Тема: типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».
2. Насколько теоретически состоятельным с точки зрения современной экономической теории является лозунг: «От каждого по способностям, каждому по потребностям?»
3. Перечислите прямые и альтернативные издержки обучения в университете.
ТЕМА: ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ЗАКОН СПРОСА?
Современный потребитель все чаще требует новинок. Как показывает мировая практика, рыночными лидерами сегодня становятся компании, которые прежде всего удовлетворяют человеческое желание новизны...
За последние пять—семь лет сроки вывода новинок на потребительских рынках сократились в 2—3 раза. Этому способствовало совершенствование технологий производства и глобальное разделение труда. Быстрый вывод новинок характерен для отраслей мобильной связи, масс-медиа, мебельного производства, автопромышленности.
На вопрос о причине активного обновления ассортимента аналитики отвечают, что изменился сам потребитель, его поведение на рынке, что в постиндустриальную цивилизацию товары приобретаются для удовлетворения не столько витальных нужд, сколько эмоциональных запросов.
Есть и иной подход к оценке этих новых особенностей потребления, которые свойственны в основном жителям мегаполисов. Когда срок потребления вещей стал приближаться к минимуму, т.е. вещи по сути становятся одноразовыми, заговорили о том, что мир охватывает болезнь «стрессового потребления».
Но, так или иначе, компании, которые не учитывают новые особенности потребительского поведения, теряют свои позиции.
ВОПРОСЫ
1. Сохраняет ли свое действие закон спроса при подобном поведении потребителя?
2. Можно ли назвать такое поведение покупателя рациональным? Если нет, то почему?
3. Влияет ли (и если да, то как?) подобное потребительское поведение на производителей товаров и услуг? Если да, то каковы последствия такого влияния?
ТЕМА: ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1. ПАРАДОКС ВОДЫ И АЛМАЗА
В экономической науке XVIII в. господствовало мнение о том, что стоимость блага непосредственно связана с полезным эффектом от его использования.
Адам Смит на лекции в университете г. Глазго сформулировал утверждение, известное в экономической науке как парадокс воды и алмаза.
Его суть заключается в следующем. Блага, имеющие наивысший полезность и эффект, жизненно необходимые для всех (вода, воздух, хлеб), ценятся весьма низко или вообще не имеют стоимости. В свою очередь блага, полезность которых с точки зрения естественных потребностей сомнительна (например, алмаз), ценятся высоко.
Представители австрийской школы (К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер) объяснили парадокс Смита с помощью понятий «общая» и «предельная» полезность.
Разрешить данный парадокс можно, основываясь на теории потребительского поведения, рассмотрев общую полезность всего запаса блага и его предельную полезность. Сравните общую полезность запаса воды с общей полезностью алмазов, цену воды с ценой алмазов при их одинаковой общей полезности.
Представьте недостаток воды, например, во время засухи или в пустыне и сравните предельную полезность литра воды с предельной полезностью алмазов.
ВОПРОСЫ
1. Какова предельная полезность воды? От каких факторов она зависит?
2. Какова предельная полезность алмазов?
3. Доступны ли они потребителю в неограниченном количестве?
4. Какова предельная полезность литра воды во время засухи?
5. От каких условий зависит ценность (цена) того или иного блага?
ТЕМА: ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ.
1. Вы – владелец приватизированной квартиры в центре Великого Новгорода, решивший у себя дома организовать небольшое ателье по производству дамских шляпок. Наняв двух женщин-пенсионерок, вы втроем приступаете к изготовлению продукции. Подробно распишите, какие издержки у вас будут (основные статьи расходов), приблизительно оцените их размер? Будете ли Вы учитывать неявные издержки?
ТЕМА: ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1. КАК ФИРМЫ КОНКУРИРУЮТ НА РЫНКАХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРОДУКТА
Йогурты появились в России в начале 90-х гг. и вскоре завоевали популярность среди отечественных потребителей. По данным экспертов ежегодно в России потребляется около 1,5 кг йогуртов на душу населения. При этом спрос на эту продукцию постоянно растет.
Ситуация на рынке этого продукта в настоящее время существенно отличается от той, которая была еще несколько лет назад: сейчас в России можно встретить более 150 наименований йогуртов различных компаний-производителей.
На начало 2006 г. рынок йогуртов оценивался экспертами в 440-460 тыс. т., 80% из которых — 350 тыс. т приходится на густой йогурт и 90 тыс. т— на питьевой. Около 20—30% всей продукции производится иностранными компаниями, 10% которой импортируется. Импорт йогуртов осуществляется из Германии, Польши, Бельгии, Финляндии, Испании и др.; на Германию и Польшу приходится до 97% всего импорта. Развивается сотрудничество иностранных и отечественных компаний. Например, с 2001 г. нидерландская компания Campina работает c российскими молочными заводами: Саранским молочным заводом «Петмол».
Ассортимент йогуртов велик, их можно классифицировать:
1) по типу обработки, сроку хранения — долгоживущие (3—-6 мес.) и короткоживущие (1—4 нед.);
2) по жирности — сливочные (около 7% жирности) и молочные (до 5% жирности);
3) по виду бактерий — обычный и биойогурт;
4) по типу наполнителя со свежими фруктами, ароматизаторами, прочими добавками (шоколад, джем, желе, орехи, злаки и пр.);
5) но наличию сахара — с добавлением сахара или без.
Следуем отметить, что практически каждая фирма, специализирующаяся на производстве йогуртов, имеет как минимум 10 наименований этого продукта.
В сложившихся условиях в России наиболее успешными могут быть следующие формы расширения рынка йогуртов.
• Углубление дифференциации продукта
• Применение ценовой конкуренции
• Увеличение расходов на рекламу'
ВОПРОСЫ
1. К какому типу конкурентного взаимодействия относится рынок йогуртов? Обоснуйте свой ответ, выделив основные характеристики данного рынка.
2. Какие барьеры входа-выхода в отрасль имеют наибольшее значение для производителей йогуртов и должны быть учтены при выработке конкурентной стратегии?
3. Регулирует ли государство данный рынок? Какими методами? Обоснуйте условия эффективной рекламной кампании.
4. Какими побочными эффектами сопровождается реклама?
5. В чем суть мнимой (фантомной) дифференциации? Приведите примеры возможной мнимой дифференциации на рынке йогуртов.
6. Согласны ли вы с мнением Э. Чемберлина, что «продукт — самая подвижная в экономической системе категория, более подвижная, чем цена»?
7. Что эффективнее: конкуренция качества или конкуренция цены на рынках дифференцированного продукта?