Классификация субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере товарного обращения

В отечественной экономике функционирует огромное множество различных предприятий, осуществляющих свою деятельность в границах коммерческого предпринимательства,— субъектов хозяйствования, которые различаются между собой по разным признакам. Систематизация и группировка предприятий условны, т.е. один и тот же субъект торгово-хозяйственной деятельности одновременно относится к различным группам.

Субъекты хозяйствования, функционирующие в сфере товарного обращения, классифицируются по следующим признакам.

1. По составу обслуживаемых клиентов:

♦ оптовые;

♦ розничные.

Оптовое звено характеризуется торговыми операциями с достаточно крупными партиями товаров в целях их реализации в розничную сеть либо для производственного потребления.

Розничное звено, как правило, имеет дело с конечными потребителями и оперирует в основном потребительскими товарами.

2. По используемым формам продвижения товара различают торговлю:

♦ транзитную;

♦ складскую;

♦ «с прилавка».

Транзитная торговля — это передача товара непосредственно от производителя потребителю, минуя оптовые базы, склады, магазины. Такую форму целесообразно использовать при продаже достаточно крупных (транзитных) партий товаров, используемых для производственной переработки и потребления или для дальнейшей перепродажи.

Складская форма предпочтительна для партий товаров, объем которых ниже транзитных норм, а также в условиях регулярного потребления сравнительно небольших партий товаров.

В понятие торговли «с прилавка» включается розничная сеть, из которой товар поступает в конечное потребление.

З.По видам товаров (товарной номенклатуре) предприятия, функционирующие в сфере товарного обращения, подразделяются как специализирующиеся:

♦ на средствах производства;

♦ товарах народного потребления (ТИП);

♦ товарах общественного потребления;

♦ универсальные.

В группу средств производства включаются сырье, материалы, комплектующие изделия и другая продукция производственно-технического назначения.

В группу товаров широкого потребления входят товары, реализуемые через розничную сеть и сеть общественного питания, однако эти товары могут предварительно проходить и через оптовую сеть.

Товары общественного пользования — это те товары, конечными потребителями которых являются армия, милиция, учреждения образования и другие государственные и общественные институты.

4. Оптовую торговлю представляют организационные коммерческие структуры:

♦ промышленные предприятия с полным циклом обслуживания своей продукции и поставкой ее крупными партиями потребителям;

♦ универсальные и специализированные оптовые предприятия по торговле потребительскими товарами и средствами производства, осуществляющие закупку крупными оптовыми партиями и продажу их более мелкими оптовыми партиями;

♦ оптово-розничные предприятия, осуществляющие оптовые закупки и мелкооптовые и розничные продажи товаров;

♦ различные коммерческие посредники, выполняющие операции по приобретению и продаже оптовых партий товаров.

По степени самостоятельности коммерческими посредниками выступают:

♦ торгово-посреднические фирмы;

♦ агенты;

♦ брокеры;

♦ дилеры;

♦ дистрибьюторы;

♦ комиссионеры;

♦ консигнаторы.

Торгово-посреднические фирмы — независимые торговые посредники заключают контракты с производителями на поставку продукции, затем реализуют ее потребителям по цене рынка. Обычно это крупные фирмы, располагающие собственными складами, транспортми средствами, кадрами и занимающиеся оптовой торговлей.

Агенты осуществляют посреднические услуги в интересах другого лица (принципала), дающего поручение на совершение коммерческих сделок, связанных с закупкой и поставкой товаров. Отношения между агентом и принципалом регулируются договором. За свои услуги агент получает вознаграждение в виде процента от заключенных сделок. Он действует самостоятельно в пределах сферы принципа и перед ним отчитывается за проведенную работу. Агент может также выполнять функции, связанные с продажей товаров принципа.

Брокерами являются посредники, в обязанности которых входят поиск и формирование сети контрагентов — продавца и покупателя товара. Брокеры действуют и представляют интересы как продавца, и покупателя. За услуги предусматривается брокерское вознаграждение. Полномочия брокера обычно определяются инструкция-обслуживаемых контрагентов. В целях оперативной деятельности брокеры располагают всесторонней информацией о рынках, складывающейся ситуации во внешней среде.

Дилеры — торговые посредники, приобретающие товары у производителя на основе договора купли-продажи. Становясь собственником товара, дилер перепродает его конечному потребителю по цене, регулируемой рынком. Приобретая полную самостоятельность, он продолжает выступать и от имени производителя, создавая приори­тет известной продукции. Доходы дилера образуются за счет разницы, полученной от покупки и продажи товаров.

Дистрибьюторы — это торговцы, выступающие от имени фирмы и выполняющие дистрибьюторские функции по отношению к товаропроизводителю. Заключая договор с производителем на реализацию товара, дистрибьютор становится его полномочным представителем. Производитель, прибегая к услугам дистрибьютора, совместно с ним определяет цену, рынок, сроки реализации, условия расчета за товары.

В качестве комиссионеров выступают торговые посредники, выполняющие поручения владельца товара — комитента, по закупке, продаже и обмену товара. На основе комиссионного соглашения устанавливаются обязанности и ответственность сторон, а также размер вознаграждения за услуги комиссионера. Комиссионеры в своем распоряжении обычно имеют складские помещения для размещения и хранения товаров.

Распространенной разновидностью комиссионера является консигнатор. Он продает товары консигнанта (юридического или физического лица) в рамках договора консигнации. Действуя по поручению консигнанта, консигнатор получает право на рекламирование и реализацию товара от своего имени, но за счет консигнанта. Такая форма продажи используется в основном при поставках новых, мало известных покупателю товаров или в целях освоения новых рынков.

5. В зависимости от роли и места в оптовом звене предприятия делятся:

♦ на независимых оптовых торговцев, т.е. занимающихся оптовой торговлей и приобретающих право собственности на товар (оптовые импортеры и экспортеры, маклерские фирмы);

♦ предприятия, выполняющие функции оптовых посредников без приобретения права собственности на товар (брокерские конторы, предприятия-агенты);

♦ предприятия — организаторы оптового оборота (товарные биржи, оптовые ярмарки и рынки).

6. По масштабу деятельности предприятия (под масштабом деятельности следует понимать численность работников, годовой оборот капитала, величину товарооборота, размеры торговой площади, пропускную способность торгового зала) можно подразделить:

♦ на крупные;

♦ средние;

♦ мелкие.

Крупные предприятия, функционирующие в сфере товарного обращения, экономически наиболее сильные. У них мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокая конкурентоспособность, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить маркетинговые исследования, организовывать рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, они инертны в развитии экономической стратегии, имеют обычно громоздкую управленческую структуру, материальные стимулы инициативных работников и предприятия в целом мало связаны с конечными результатами работы.

Средние предприятия действуют, как правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Они обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары уникальны по своим характеристикам, есть постоянные потребители. Все это защищает такие предприятия от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская активность на средних предприятиях выше, чем на крупных, поскольку требуется постоян­но изыскивать новые идеи, совершенствовать торгово-технологический процесс. Вместе с тем у них нет возможности быстро переключать свою деятельность на другие виды товаров, отсутствует широкий ассортимент, они зависимы от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей, а также испытывают риск потери ноу-хау.

Мелкие предприятия наилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние предприятия. Для таких предприятий характерны простота в организации товародвижения и учета, ориентация на местный рынок, высокая гибкость вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, незначительные управленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы конкурентоспособности. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних, не зависящих от них факторов; им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше требуется средств на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации; сложнее проводить независимую ценовую политику.

7.По видам и особенностям устройства розничные предприятия
подразделяются:

♦ на магазины;

♦ магазины-склады;

♦ павильоны;

♦ палатки;

♦ автомагазины и др.

8.По географии деятельности субъекты хозяйствования, функционирующие в сфере товарного обращения, можно подразделить:

♦ на локальные;

♦ региональные;

♦ национальные;

♦ международные.

9.По степени прерывности осуществления торгово-технологических процессов выделяют субъекты хозяйствования:

♦ с прерывным режимом работы;

♦ непрерывным режимом работы.

10.По типам здания и особенностям его объемно-планировочного решения выделяют предприятия:

♦ отдельно стоящие;

♦ встроенно-построенные;

♦ торговые комплексы.

11.По номенклатуре видов предприятий розничной торговли
различают:

♦ универмаг;

♦ супермаркет;

♦ минимаркет;

♦ продтовары;

♦ специализированные магазины по продаже отдельных групп промышленных товаров;

♦ фирменный магазин;

♦ удобный (дискаунтный) магазин.

♦ Универмаги относятся к типичным городским розничным пред­приятиям со смешанным ассортиментом. Средний универмаг пред­лагает сегодня ассортимент, в некоторых случаях превышающий 100 000 артикулов. Основная доля сбыта универмагов приходится на текстиль и одежду, хотя в ассортименте повысилась и роль продук­тов питания. В последние десятилетия возникли совместные универ­маги, т.е. предприятия, отделы которых принадлежат самостоятель­ным торговцам. Данные предприятия работают по единой концепции, так что клиенты могут не знать этой специфики.

♦ Супермаркетами называют большие магазины самообслужива­ния (минимальная торговая площадь 400 м2), которые включают в свой ассортимент наряду с полным набором продуктов питания так­же и другие товары ежедневной потребности. На решение о расшире­нии ассортимента повлияли не только калькуляционные соображе­ния, но и усложнение внешнего окружения. Размеры торговой прибыли для многих видов продуктов питания оказываются настоль­ко невысоки, что выравнивание с ее помощью других видов товаров (хозяйственные, текстиль, одежда, электротовары, игрушки, книги) стало жизненно необходимым.

♦ Предприятия специализированной торговли дают потребителям по возможности полный ассортимент продукции отрасли. Существу­ют также магазины, специализирующиеся на продаже относительно небольшого круга товаров. Они углубляют свой ассортимент по ог­раниченному кругу товаров настолько, насколько это имеет смысл с учетом величины рынка.

♦ Дискаунтные магазины представляют собой магазины, торгу­ющие широким ассортиментом товаров по относительно невысоким ценам.

12.По составу обслуживаемого контингента выделяют предприятия:

♦ городские;

♦ сельские.

13.По методу продажи товаров различают предприятия:

♦ индивидуального обслуживания;

♦ самообслуживания;

♦ обслуживания по образцам и каталогам.

14.По ценовому уровню товаров предприятия:

♦ с низкими ценами;

♦ средними ценами;

♦ высокими ценами.

Вопросы для повторения

1. Что включает в себя рыночное равновесие и как анализируют его изменение?

2. Какие современные тенденции характерны для развития внутренней торговли?

3. Дайте характеристику показателям рыночной ситуации.

4. Назовите функции оптовой торговли.

5. Расскажите о методах государственного регулирования товарного обращения.

6. Назовите функции торгового предприятия.

7. Охарактеризуйте торговое предприятие как систему.

Наши рекомендации