Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов
Все рассмотренные выше теории торговли утверждают, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем одним из ключевых остается вопрос, как распределяется данный выигрыш.
Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли.
Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы торговли, рассмотрим условный пример. Есть две страны – Аргентина и Бразилия – производят один и тот же продукт – зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии Sб и в аргентине Sa (рис. 14 а) и 14 в) соответственно)
Кривые спроса на зерно (Da в Аргентине и Dб в Бразилии), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне доходов. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна в Аргентине устанавливаются при цене 120 долл. за 1 т, а в Бразилии – при цене 200 долл. за 1 т. Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в Бразилии – покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена.
Р P P
Sб
d
Цена в Бразилии
200 Sx экспорт
a
b c Мировая цена b+c Sa
150 150 k
i i
e Dб Цена в Аргентине g h
120
Dm f j
Da
Q Q Q
20 50 80 60 30 60 90
Рынок зерна в Бразилии Мировая торговля зерном Рынок зерна в Аргентине
а) б) в)
Рис. 14. Распределение доходов от международной торговли
Аргентинским производителям будет выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине (Pw > 120). Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в Аргентине будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъявляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx = Sa – Da.
С другой стороны, бразильским потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии (Pw < 200). Чем ниже будет мировая цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличивать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители будут сокращать объем предложения. Таким образом, величина спроса на мировом рынке (Dm) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей в условиях падения цен на зерно:
Dm = Dб – Sб.
По мере налаживания торговых связей цена на зерно в Аргентине растет и его предложение для проджажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в Бразилии снижается и спрос на импорт растет. На рис. 14 б) показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достинается при цене 150 долл. За 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80 – 20 = 60) соответствует избыточному предложению в Аргентине (90 – 30 = 60). При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.
Данная модель спроса и предложения позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.
Рассмотрим влияние внешней торговли на интересы потребителей. До установления торговых отношений между странами потребители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за 1 т, а потребители в Аргентине – 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (так называемый излишек потребителя), равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были согласны заплатить за зерно, и суммой, которую они фактически платили исходя из сложившейся рыночной цены. На графике данный выигрыш представляет собой площадь между кривой спроса и линией рыночной цены: для потребителей зерна в Бразилии он был равен области d, а для потребителей в Аргентине – области g+h+k.
После установления торговых отношений Бразилия становится импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс. т и их совокупный выигрыш теперь составляет область a+b+c+d, из которого область a+b+с – это чистый выигрыш в результате внешней торговли. Обратная картина наблюдается в Аргентине как стране – экспортере зерна. Внутренняя цена повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению спроса на зерно и, соответственно, его закупок. Потребительский излишек в Аргентине теперь равен только области k, и значит, потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области g+h.
Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.
Рассмотрим теперь влияние торговли на интересы производителей. До установления торговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи зерна – так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене (в нашем примере 50 × 200 в Бразилии и 60 × 120 в Аргентине) и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения). Таким образом, выигрыш производителей от продажи продукта по сложившейся рыночной цене может быть измерен как площадь между кривой предложения и линией рыночной цены: для производителей зерна в Бразилии он был равен области a+e, а для производителей в Аргентине – области f+j.
После установления внешнеторговых отношений аргентинские производители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область (f+j+g+h+i), а чистый выигрыш от развития торговли – (g+h+i). Что касается бразильских производителей зерна, то они в силу меньшей конкурентоспособности своего производства уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш теперь составляет только область е, т.е. они несут чистые потери в размере области а.
Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждают их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.
Теперь необходимо оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом.
Если в Бразилии как стране-импортере чистый выигрыш потребителей составляет область a+b+с, а чистые потери производителей в отраслях, конкурирующих с импортом, составляют область а, то совокупный эффект для страны в целом будет равен (a+b+c) - c = b+c.
В Аргентине как стране-экспортере производители имеют чистый выигрыш в размере g+h+i, а потребители, напротив, теряют область g+h. Следовательно, чистый эффект для благосостояния экспортирующей страны составит (g+h+i) – (g+h) = i.
В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использованием модели «спрос-предложение» еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери.
Между странами – участницами внешней торговли выигрыш распределяется следующим образом. Размер чистого выигрыша страны-импортера зависит от физического объема импорта (80-20=60) и того, насколько понизилась цена (200-150=50). Аналогично цена чистого выигрыша страны-экспортера зависит от физического объема экспорта (90-30=60) и от того, насколько повысилась цена (150-120=30). На графике рис. б) чистый выигрыш страны-импортера равен площади между кривой спроса на импорт Dm и линией мировой цены, а чистый выигрыш страны-экспортера – площади между линией мировой цены и кривой экспортного предложения Sx. Поскольку объем внешней торговли у обеих стран одинаков, распределение выигрыша зависит от того, насколько в этих странах изменились цены. Если в стране-экспортере цены выросли на х процентов (относительно мировой цены), а цены в стране-экспортере снизились на у процентов, то
Выигрыш страны-экспортера/выигрыш страны-импортера = х/у
Падение цены в Бразилии: (200-150):150×100% = 33,3%
Рост цены в Аргентине: (150-120):150×100% = 20%.
В результате выигрыш Бразилии оказался на 66,7% больше, чем у Аргентины в международной торговле.
Таким образом, хотя международная торговля и является взаимовыгодной, выигрыш от нее распределяется между странами неравномерно. Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени. Другими словами, ем ниже эластичность спроса на импорт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговли.
МИРОВЫЕ РЫНКИ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА