Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы
Потребительский спрос
Важнейшим элементом совокупного спроса является потребительский спрос.
Он представляет собой запланированные совокупные расходы населения, домашних хозяйств, на покупку предметов потребления и потребительских услуг.
Большую часть своих доходов люди тратят на потребление, но часть доходов идет на сбережения. Одни копят средства для покупки квартиры, другие откладывают деньги для поездки на море. Итак, весь доход общества (Y) используется на потребление (С) и сбережения (S), а потребительские расходы - это разница между доходом и сбережениями.
Y = C + S,C = Y - S
В масштабах экономики потребительские расходы меньше национального дохода и ВВП.
Важнейшими факторами, влияющими на масштабы потребительского спроса, являются:
уровень доходов населения, его благосостояние;
ожидания потребителей;
задолженность потребителей;
изменения в налогообложении.
Ещё один важный фактор, влияющий на масштабы потребительских расходов, - это пропорция деления доходов на потребление и сбережения. В экономической теории вводятся специальные коэффициенты, отражающие это деление, - предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям.
Предельная склонность к потреблению (с) - это величина, на которую возрастает потребление при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.
Рассчитывается предельная склонность к потреблению путём деления прироста потребительских расходов на прирост дохода.
Предельная склонность к сбережениям (s) - это величина, на которую возрастают сбережения при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.
Рассчитывается предельная склонность к сбережениям путём деления прироста сбережений на прирост дохода.
Главным фактором, влияющим на масштабы потребительских расходов, является уровень дохода домашних хозяйств. Чем больше доход, тем больше потребительский спрос. Вместе с тем, мы помним о том, что не весь доход идёт на потребление. Доля дохода, идущая на потребление, зависит также от предельной склонности к потреблению.
C = c x Y
Данная зависимость потребительских расходов от уровня личного располагаемого дохода представляет собой функцию потребления.
С увеличением дохода потребительские расходы также увеличиваются, но в меньшей степени, так как из каждой единицы дополнительного дохода лишь 0,75 идёт на прирост потребления, оставшаяся часть 0,25 дохода идёт на сбережения.
Инвестиционный спрос
После потребительских расходов важнейшим элементом совокупного спроса выступает инвестиционный спрос. Это запланированные совокупные расходы предприятий, связанные с заменой и увеличением своего физического капитала, как основного, так и оборотного.
Факторы, влияющие на масштабы инвестиционного спроса:
ставка процента по кредитам;
уровень доходов предприятий;
ожидания прибыли от инвестиций;
масштабы текущего совокупного спроса;
ожидания изменений деловой активности;
интенсивность нововведений в результате научно-технического прогресса;
уровень налогообложения предприятий;
масштабы недогрузки производственных мощностей.
В реальной действительности величина инвестиционного спроса чрезвычайно изменчива, особенно в коротком периоде. Её изменчивость связана с множеством взаимосвязанных между собой перечисленных выше факторов. Главными факторами, определяющими уровень инвестиционных расходов, выступают ставка процента по кредитам, предоставляемым предприятиям для финансирования инвестиций, изменения совокупного спроса и дохода.
Таким образом, автономные инвестиции - это запланированные совокупные инвестиционные расходы, независимые от уровня дохода в экономике.
Совокупный спрос
это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом. Он состоит их запланированных домашними хозяйствами расходов на потребление и запланированных предприятиями расходов на инвестиции.
В нашей простейшей модели совокупного спроса выражение AD = C + I мы можем несколько изменить, учитывая вышеизложенное. То есть учитывая то, что потребительские расходы зависят от уровня дохода и предельной склонности к потреблению ( C = c x Y), а инвестиционные расходы являются автономными (I).
AD = c x Y + I
Зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем доходов представляет собой функцию совокупного спроса.
В рамках экономического анализа наибольший интерес представляет совокупный спрос и объём национального производства в условиях равновесия.
Равновесный объём производства.
Равновесию в экономике соответствует равновесный объём национального производства (или совокупное предложение), равновесный уровень совокупных расходов (или совокупный спрос) и равновесный уровень цен.
Равновесие в экономике означает, что внутренний рынок товаров и услуг находится в состоянии, когда объём национального производства (или совокупное предложение) при данном уровне цен равен совокупным расходам (или совокупному спросу).
Состояние равновесия является важным понятием в экономической теории. Это своеобразная точка отсчёта для анализа изменений в совокупном спросе и совокупном предложении Равновесный объём производства (выпуска) - это такой объём производства, при котором совокупное предложение равно совокупному спросу, или это объём производства, обеспечивающий расходы, достаточные для закупки данного объёма производства.
AS (GDP) = Y = AD
Используется другой способ изображения равновесного объёма производства так называемый кейнсианский крест. Это способ с применением биссектрисы, то есть линии под углом 45* Особенность этой прямой состоит в том, что любая точка на ней предполагает равенство значений переменных, расположенных на горизонтальной и вертикальной осях координат. В точке пересечения линии совокупного спроса с биссектрисой и будет определён равновесный объём производства, так как именно этому объёму соответствует такой же уровень совокупного спроса.
45 Изменение равновесного ЧНП. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости.
Денежный сектор экономики – связующее звено между всеми агентами рыночных отношений. Денежный рынок имеет специфическую особенность, выделяющую его из среды других рынков: здесь обращается особый товар – деньги. У них имеется специальная цена – процентная ставка, являющаяся альтернативной стоимостью денег. Поэтому на этом рынке деньги не продаются и не покупаются, а обмениваются на другие финансовые активы.
Пропорции, складывающиеся между спросом и предложением на денежном рынке, зависят от динамики: денежной массы, коэффициента депонирования, депозитного мультипликатора.
2. Денежная масса. Ликвидность. В современной экономической теории преобладает функциональный подход к деньгам: все, что используется как деньги, является деньгами. При этом доля собственно денег в общем объеме платежных средств не превышает 25 %. По этим причинам наравне с понятием денег используется и более широкое понятие денежной массы.
Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которыми располагают население, фирмы и государство.
Обычно денежную массу классифицируют по двум признакам: по физическому виду и по ликвидности (рис. 53.1).
Ликвидность денежной массы – это способность денежного актива превращаться в наличные деньги и выполнять их функции.
По принципу ликвидности вся денежная масса разбивается на несколько агрегатов, формирующихся по принципу матрешки.
Агрегат М1 в своем составе имеет наличные деньги и банковские вклады, по которым ведутся расчеты.
Рис. 53.1. Классификация денежной массы
Агрегат М2 включает М1 и дополняется сберегательными вкладами, паями взаимных фондов и др. Он примерно в четыре раза превышает агрегат М1. Оба эти агрегата принято относить к высоколиквидным.
Агрегат М3 помимо М2 учитывает ценные бумаги крупных вкладчиков банков, акции инвестиционных фондов.
Агрегат Lнаравне с М3 содержит банковские акцепты, коммерческие бумаги, краткосрочные ценные бумаги и облигации Центрального банка страны. Денежные агрегаты М3 и L принято относить к низколиквидным.
Близок по смыслу к денежной массе показатель денежной базы, который рассчитывается как сумма находящихся в обращении наличных денег и банковских резервов.
Показатель денежной базы позволяет рассчитывать депозитный мультипликатор, демонстрирующий возможности расширения депозитов коммерческих банков при росте денежной базы на 1:
где MD– депозитный мультипликатор; rr– коэффициент обязательного резервирования по требованию Центробанка; fr– доля собственных резервов банков, сверх обязательных резервов.
3. Расчет денежного мультипликатора. Государство полностью контролирует выпуск денег в обращение, но оно не может этого сделать в отношении денежной массы, так как банки своей профессиональной деятельностью существенно увеличивают денежную массу.
Отношение новых денег, создаваемых банками, к их резервам получило название денежного мультипликатора.
Денежный мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате изменения денежной базы на единицу.
Мультипликатор находится в обратной зависимости от уровня резервов и может быть описан упрощенной формулой:
где М – денежный мультипликатор; R– банковские резервы.
Основными факторами роста денежной массы за счет мультипликационного эффекта являются:
– размер минимальной ставки резервов;
– спрос на новые кредиты.
Пользуясь этими рычагами, Центральный банк может воздействовать на денежную массу в стране, а через нее регулировать:
– хозяйственную активность агентов рынка;
– макроэкономические пропорции;
– инфляционные процессы;
– инвестиции и т. д.