Обоснование потребности предприятия в автотранспорте, тракторах и с.-х. машин с учетом системного комплектования технического парка
Организация потребности в материально-тех. средствах производства предусматривает:
приведение видов средств в соотношение, обеспечивающее эффективное функционирование как каждого их них, так и взаимодополнение одних другими;
своевременное возобновление технических средств новыми, более совершенными по основным характеристикам;
модернизацию ремонтно-технической базы;
подготовку и повышение квалификации механизаторов и других кадров массовых профессий;
обеспечение сохранности технических и других средств в работоспособном состоянии;
создание резервов горюче-смазочных и ремонтных материалов.
Восполняя недостаток техники, обновляя ее, важно стремиться перейти от единичной техники к системе машин. Под системой машин понимают совокупность разнородных, взаимодополняющих машин и орудий, обеспечивающих комплексную механизацию всех рабочих процессов по производству продукции растениеводства и животноводства.
Система машин позволяет:
обеспечить разделение и кооперацию труда;
сократить потребность в рабочей силе;
уменьшить колебания затрат труда в разные периоды выполнения работ.
Система машин должна соответствовать биологическим и агротехническим особенностям возделывания сельскохозяйственных культур, прогрессивной технологии и организации производства; обеспечивать своевременное и высококачественное выполнение механизированных работ; способствовать сохранению и повышению плодородия почв; снижать затраты труда и средств на единицу выполняемых работ, производимой продукции; улучшать условия труда и повышать его производительность.
Приобретая новую технику, надо стремиться, чтобы она была универсальной, экономичной, высокопроизводительной, соответствовала уровню технологии и организации производства и, что немаловажно, - имела комфортное место механизатора.
При формировании состава технических средств важно обеспечить рациональное соотношение групп машин и факторов производства:
площади земли и количества применяемой техники;
гусеничных и колесных тракторов;
тракторов и агрегируемых рабочих машин;
техники для выполнения основных рабочих процессов и техники для их обслуживания;
техники и средств обеспечения ее работоспособного состояния;
техники и механизаторских кадров.
Эффективная организация использования активной части основных средств повышает их эксплуатационные и экономические показатели.
Применительно к тракторному парку такими показателями являются использование годового и дневного запаса времени, выработка в год на условный трактор в днях и сменах, коэффициент сменности, выработка на трактор в условных гектарах за год, день, смену, себестоимость единицы механизированных работ.
Эффективность использования грузового автотранспорта характеризуется показателями: коэффициент использования годового календарного времени, число отработанных дней на автомобиль за расчетный период, годовая (дневная) выработка на автомобиль в среднем по автопарку, общий среднесуточный пробег автомобиля, коэффициенты использования пробега, грузоподъемности, себестоимость 1 т-км грузоперевозок.
На крупных сельскохозяйственных предприятиях особо важное значение в организации использования технических средств имеет материально-техническая база ремонта и обслуживания машин в составе центральной ремонтной мастерской (проведение капитальных и текущих ремонтов); центрального машинного двора (стоянка и хранение длительно неиспользуемых машин и оборудования); центрального склада нефтепродуктов (хранение и выдача нефтепродуктов); автогаража с закрытой и открытой зонами стоянки, мойки, профилактики, сектором текущего ремонта; пунктов технического обслуживания.
Предприятиям среднего и мелкого размеров, крестьянским (фермерским), личным подсобным хозяйствам в использовании крупногабаритных и кратковременного использования машин, организации ремонта экономически целесообразно кооперирование с крупными предприятиями.
Содержание и методика разработки технологических карт в полеводстве и животноводстве
Исходный документ для первичного планир-я пр-ва на с.х. п/п и их подразд-ях – технолог-я карта. На ее основе исчисляются прямые з-ты труда и материальные ден-е ср-ва на пр-во с/х ку-р, опред-ся потр-ть в технике и рабочей силе, составл-ся рабочие планы на период наиб-е напряженных работ в раст-ве, планы проведения технич-х уходов и ремонта сх техники.
ТК- это важный плановый документ, в кот. разраб-ся комплекс мер-тий по возделыванию той или иной ку-ры с учетом внедрения рекомендаций науки и достижений передового опыта применительно к конкретным условиям пр-ва и опред-ся з-ты труда и материально-ден-х ср-в, необх-мые для этого.
ТК делится на 5 частей: вводная (название ку-р и сортов, площадь посевов, норма высева, предшественники), технологическая (наименование работ, объемы работ, сроки проведения), техническая (состав агрегатов, число и категории исполнителей), расчетная (з-ты труда, тарифный фонд ОТ, потр-ть в материальных ср-вах, з-ты по эксплуат-и техники), заключительная (рассчитывается сумма прямых з-т по статьям и элементам, определяется с/с и трудоемкость пр-ва единицы прод-ии).
Расчеты, выполненные в ТК, яв-ся основой для опред-я плановой с/с, потр-ти в технике и рабочей силе, прогнозирования цен, оценки агротехнических мер-тий, например энергоемкости вспашки поля различными агрегатами. Для удобства расчетов их составляют на 1, 10 или 100 га посева культуры или группы культур, однородных по агротехнике.
Затраты по ТК, рассчитанные на 1 га посева той или иной ку-ры, яв-ся основой для опред-я прямых з-т по ку-рам, возделываемым в хоз-ве. Чтобы определить с/с прод-и, к прямым з-там добавляют общепроизв-ные и по орг-и и У пр-вом в размере, соотв-щем доле прямых з-т по ку-ре в общей их сумме, за исключ-ем з-т на семена, а также з-ты, связанные со страхованием посевов от пожаров, засухи и других ЧС.
В случае получения нескольких видов сопряженной прод-и с 1 га площади с/с единицы прод-и (соломы, ботвы, стеблей кукурузы, корзинок подсолнечника и т. д.) опред-ют, исходя из отнесенных на них з-т по нормативам, установленным на основе расходов на уборку, прессование, транспорт-ку, скирдование и другие работы по заготовке этой прод-и.
Общая сумма з-т на возделывание и уборку зерновых ку-р (за вычетом ст--ти соломы) распред-ся на зерно и зерноотходы пропорц-но доле, содерж-я в них полноценного зерна. С/с 1 ц зерна и зерноотходов опред-ся делением з-т на соотв-щую физическую массу зерна и зерноотходов после ее очистки и сушки.
ТК в жив-ве – это важный плановый док-т, составляется на группу жив-х размещающихся в отдельных помещениях, т.е. если в хоз-ве есть неск-ко разнотипных коровников, то следует считать по каждому типу.
Расчеты выполненные в ТК яв-ся основой для опред-я плановой с/с (при опред-и с/с прод-и к прямым з-там добавляют общебригадные, общехоз-ные и общепроизв-ные з-ты), потр-ти в технике, рабочей силе, прогнозир-е цен, оценки мер-тий по уходу за скотом.
Методика составления ТК:
1. Уточняется вводная или надтабличная часть, где указыв-ся краткая хар-ка жив-х (порода, вид и т.д.), кол-во голов. 2. Учитывается продукт-ть жив-х. 3. По ТК проходят эксплуатационные расходы связанные с использ-ем машин и механизмов, обслуживающих данное конкретное поголовье (корма, ОТ), приходится отдельно рассчитывать и для получения прод-и, доля последних з-т обычно не 30%, а через ТК проходят до 20% расходов. 4. Составл-ся ТК на крупных высокомеханизированных комплексах, а так же при работе подрядных подразд-й, где необходимо точно рассм-ть лимит з-т
53. Сущность и функции планирования в управлении аграрным предприятием в рыночных отношениях
Планирование – процесс подготовки управленческих решений, основанных на обработке исходной информации, и включает в себя выбор и подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее преемлемого из них.
Классификация планов: 1. По уровню планирования: а) макроэкономическое(на уровне народного хозяйства страны, народного хозяйства комплексов); б) региональное (на уровне области, края,автономной республики); в) микроэкономическое (на уровне предприятия как первичного звена экономики) 2. По форме проявления и содержания: а) директивное (процесс разработки планов, имеющих силу закона, адресный характер, обязательны для исполнения. Например бюджет); б) индикативное – процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие объекта планирования. В качестве индикаторов-показатели, отражающие уровень и динамику развития объекта планирования и отдельных его элементов (отраслей, отделений, производств); в) стратегическое 3. По периоду действия: а) долгосрочное; б) среднесрочное; в) текущее. Планирование как процесс имеет следущую последовательность: 1. анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций; 2. Исследование объективных причинно-следственных связей в развитии объекта планирования (прибыль дел-ся на: выручку (объем продаж+цена реал=каналы сбыта, объем продаж=>объем пр-ва) и на затраты (с\с 1ц, продуктивность, хар-р эк-ких отн-ий; затраты на реал-ю).
Задачи планирования: 1. определение общественных потребностей и ресурсов для их удовл-я (материальные, трудовые, финансовые) 2. обоснование наиб рацион-х напр-ий исп-ия ресурсов. 3. обеспечение сбалансированности развития м\у отдельными сферами, отраслями АПК и видами пр-ва. Принципы планирования – некоторые правила, требования, исходные установки, необходимые для обоснования плановых решений. Классиф-япринципов: 1. научность-с одной стороны необходимо учитывать возможности НТП с т.з техники и технологий, организация и управление производством, а с др.стороны планирование основывается на информации, полученной в результате анализа деятельности предприятия за период, предшествующий планированию; 2. социальной направленности-при планировании производства необходимо исходить прежде всего из потребностей человека; 3. повышение эффективности производства-планирование и реализация должны преследовать цель сокращения затрат живого и овеществленного труда; 4. пропорциональности и сбалансированности-необходимо учитывать соглосование плановых расчетов; 5. приоритетности-нехватку ресурсов, имеющихся на предприятии необходимо использовать на развитие приоритетных направлений (развитие предприятия), отдача должна быть максимальной; 6. согласование долгосрочных и краткосрочных целей программ-текушие планы должны поддерживать основные; 7. текущего контроля-план выполняет 2 функции (самого плана, и самоконтроля), при планировании основных показателей необходима помесячная разбивка. Методы – совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений. Классиф-я м-дов: 1) балансовый, выражает свою экономическую сущность в виде балансовых моделей. В планировании АПК выделяются следующие основные балансы: трудовые, материальные, земельных угодий, энергетические, финансовые и др. (в шт, руб, га и т.д.). 2) Нормативный – базируется на нормативной базе планирования, α включает совок-ть прогрессивных норм и нормативов. Прогрессивная технико-экономическая норма – научно обоснованная мера предельной или минимально допустимой величины технико-экономического показателя плана конкретного хозяйства. Основные нормы для планирования АПК: - нормы затрат материальных ресурсов ( семена, ГСМ, тара и др.); - нормы естественной убыли (Заготовка, транспортировка и т.д.); - нормы затрат труда заработной платы (выработки, обслуживания скота и птицы, з/п, доп.оплаты и премирования ит.д.); - нормы личного потребления (продукты питания, материальное потребления и др.). В отличие от норм под нормативами понимают регламентир-ые, обобщенные величины затрат рабочего времени, мат-х и денеж-х ресурсов (напр, сопоставимые цены). 3) Программно-целевой - процесс выработки и принятия не одного, а совокупности многообразных, разнохарактерных, принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений. Он включает в себя методы: - оценки и выбора проблем, для решения которых будут разрабатываться программы; - формир-я и оптимизации программ; - определение требуемых ресурсов и распр-е м\у элементами программ; - организации системы управления программой и обеспечения организационного воздействия; - координации и контроля работ по программам. Он позволяет заранее определить цели, направления и порядок действия. Успех любого дела зависит от соблюдения 2 условий: прав-го установления конечной цели деятельности и отыскания соотв-их средств для ее достижению. 4) Математические методы, осущ-тся в ф. разработки матем-ких моделей.
54. Тактическое планирование предприятия: производственная программа растениеводства и животноводства
ТП занимает промеж.место между долгосрочным и стратегическим план-ем и краткоср (операт-календарным). ТП охватывает период 1-2года, оператив <1 года.
Тактич. план – развернутая программа всей произв.-хоз. деят-ти и соц. деят-ти коллектива пред-ия, направленное на выполнение стратегич. Плана при наиболее полном и рацион. исп-ии матер., труд. и фин. рес-сов.
ТП- ср-во реал-ции страт плана, реш-е, принимаемое при ТП баз-ся на более полной инф-ции.,они более детальные, кас-ся внутр.проблем предпр-я, имеют меньший разрыв во времени (лаг).Такт реш-я легче оценивать, ранжировать и выбрать оптим. вар-т.
ТП представлен сис-мой кол-ных пок-ей, при его разработке широко прим-ся разл.методы оптимиз-и.
ТП пред.соб. развернутую программу всей произв-хоз и соц деят-ти коллект предпр, направл на выпол-е стратег. плана при наиб.полном исп-ии матер, труд-х, фин. и прир рес-в.
Особое внимание в ТП д.б. уделено:росту произ-ти труда, сниж-я себ-ти прод-и; экономии мат.затрат, повыш кач-ва и конкурентосп-ти прод-ии; соблюдению договор-х и бюджетных обяз-в.
Переход предп-я на коммер. расчет предполаг.: установ-е прямой зав-ти м/у потреблением рес-ов, эф-тью работы и доходами, к-е предпр-я сам-но форм-ет и к-ми распоряж-ся; самост.обеспеч-е тех-го, произ-го, орг-го и соц разв-я предпр-я за счет собств источн фин-я; полную эконом. ответ-ть владельцев предпр-я и труд коллект за рез-ты произ.-хоз деят-ти, вып-е обяз-в перед партнерами и бюджетом; самост.формир-е стратегии и тактики своего разв-я на основе потребности рынка и устан-я гос-вом правил ведения пр-но-хоз деят-ти.
ТП-система прин-я управлен реш-й, имеет 3 функции, к-е перекрываются др.др.: прогноз-ние,координация и контроль.
Прогнозир-е: хорошо составл.ТП д.иметь цели, к-е необходимо достигнуть в планир-мом.п-де. Прогнозный сценарий, т.е. предвидение будущего.
Координ-я: План устанавл опр-ые пропорции м/у рес-ми, корд-цию усилий всех уч-ов предп-я. Треб-ся комплексный подход как важнеешее усл-е интеграции планов и применения разл м-ов обоснования план. Реш-й от интуиции до матем моделей.
Контроль: Сис-ма отчетности о выполнении плана, измер рез-ов деят-ти всех стр-ных подразд предпр-я – упр-ние по отклонениям. Важн-шей фун-ей ТП явл.обеспечение эфф-го контроля. Сис-ма отчетности о выполнении плана, методы оц-ки и измер-е рез-тов деят-ти всех струк-ных подразд-ний пред-тия д. позволить организ-вать управ-е по отклонениям.
Необ-мо, чтобы соответ-щая инф-ция о ходе выполнения ТП поступала на кажд.ур-нь управ-я. Чтобы план выполнял ф-ции, он должен удовл-ть треб-ям:
1. Гибкость плана – разработка нес-ких вар-в плана, дополн-е плана сис-мой различ.бюджетов (фин. план, в к-м расходы баланс-ся с доходами).Гибкий м-д подхода к оц-ке рез-тов – сочетание эф-ти план-ния с созданием заинтерес-ти у исп-лей.М-д переменных расх-в плана – изм-е Vпродаж.
2. Полнота план-я – учет всех фак-в, влияющих на эф-ть и реал-ию ТП, но план-е лишь инструмент упр-я, он не д.подменять пр-сс упр-я.
3.Поддержка со стороны высшего рук-ва. Каждый рук-ль, специалист, имеющий отнош-е к сост-нию и вып-ию плана д.знать свои ф-ции, права и обяз-ти. Д.б. создана сис-ма мат и мор стимул-я Любая сис-ма не реализ без поддержки.
4. Комплексность план-я. Суть хор.внутрифирм.план-ния-провести долгоср, страт реш-я в кол-ые показ-ли такт.плана. Без стратег. плана никакой тщатель. разраб-ный ТП эф-та не дает
5. Ответ-ть за разработку и вып-е ТП – в конечном счете ответ-ть лежит на высшем рук-ве. Кажд.раб-к по иерархии д.нести свою меру ответ-ти.
6.Приоритет текущ реш-й над планом. План сост-ся для того, чтобы напрвл-ть действия раб-ов, служить в кач-ве инстр-та достиж-я целей предп-я. Д.б. четкая сис-ма оценки тех реш-й и корректировки плана – недопустить хаоса плана, творч-кое отнош-е к план. реш-ям со стороны аппарата упр-я
7. Точность, ясность, локоничность в формулировки плана. План не д.допускать разночтений, термин-гия д.б.понятна рук-ву, раб-м, спец-м. План д. содержать нормативы. Управляющий д.нести отв-ть за достижение тех нормативов, к-е регламентируют деят-ть, возглавляемую им подразделения пред-тия.
8. Участие исп-лей в разработке плана.Испол-ли д. понимать цели и ограничения, сформулир. в плане. Рук-ли д.б. не только подгот-ны к совм.работе с подчин, но д.создавать все усл-я для этого (взаимопон-е, доверие).
Разв-е страны имеют эфект. модели Пл-ия - термин заменяется на "опр-ие будущих возм-тей", "оценка возм-тей в будущем". Основа тактич.
Пл-ия США - составление фин. программ (бюджетов) пред-ия, предусм. Разв-е пр-ва по прогнозам сбыта. 5-летняя фин. программа дробится на годовые тактич. планы. Год.план-скользящий-по истечении кажд.квартала к нему добавляются нов. 3 месяца и вся работа пред-ия план-ся на год вперед. Стратегич. план на 10 лет, перспект-5лет, такт-1год.
Звенья тактич. Пл-ия: 1) Пр-ие сбыта; 2) Пл-ие произв-ва; 3) Пл-ие потреб в сырье, матер-лах, оборуд-ии, раб.силе; 4) Пл-ие инвест-ций,прибыли.
ТП-более полное исп-ие фин., произв., людских рес-сов на ближайший п-од. Важна оптим-ция планов, выявление лучших вар-тов исп-ия кап. вложений, закупаемого сырья, стр-ры и сис-мы машин.
Стр-ра ТП разная, но 6 разделов обязательны: 1) резюме; 2) рынок сбыта; 3) произв-во п-ции; 4) исслед-ские работы и развитие предп-ия; 5) сис-ма управ-ия; 6) фин. состояние пред-ия. Опыт внутрифирм-го Пл-ия накоплен в Японии. Пл-ие "сверху-вниз", "точно в срок" при сильной централизованной плановой сис-ме, реал-ции п-ции по установ-му графику, минуя скадские запасы.
55. Внутрихозяйственное планирование: годовые и оперативные планы подразделений аграрного предприятия
План-ние как одна из осн.ф-ций управ-я, присуща всем видам деят-ти. План-ние на сх. пред-тии (внутрихоз-ное план-ние) пред.соб.процесс эк-го обоснования рац-ного ведения произ-но-хоз-ной деят.ти в соот-вии с поставл-ми целями.
До реформ-ния в АПК страны в сис-ме внутрихоз-ных эк-ких отн-ний были пройдены этапы колл-го и арендного порядка как формы орг-ции оплаты и мат-го стимул-ния труда. Были достигнуты серьез.рез-ты по увел-нию произ-ва пр-ции, повыш-ю приз-ности и ОТ, рентабель-ти произ-ва – осн.критериев разв-я пред-тий АПК.
Внурихоз-ные подразд-я получили более выс.степень технолог-кой и эк-кой самост-ти, право распоряжения рез-тами своего труда – реал-цию пр-ции. Вместе с эк-кой самост-тью подразд-ния стали иметь больше ответ-сти за взятую в аренду землю, ср-ва пр-ва, учавств-ть в форм-нии и распред-нии хозрасчет-го дохода подразд-й с переходом к рын-му отн-нию.
Внутрихоз-ный расчет как метод хозяй-ния и соизмерения дох-в и расх-в д. был бы вписаться в рыноч.отн-ния, но произошло все наоборот. Только те пред-тия, к-е сохранили более современ.внутрихоз-ные эк.отн-ния различ.модели хоз-го расчета могли выжить в усл-ях неуправляемого рынка и сист-го кризиса, кот. был подвержен весь АПК.
Рыноч. отн-ния в АППр-ве предполаг-т децентрализацию упр-я, создания оптим-ных по числ-ти подразд-й («бизнес-ед-ц»), кот.на себя прин-т ответ-сть за рац-ное исполь-ние мат-ных, труд., фин-х рес-в – «центры отв-ти на пред-тии».На пред-ях стран с разв-й рын.экон.появились нов.напр-ния, одним из кот.явл.орг-ция внутр-х рынков.
В основе лежит перенесение рыноч.отн-ний на эк.взаимоотн-я м/у подразд-ми внутри пред-тия. Созд-ся внутр.рынок на пред-тии, где кажд.подразд-е имеет свой товар (услуги) и цену на него, объед-ся едиными инф-ными сетями, фин-ми, общ.корпорат-ной куль-й. На пред-ях создается фин.-расчет.центр(ФРЦ), кот.координирует эти экон.отн-ния – открывает лицевые счета для всех подразд- ний, закл-ния договоров, оформ-е план-х и учетных док-тов, бюджет-ние, открытие кредит.ср-тв, их учет, %-х ставок, пени и т.д.
Модель эффектив.орг-ции внутрихоз-ных эк-ких отн-ний включ. 4 блока:
1)состав и размеры подразд-й; 2)внутрихоз-ное план-ние; 3)ОТ и мат.стимул-ние; 4)учет и контроль за произ-ной и фин.деят-тью.
Ключевые Эл-ты модели: 1)кол-ный и кач-ный состав раб-ков; 2)зем.доли и имущ-ные паи; 3)программы произ-ва прод-ции и лимиты затрат (Б-П подразд-ний); 4)нормы и нормативы (цены, тарифы, использ. для внутрихоз-го планиров.)Авансир-ние труда раб-ков и мех-зм окончат-го расчета премирования на раз.стадиях произ-ва.
В наст.время в АПК страны получили распространение 3 модели внутрихоз-го отн-ния:
1)раб-ки надел-ся правами частичной самостоят., за ними закрепл-ся имущ-во на правах пользования (аренды), они не вступают в произ-ные отн-ния со сторонниками орг-ции, не имеют состоят-сти баланса, расч-го счета, заключают договора с адм-цией хоз-ва др.подразд-ий. На таком пред-тии сильная централиз-ная плановая служба, кот. осущ-ет весь контроль за программой этих подразд-й и лимитом затрат. По 1-й модели механизир-ные специализир-ные звенья (зерновые) малочисленные по составу 5-6 чел (примерно одинаковой квалиф-ции).
2)Нормативно-подрядная модель от вал.пр-ции 10,15,20 % - дефференц-ный норматив отчислений от произведен.пр-ции (все р-ны разные по своим природ.усл-ям). Модель хозрасчетна по своей сущ-ти. Чем больше производят подразд-я, тем больше вел-на хозрасчет.дохода (авансовая ОТ и доплата в конце). По 2-й модели более выс.степень эк.самост-сти, открытие расчетного счета ФРЦ, заключение договоров с покупателями и т.д. Хозрасчет.доход ХД=вал.пр-ция-аренд.плата АП (норматив 5-20-50 %)-матер-е затраты.ХД: авансовая оплата и доплата за пр-цию в конце года. АП – централиз-ные фонды пред-тия (фонд накопл-я, разв-я, резервный, дивид-ный и др.)
3)более перспект-ная модель. Самая выс.степень эк.самост-ти, но в одном правом пространстве пред-тий хар-на для ассоциаций КФХ, для аграр. пред-тий холдингового типа. Право открытия расчет.счета в банке самост.реал-ции пр-ции, выполн-е всех полож-й внутрихоз-го расчета и полож-я об ОТ, соц.отв-ти бизнеса не терр-рии.
К перспективным отн-сят планы организац-но – хоз-го устр-ва и планы эк-кого и соц-го развития предпр-я (долгоср-ые и среднесрочные на 3-5 лет). 1-й разраб-ся на длит-ую перспективу, 2-й на ближ-ую персп-ву, исходя из задач по развитию с\х и пок-ей плана орг-но – хоз-го устр-ва.
Годовые планы вкл-ют план пр-но – фин-ой деят-ти предпр-я, произв-ые планы пдр-ий (цехов, бригад, ТР мастерской, автопарка). В хозрасчетных заданиях уточняют перспективные пок-ли на соотв-ий год (пр-во прод-ции, объем работ, лимиты затрат, кот доводят до осполнителей), т.е. детализация пок-ей и мероприятий, условия проведения работ. Сюда отн-ся тажке бизнес-планы, в кот разрабатывают пок-ли и мероприятия, связ-ые с предприним-й деят-тью предпр-я, при необх может сост-ся на более длит0ый срок (напр., когда треб-ся привлечение заемных средств, кредитов). Финансовый план в осн-м сот-ют кр предпр-я для привлечения инвестиций.
Оперативные планы – это рабочие планы по периодам с\х работ (посев, уборка и т.д), календарные задания и планы-графики в овщ-ве, жив-ве, вспом-х пр-вах (декада, месс, квартал), планы-наряды на выполнение отд-х работ. Они разраб-ся в соотв-ии с годовыми с учетом сложив-ся условий (погоды, наличия техники, удобр-ий. состояния посевов): расстановка людей, исп-ие основных фондов и оборотных ср-в, сроков проведения работ, вып-е организац-х, агротехнич-х и др мероприятий, помогают ежедневно контр-ть ход работ, устранять недостатки. Исп-ся технологические карты возделывания и уборки урожая с\х культур.
56. Сущность стратегического планирования развития предприятии
Стратегия - это перспективный план действия позиции максим. исп-ия внешних и внутренних экономических условий или перспективн. планирование реакции предприятия на изм-ие внешней среды.
СП-я внутрихоз-ной деят-ти пред-тия тесно связано: -с осущ-нием общ.экон-кой пол-ки или стр-гией гос-ва по развитию всей рыноч.сис-мы; -внеш.деят-тью пред-тия; -фак-ми внеш.среды: технич-ми, конкурентными, соц-ми, полит-ми, экологич-ми и др. Стр-гия для пред-тия означает опред-ние общ.направлений его деят-ти.
Под СП-я в шир.смысле понимается план-ние роста, развития пред-тия, инновац-ное П.
СП вкл в себя 3 взаимосв-х задачи: 1.опред-ние миссии пред-тия, 2.предостав-е миссии в виде долго-и краткосроч.задач, 3.выраб-ка достижений поставл-х целей.
Персональную ответ-ность за разработку СП-на несет рук-тель пред-тия.
Осн.усл-я прогноз-ния стратег-кой позиции пред-тия:
-Рыночные:потенциал рынка, стр-ра и сегмен-ция рынка, возраст рынка, эластич-ть рынка, осн.фак-ры успеха.
-Отраслевые:стр-ра и динамика конкур-ции, угроза потенц-ной конкур-ции, полож-е покуп-лей, положение постав-ков, давление товарозаменителей.
-Макроуровневые:соц-ные, полит-кие, эк-кие, технолог-кие.
-Микроуровневые:орг-ция пр-ва и сис-ма ведения, фин.-эк-кая сис-ма, сис-ма управ-ния, сис-ма маркетинга, сис-ма корпоративной куль-ры.
При СП использ-ся общенауч. методы и принципы, к-е пред-ют процесс поиска, обоснования и выбора необ-мых плановых показ-лей и рез-тов.
СП имеет след форму:
-цели план-ния, анализ резуль-в эк-го и соц план-ния,
-опред-е потребности в ресурсах;
-соглас-е и сбалансир-ность,
-дост-ние планомерн-ти разв-я эк потенциала пред-тия.
Логика план-ния форм-ся «сверху вниз» -директивная и «снизу вверх» - индикативная. От рес-в – наличие матер-ных, труд., фин., прир-х. «Интерактивное» - промеж-ное сверху и снизу; по целям.
Принципы СП-я:
1) пр-п необходимости (важен в усл. современ. эк. треб-ний рацион. исп-ия ограниченных рес-сов на всех пред-иях. Означает обязат. исп-ие планов при выполнении любого вида труд. деят-ти);
2) пр-п единства планов (предусм. Разраб-ку общего плана (портфельного);
3) пр-п непрер-ти планов (закл-ся в пост., непрерывающемся процессе. Позволяет осущ. контроль, ан-з и модификацию планов при измен-ях среды);
4) пр-п гибкости планов (предусм. Возм-ть корректировки устан-ных пок-лей, связан с 3 пр-пом. Обычно план сод-т резервы, «подушки плана»);
5) пр-п точности (расплывчат в усл. рын. эк-ки).
При СП-ии действуют общеэк. пр-пы: 1) научность; 2) -ть; 3) сбалансир-ть; 4) приоритетность; 5) участие персонала в Пл-ии. Методы СП-я: 1) м-д эк. А-за; 2) сбалансир-ный м-д; 3) расчетно-конструктивный; 4) рес-сный; 5) м-д матем. модел-ния; 6) программно-целевой м-д.
СП сост-т из ряда взаимосвязан.этапов: -проводятся иссл-ния внеш.и внутр.среды орг-ции: -опред-ся осн.ориентиры орг-ции; -ан-з сравнения рез-тов, выбор вар-тов; -форм.ние собс-ной стратегии.
Среда – 3 сферы:
1.Внутр-я (произ-во, маркетинг, фин-сы, управ-е);
2. Раб-я (контакты, поставщики,, конкуренты, клиенты, посредники, госэкономструк-ры);
3. общ.(полит-кие, эк-кие, соц-ные, технолог-е фак-ры и др.)
Выдел. наиб. важ.из них – «Критические точки». Собир-ся необ-мая инф-ция о них. 3 осн.состав-щих инф-ного обесп-ния СП: 1.Законодат-я и норматив.инф-ция; 2. Инф-ция о сис-мах ведения хоз-ва; 3. инф-ция о рынке выпускаемой пр-ции.
Методы сбора инф-ции:
1.Опрос рук-лей различ.служб и отделов пред-тия;
2. Обобщение опыта торг-х агентов.
3. Статист-кие дан-е об оборотах активов пред-тия.
4. Пробный маркетинг.
5. Анализ и обобщение тенденций, циклов, фак-в разв-я, вызыв-щих измен-е эк-х пок-лей.
6. Оц-ка инф-ции – заключит.этап орг-ной среды.
Один из признанных методов оценки – SWOT. Изуч-ся способности менеджеров к стратег.управлению –спос-ть наметить курс, -спос-ть орг-вать дело в соот-вии с курсом, -повысить энтузиазм, мот-цию, заинтер-ть раб-ков в работе.
Сов-сть ориентиров деят-ти пред-тия (3 этапа):
1. идеалы – ориентиры, к-е не рассч-ем достичь в обозримом пер-де, но допускаем приближ-е к ним.
2. цели – наиб.общ.ориентиры деят-ти пред-тия в плановом пер-де, достиж-е к-х предполаг-ся в полном V.
3. задачи – конкр-е кол-но измеряемые ориентиры, опис-е серии раб-х ф-ций, опред-щих форму и время выполн-я задания.
Стр-ра пример-го СП-на:-введение(резюме);1.цели и задачи пред-тия;2.текущ.деят-ть и долгосроч.задачи;3.стр-гия(С.) маркет-га;4.С.конкурент-ных преимущ-тв;5.С.произ-ва;6.соц-ная С.;7.С.ресурс-го обеспеч-ния пр-ва;8.страт.и фин.план;9.С.НИОКР;10.С. внешнеэк-х отн-ний;11.С.управ-ния;12.Орг-ция реал-ции и контроля выпол-ния СП-на; Прилож-ния.
Планирование ресурсного обеспечения деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Под ресурсным обеспечением понимают обеспеченность пред-тия производственными ресурсами: материально-техническми, трудовыми, земельными.
Планирование потребности в рабочей силе: Планируемые объемы производства на предприятии должны быть обеспечены в необходимом кол-ве ресурсами. Если имеет место нехватка ресурсов, значит при планировании мы выдаем желаемое за действительное. Должен выполняться принцип сбалансированности между объемом производства и ресурсами (труд. ресурсы, техника, сырье). При определении потребности в рабочей силе в ТПБ: Необходимы следующие исходные данные: 1. Нормы затрат труда на 1 га по каждой с/х культуре; 2. Посевная площадь по каждой с/х культуре 1+2 => затраты труда на всю площадь; 3. Годовой фонд рабочего времени каждого работника, зантого в растениеводстве. Инструментом для определения затрат труда на га является технологическая карта. Для определения численности работников животноводства используются данные: 1. Нагрузка животных на 1 работника; 2. Поголовье животных. На бригадира нагрузка не менее 400 голов. Планирование потребности в технике: 3 метода: 1. Расчетный – исходя их плана проведения полевых механизированных работ; 2. Нормативный; 3. Графический. Расчетный метож релизация его состоит в следующей последовательности: 1. Определяется общий объем механизированных работ; 2. Распределение полевых механизированных работ по группам одномарочных машин; 3. Определяется коэффициент технической готовности машинно-тракторного парка. К= Q/(W*D*Kтех.гот), где К – количество тракторов одной марки, Q – объем механизированных работ, который надлежит выполнить данной группой одномарочных машин, W – дневная производительность агрегата, К тех.гот. – отношение исправных тракторов данной марки к их общему количеству. 2 подхода : 1. Потребность в технике определяется по каждой ТПБ с учетом объемов выполняемых работ, производительности используемых агрегатов, календарных сроков проведения этих работ (составляется план проведения полевых механизированных работ); 2. Использование укрупненных нормативов по загрузке техники (нормативы определения потребности в технике). Если с/х предприятие не может самостоятельно выполнить запланированный объем работ они прибегают к услугам машинно-технологических станций (МТС).