Тема 16 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ
Содержание
1.Понятие и содержание управления затратами на производство
2.Виды анализа затрат на производство и реализацию продукции
3. Анализ сметы затрат на производство продукции
4.Анализ сметы затрат подразделений предприятия – центров затрат
5. Анализ себестоимости единицы продукции
6. Факторный анализ отклонений по статьям калькуляции
7. Анализ затрат на рубль выпускаемой продукции
8. Анализ комплексной оценки использования ресурсов
9 Резервы снижения себестоимости
1 Понятие и содержание управления затратами на производство
Затраты на производство, или себестоимость, продукции представляют собой выраженную в денежной форме сумму затрат предприятия, связанных с производством и продажей продукции.
Себестоимость продукции важнейший показатель экономической эффективности производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности.
Два основных подхода к учету затрат:
Первый подход: ориентирован на производство, направлен на совершенствование калькуляции и контроля затрат по каждому виду продукции. Предполагает разделение всех текущих затрат на производство на: прямые затраты (относимые непосредственно на объекты калькулирования) и косвенные затраты (относимые на объекты калькулирования в конце отчетного периода при распределении между ними пропорционально той или иной базе).
Метод учета полных затрат предполагает, что постоянная часть совокупных затрат на производство единицы продукции остается неизменной независимо от увеличения объема производства (в действительности с увеличением объема производства постоянные затраты будут снижаться).
Второй подход: ориентирован на рынок, предназначен для корректировки управленческих решений в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры и других факторов. Отражает зависимость затрат от изменений объемов и структуры произведенной продукции, затраты разделяются на переменные и постоянные.
Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация (Таблица 1).
Таблица 1- Классификация затрат
Признак классификации | Виды затрат |
Экономическая роль в процессе производства | Основные - затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства Накладные - затраты образуются в связи с организацией, обслуживанием и управлением производством |
Способ включения в себестоимость продукции | Прямые – прямые материальные затраты и затраты на оплату труда основного производственного персонала. Косвенные – общепроизводственные расходы |
Отношение к объему производства | Постоянные - затраты, сумма которых не изменяется при изменении уровня деловой активности Переменные - затраты, которые в сумме изменяются прямо пропорционально объему производства |
Состав | Одноэлементные - затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые Комплексные - затраты состоят из нескольких экономических элементов |
Периодичность возникновения | Текущие - затраты возникающие на протяжении всего жизненного цикла продукции Единовременные – затраты возникшие один раз |
Участие в процессе производства | Производственные - затраты, непосредственно использованные на производство продукции Коммерческие - затраты на реализацию данной продукции |
Эффективность использования | Производительные - затраты на организацию, обслуживание и управление производством (возникают в производственных подразделениях - участках, цехах, производствах, переделах) Непроизводительные - затраты, связанные с функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций (возникают в рамках всего предприятия) |
Момент времени учета | Прошлые (фактические или отчетные) Будущие (сметные, планируемые, прогнозные) |
Место возникновения | Затраты, относимые к определенным местам возникновения затрат (цехам, участкам, службам, хозяйствам и др.) |
Степень регулируемости затрат | Полностью регулируемые – затраты тесно связанные с определенным фактором частично регулируемые – затраты связь с фактором которых нечеткая слабо регулируемые – заданные затраты |
Себестоимость выпускаемой продукции – это основной фактор увеличения прибыли и роста рентабельности.
Себестоимость – один из важнейших факторов, влияющих на принятие управленческих решений.
Себестоимость – базовый показатель при расчетах текущей и прогнозируемой деятельности предприятия.
Управление затратами – это динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.
Цели управления затратами: минимизации затрат; поддержания себестоимости на нормативном уровне; снижения себестоимости и ее составляющих (материальных, трудовых и других затрат).
Рисунок 1- Цели деятельности предприятия
Определение себестоимости продукции может варьироваться в зависимости от управленческих процессов:
- себестоимость объема производства и себестоимость продажи продукции;
- себестоимость единицы продукции и себестоимость всего объема;
- полная себестоимость и ограниченная себестоимость;
- плановая, нормативная, фактическая себестоимость.
В зависимости от анализируемого объекта (единица продукции, объем производства подразделения или организации в целом) различают следующие показатели себестоимости (Таблица 2):
Таблица 2 - Классификация показателей себестоимости продукции
Классификационный признак | Показатель |
По охвату затрат | цеховая себестоимость |
фабрично-заводская (производственная) себестоимость | |
полная себестоимость | |
По длительности периода | среднемесячная себестоимость |
среднеквартальная себестоимость | |
среднегодовая себестоимость | |
По методу расчета | плановая себестоимость |
нормативная себестоимость | |
сметная себестоимость | |
фактическая себестоимость | |
По объектам подсчета | себестоимость сравнимой продукции |
себестоимость несравнимой продукции | |
себестоимость всей товарной продукции | |
себестоимость единицы изделия |
В процессе анализа и диагностики затрат исходят из существующей классификации затрат на производство продукции, которые подразделяются по экономическим элементам затрат и статьям калькуляции.
2 Виды анализа затрат на производство и реализацию продукции
В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции:
- Перспективный;
- Текущий (ретроспективный);
- Оперативный
Перспективный анализ выявляет вероятные пути развития, факторы, резервы производства, повышение экономических результатов, обеспечивает базу для сравнения вариантов управленческих решений. Кроме того, как правило, содержит упреждающую информацию для настоящего период времени.
Текущий анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия (месяц, квартал, год). Задачами этого вида анализа являются: оценка обоснованности плановых заданий по снижению затрат; выявление факторов, влияющих на показатели себестоимости, оценка работы структурных подразделений и предприятия в целом.
Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственном процессе и достижения экономии ресурсов. Задачами анализа являются: систематическое отслеживание выполнения бюджетов (смет) по центрам ответственности; оценка влияния факторов на изменение затрат, предоставление полученной информации руководителям для принятия решений. Оперативный анализ приближен к производственному процессу.
Затраты на производство и реализацию продукции анализируются по следующим направлениям:
- Анализ общей сметы затрат на производство продукции;
- Анализ смет затрат подразделений – центров затрат;
- Анализ себестоимости единицы продукции;
- Факторный анализ отклонений по статьям калькуляции;
- Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции;
- Комплексная оценка интенсификации производства и ее анализ
Объекты анализа себестоимости продукции:
· полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат,
· уровень затрат на рубль выпущенной продукции,
· себестоимость отдельных изделий,
· отдельные статьи затрат.