждались и продавались; таким образом, условный и иерархический характер феодальной собственности почти исчез. Ценз (или чинш), который являлся основной формой феодальной ренты и взимался в денежной форме, был фиксированным, т. е. номинально неизменным.
Экономическая сущность этой системы сводилась к тому, что собственность на землю составляла монополию узкого господствующего слоя. Наиболее именитые феодалы владели огромными территориями, некоторые целыми областями Франции. Крупным земельным собственником была церковь – прелаты и монастыри.
Отсутствие барской запашки, за исключением немногих районов, было характерной чертой аграрного строя Франции. Свой домен французский сеньор сдавал мелкими участками в аренду крестьянам либо за долю из урожая (издольщина), либо за фиксированную арендную плату. Эксплуатация мелких самостоятельных производителей – крестьян- цезитариев и крестьян-арендаторов на срок – была главным источником существования для дворянства, духовенства, двора.
Во Франции ХVIIв. система феодальных отношений находилась на той высшей и последней ступени ее развития, когда господствует денежная форма феодальной ренты. Хотя некоторые остатки барщины и натурального оброка еще сохранялись, подавляющую часть крестьянских повинностей составляли денежные платежи. Однако распространение товарно-денежных отношений само по себе еще не вело к капитализму, хотя и создавало некоторые условия для его возникновения.
Во французской деревне ХVIIв. было чрезвычайно распространено ростовщичество. Крестьянин, беря деньги в долг, отдавал ростовщику в залог свою землю и затем принужден был ежегодно платить проценты по ссуде. Такая уплата процентов, продолжавшаяся сплошь и рядом всю жизнь и даже переходившая по наследству к детям крестьянина, создавала регулярную дополнительную земельную ренту – так называемый сверхценз. Нередко на цензиве накоплялось по два-три сверхценза. Не изменяя феодального способа производства, ростовщический капитал крепко присасывался к деревне, еще более ухудшая положение и без того задавленного феодальными поборами крестьянина.
С экономической точки зрения всю сумму разнообразных повинностей и платежей французских крестьян можно рассматривать как единую массу прибавочного продукта, извлекаемого из крестьянства. Этот прибавочный продукт делился на четыре неравные части:
синьориальную ренту, церковную ренту(десятину), государственные налоги и конституированную ренту (сверхценз в пользу ростовщика).
Пропорция, в которой совокупная масса прибавочного продукта распределялась между этими четырьмя категориями эксплуататоров, была предметом напряженной борьбы между ними, многое объясняющей в социально-политической истории Франции того времени. Общий же объем этой совокупной феодальной денежной ренты зависел в значительной степени от реализации крестьянином на городском рынке своей сельскохозяйственной продукции, что в свою очередь определялось характером и темпами развития французской промышленности.
СШАСтановление и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве США относится к колониальному периоду, а их особенности были предопределены природно-климатическими и экономическими факторами.
Так, в северной группе колоний с более прохладным климатом и не очень плодородными почвами преобладающими были небольшие фермерские хозяйства, которые носили в основном полунатуральный характер. Много общего с Новой Англией в этом плане имели центральные колонии,здесь наряду с преобладающим мелким фермерским хозяйством имели место и крупные землевладения с использованием наемного труда.
Специфично развивалось сельское хозяйство в южных колониях. Это было предопределено наличием огромных площадей плодородной почвы, теплым климатом, изобилием влаги – всего того, что позволяло выращивать табак, рис, сахарный тростник, индиго, а затем и хлопок. В конце концов, это привело к становлению плантационного хозяйства с использованием труда рабов-негров.
в конце XVIII в. 90 – 95 % населения США занималось сельским хозяйством. Территориальная экспансия сопровождалась бурным ростом населения страны, в том числе и за счет массовой эмиграции из Европы. В подавляющем большинстве эмигранты вливались в общий поток переселенцев, устремившихся на западные земли,и заводили там собственное фермерское хозяйство.
Сначала от имени государства земля продавалась большими участками, по 250 га. Поскольку такой большой участок мог купить не каждый, предполагалось, что подобная продажа ослабит поток колонистов на запад. Дело в том, что сильный отлив людей на запад грозил оставить уже экономически развитые штаты без рабочих рук. Но из этого намерения ничего не получилось.
Во-первых, развернулась спекуляция землей. Покупались крупные участки, делились на мелкие, перепродавая по повышенной цене.
Во-вторых, на запад хлынула волна колонистов, которые не собирались покупать землю. Они становились "скваттерами" — захватчиками земли.
Правительство было вынуждено идти на уступки: стало продавать землю небольшими участками за невысокую плату.
Тогда правительство капитулировало полностью. По закону 1862 г. каждый гражданин США мог получить практически бесплатно участок земли в 70 га при условии, что он будет ее использовать для ведения хозяйства. Такие участки были названы гомстедами.
Это и положило начало американскому пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Американский путь развития фермерских хозяйств, но, в отличие, от Англии, — без крупного землевладения бывших феодалов, без пережитков феодализма. Американский фермер имел существенное преимущество перед английским: часть доходов уходила в виде арендной платы землевладельцу, первый мог тратить эту часть на повышение технического уровня с его хозяйства.
Поэтому техническая оснащенность фермерского хозяйства быстро росла
Таким образом, главная суть американского фермерского пути развития сельского хозяйства заключалась в том, что, во-первых, переселенец мог получить участок земли от федерального правительства, а не от землевладельца; во-вторых, эта земля была свободной от абсолютной ренты, что существенно снижало себестоимость сельскохозяйственной продукции, стимулировало частную инициативу, способствовало повышению производительности труда.