Исп. механизма франчайзинга в развитии розничных торговых сетей
Тенденции развития современного рынка свидетельствуют о том, что сети магазинов розничной торговли проявляют все больший интерес к франчайзингу как к возможности открывать новые магазины без отвлечения собственных средств.
Франчайзинг – форма передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец прав на услуги обеспечивает свое расширение.
Франшиза – полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи.
Для франчайзера – повышение эффективности, не требуется собственных вложений. От франчайзера не требуется приобретение новых торговых площадей, их предоставляет ему владелец сети магазинов розничной торговли. Для франчайзи – развитие бизнеса под известной маркой.
Однако франчайзинг в розничных магазинах имеет и свои нюансы, которые необходимо предвидеть для успешного построения франчайзинговых отношений:
ü Большая роль в развитии франчайзинговых отношений – построение лояльных отношений между представителями компании-франчайзера и ее партнерами.
ü Непрерывное соверш-е системы контроля над всей франчайзинговой сетью требует постоянного внимания в процессе развития сети и расширения сфер деятельности.
ü Компании, обученные ноу-хау и освоившие особенности ведения бизнеса, могут представлять конкуренцию для франчайзера.
Объективно оценить готовность компании к деятельности в формате франчайзинга и дать предварительно оценить степень успешности франчайзингового проекта помогут следующие критерии:
ü Сеть магазинов розничной торговли должна иметь свой бренд в тех или иных его проявлениях: торговые марки, торговые наименования, торговые символы, логотипы и ряд других.
ü Сети розничной торговли должны обладать существенными отличительными чертами, индивидуальным имиджем, методами и системой, которые позволят потребителям отличать их от аналогичных сетей, представляя собой неповторимую ценность.
ü Франчайзинг в розничных магазинах подразумевает наличие хорошо просчитанной экономической модели компании-франчайзи.
ü Эффективность и успешность бизнеса должна быть доказана и продемонстрирована на практике. Апробированные тиражируемые технологии и методы ведения бизнеса – один из важнейших критериев готовности к применению франчайзинга.
Франчайзинг в розничных магазинах может реализовываться по двум различным принципам организации франчайзинговых сетей:
1. Товарный франчайзинг - превращение компании в единственного продавца данных товаров на отдельной территории эксклюзивного представителя торговых марок франчайзера. Основное условие - франчайзи берет на себя обязательства по закупке продукции только у конкретного владельца торговой марки и полностью отказывается от сотрудничества с другими организаций-конкурентов. Франчайзи получает указания по оформлению внешнего вида своей сети магазинов розничной торговли, наружной и внутренней рекламе и расположению товара.
2. Франчайзинг бизнес-формата. - высокая стандартизация и регламентация всех производственных операций. Определение места расположения магазина, действия рабочего персонала при возникновении непредвиденных ситуаций, процесс передвижения продукции со склада в торговые помещения и многое другое – все это оговаривается заранее и находится под строгим контролем франчайзера. Такой бизнес-формат подразумевает плотный контакт между франчайзером и партнерами, непрерывный обмен информацией и четкую согласованность всех маркетинговых планов. Франчайзи остается только заниматься реализацией продукции и контролировать соблюдение общих правил и сетевых стандартов своими подразделениями.
Франчайзинг в розничных сетях на практике разделяется на эти два вида весьма условно, зачастую практикуется взаимодействие, включающее в себя элементы обоих принципов.
Обслуживание франчайзером сети магазинов розничной торговли включает в себя 2 этапа: начальное и постоянное.
Начальное обслуживание включает следующие мероприятия:
ü Анализ рынка и выбор территориального размещения магазина.
ü Планирование и разработка дизайна торговых помещений.
ü Консультирование по финансовым вопросам (включение в пакет франшизы целевых показателей бизнеса партнеров, ориентировочного графика платежей, возможности получения кредитов на льготных условиях)
ü Предоставление руководства по проведению франчайзинговых операций. Этот пункт предусматривает определение четкого алгоритма действия и правил работы франчайзи в части управления каждой торговой точкой сети розничной торговли. Предоставление необходимой отчетности, особенности ведения бухгалтерского учета, маркетинговые мероприятия и реклама, стандарты обслуживания покупателей, политика найма и мотивирования сотрудников – эти и другие процессы рассматриваются на этапе обсуждения руководства по проведению операций.
ü Программа подготовки руководящих сотрудников и обучение работников компаний-франчайзи.
Для успешной реализации франчайзинга в розничных сетях необходимым является и постоянное обслуживание сети магазинов розничной торговли.
Постоянное обслуживание можно классифицировать:
ü Местное руководство. Оперативные проблемы торговых точек, которые могут возникнуть при функционировании фирм-партнеров, решает индивидуальный менеджер компании-франчайзера, закрепленный за каждым конкретным франчайзи. Контроль работы партнеров также может входить в функциональные обязанности менеджера.
ü Планирование в коммерческой сфере и обеспечение рекламными материалами. Франчайзер может предоставлять своим франчайзи рекомендации по рекламе и проведению рекламных акций на протяжении всего периода работы торговой точки.
ü Реклама на общенациональном уровне. Рекламировать продукцию обязаны и франчайзеры, и франчайзи. В обязанности партнеров входит реклама на региональном уровне, а головной компании – на общенациональном.
ü Контроль качества. Абсолютно все франчайзинговые компании соблюдают это правило. Зачастую при нарушении условий договора франшизы к франчайзи применяются штрафные санкции.
ü Мониторинг рынка. Франчайзер предоставляет своим партнерам помощь при анализе региональных рынков, предоставляет необходимую информацию об изменении конъюнктуры рынков в других регионах и экономического положения в целом.
ü Повышение квалификации персонала.