Модель олигополии с ломаной кривой спроса и жесткость цен
Данная модель была предназначена для того, чтобы объяснить, почему цены на олигопольных рынках часто остаются стабильными, в то время как наблюдаются значительный рост издержек производства. Однако кроме этого модель показывает, каким образом предположения отдельной фирмы относительно реакции конкурентов на ее политику, приводят к тому, что кривая спроса на продукцию этой фирмы становится ломанной. В модели предполагается:
1) На рынке с труднопреодолимыми барьерами входа существует жесткая олигополия.
2) Изделия каждой фирмы - это близкие, но несовершенные заменители.
3) Хозяйственное поведение фирм является независимым (некооперированным).
4) Текущей ценой первой фирмы является цена Р*, а объем продаж равен Q*.
Если фирма 1 принимает решение об изменении своей цены, то важнейшим моментом является прогноз реакции другой фирмы на действия фирмы 1 (рис.5.3). Наиболее реалистичным является случай, когда первая фирма ожидает, что если она снизит свою цену, то конкуренты обязательно продублируют ее действия, опасаясь потерять своих покупателей. В тоже время фирма 1 полагает, что если она увеличит цену, то другие фирмы не последуют за ней, оставив свои цены неизменными.
Таким образом, каждая фирма считает, что спрос на ее продукцию становится весьма эластичным, в том случае, когда она повышает свою цену, так как ее конкуренты не будут повышать цены в ответ. Однако она предполагает, что если она снизит цену своей продукции, то спрос на нее сразу же станет гораздо менее эластичным, так как соперничающие с ней фирмы также снизят свои цены.
Разная эластичность спроса фирмы означает, что кривая спроса является ломаной и состоит из двух участков D2 и D1. (рис. 5.3). Один из этих участков (D2) располагается выше точки перелома А и является, как мы выяснили, относительно пологим. Другой участок кривой спроса (D1) будет относительно крутым и находится ниже точки перелома.
Соответственно и кривая предельного дохода также будет состоять из двух участков (MR2 и MR1) и иметь разрыв (M-N) на уровне текущего выпуска (Q*). Предельный доход при этом становится неопределенной величиной. Это означает, что, если кривая предельных издержек проходит через этот разрыв, цена (P*) и величина продаж фирмы (Q*) должны оставаться на текущем уровне, независимо от изменений в издержках.
Так, олигополист, максимизирующий прибыль, должен уравнять предельный доход с предельными издержками. При величине рыночных поставок, например, Q1<Q*, предельный доход будет больше предельных издержек MR(Q1)>MC(Q1). Тогда фирме целесообразно увеличить объем продаж до Q*. Напротив, при выпуске Q*<Q2, предельный доход меньше предельных издержек MR(Q2)< MC(Q2) и фирме целесообразно уменьшить объем продаж до Q*. Следовательно, уровнем продаж, максимизирующим прибыль, будет Q*.
Разрыв кривой MR позволяет значительно менять предельные издержки без изменения выпуска и максимизировать прибыль. Значит, кривую предельных издержек можно смещать вверх или вниз в диапазоне от МС1 до МС2 и при этом она все равно будет проходить через разрыв кривой предельного дохода.
Вывод: цены на рынке олигополии имеют тенденцию к жесткости и стабильности.
Картельное соглашение
Если фирмы в результате войны цен достигают параметров равновесия, характерных для рынка совершенной конкуренции и, в частности, - нулевой экономической прибыли, то они могут прийти к выводу, что соглашение между ними — это наиболее эффективный способ достижения максимальных прибылей. Группу фирм, согласующих решения по объемам продаж и ценам называют картелем. В России, как и в большинстве стран мира, согласованные действия фирм на товарных рынках запрещены антимонопольным законодательством. Поэтому такие соглашения по преимуществу принимают форму тайного сговора.
На первый взгляд, члены картеля действуют на рынке так, как если бы их союз был одной фирмой – монополистом. Однако картель - это все же группа фирм, а не чистая монополия, т.к. процесс реализации соглашения его участниками порождает проблемы, которые не известны монополисту. Главное здесь – конфликт интересов по согласованию объемов квот для фирм участниц.
В целях упрощения анализа картельного соглашения сделаем следующие допущения.
1. На рынке существуют 2 фирмы продавца, которые обслуживают множество покупателей.
2. Фирмы для роста своих прибылей образуют картель и устанавливают монопольную цену.
3. Барьеры входа на данный рынок являются непреодолимыми для других фирм-конкурентов.
Участникам, картельного соглашения необходимо определить общий выпуск (рис. 5.4). Для этого на основе рыночного спроса (D) рассчитывается величина предельного дохода (MR) при всех объемах реализации (рис. 5.4а). Затем определяется кривая предельных издержек МС путем горизонтального суммирования кривых предельных издержек каждого продавца MC = MC1 +MC2 (рис. 5.4б, в). Эта кривая МС была бы отраслевой кривой предложения, если бы данный рынок был рынком совершенной конкуренции (рис. 5.4а).
Теперь выбирается такой отраслевой объем выпуска, при котором MR = МС, максимизирующий общую прибыль картеля (точка М на рис. 5.4а). Новое явление, не известное фирме чистому монополисту, представляющее главную «головную боль» для участников картельного соглашения, - необходимость установить квоты продаж каждому члену картеля:
QM=q*1 +q*2,
где q*1 – квота продаж фирмы 1, обеспечивающая максимальную прибыль картелю;
q*2 – квота фирмы 2, обеспечивающий максимальную прибыль картелю;
При этом каждая фирма должна поставлять на рынок такой объем продукции, чтобы ее предельные издержки равнялись отраслевому предельному доходу: MC1(q*1)=MC2(q*2)= MR*.
При другом варианте, если, например, предельные издержки одной из фирм меньше, чем отраслевой предельный доход, то максимум совокупной прибыли достигнут не будет. Участникам картельного соглашения придется перераспределять квоты в пользу этой фирмы до тех пор, пока величина ее предельных издержек не сравняется с величиной отраслевого предельного дохода.
Однако затем у каждой фирмы появляется мощнейший стимул к расширению продаж при монопольной цене, установленной в результате образования картеля, т.к. для отдельной фирмы имитируется ситуация совершенной конкуренции. Они воспринимают горизонтальную линию на уровне PM как кривую спроса на свою продукцию. Поэтому, например, у фирмы 1 появляется соблазн максимизировать собственную прибыль по правилу конкурентного рынка MC(q1’)=PM. Прибыль фирмы при этом возрастет, но если так же не поступит и ее конкурент. Однако если и фирма 2 увеличит выпуск до q2’ в соответствиес правилом MC(q2’)=PM, то отраслевой выпуск увеличился бы до Q’, при котором PM = МС=MC1+MC2 (рис. 5.4a). На рынке появится товарный излишек ∆Q. Равновесную цену придется снижать до уровня PC, при которой члены картеля не извлекают экономической прибыли. Таким образом, если все фирмы увеличат свои продажи, то цена и отраслевой объем реализации вернутся к своим конкурентным уровням, и, естественно, картель распадется.
Лидерство в ценах
Другой вариант стратегического поведения на олигопольных рынках - лидерство в ценах. При этом одна фирма действует как ценовой лидер, устанавливая цену так, чтобы максимизировать свою собственную прибыль. Другие фирмы - аутсайдеры вслед за лидером назначают ту же цену, которая установлена лидером. Они выбирают такой выпуск, который максимизирует их прибыли при этой цене, принимая ее как данную.
Предпосылки модели:
1) На рынке существуют фирма лидер и три одинаковых фирмы-аутсайдера, которые вчетвером обслуживают много покупателей.
2) Фирмы поставляют на рынок стандартизованную продукцию.
3) Барьеры входа на рынок являются непреодолимыми для фирм конкурентов.
4) Фирма-лидер представляет, как выглядит отраслевая (рыночная) кривая спроса D и кривые издержек фирм аутсайдеров, а значит может определить их кривую предложения.
5) Функции издержек всех фирм и отраслевого спроса являются линейными.
Как определятся монопольная цена на олигопольном рынке с ценовым лидером показывает рис. 5.5. Кривая отраслевого спроса D показана на рис. 5.5а. Графики предельных и средних издержек фирмы 1 – типичного аутсайдера даны на рис. 5.5б. Фирма-лидер при назначении цены, максимизирующей прибыль, должна построить свою кривую спроса (DL).
Для этого лидер определяет кривую предложения всех аутсайдеров (SА) путем горизонтального суммирования их кривых предельных издержек MCА= MC1+MC2+MC3 (рис. 5.5б) и вычитает из отраслевой кривой спроса (DL=D - SА).
Тогда кривая остаточного спроса лидера состоит из 2 участков DL2 и DL1. Кривая предельного дохода также будет состоять из двух участков (MR2 и MR1) и иметь между ними разрыв (рис. 5.5а).
Фирма-лидер максимизирует прибыль путем выбора цены (Р*) в соответствии с правилом MRL=MCL. и по этой цене продаст q*L ед. продукции. Поскольку цена, устанавливаемая лидером воспринимается аутсайдерами как заданная для них горизонтальная линия, проведенная на уровне Р* воспринимается как график спроса на их продукцию. Максимизируя свои прибыли, аутсайдеры выбирают собственные объемы продаж в соответствии с правилом Р=МС и поставляют на рынок q*1 ед. продукции. Таким образом, общее продаваемое количество продукции составляет Q*=q*L+3q*1.