Анализ ценовой политики РУП «БелПромИмпэкс» за 2008-2010 года
Предприятие имеет возможность принимать в ремонт подъемно-такелажное оборудование любой сложности. На предприятии созданы и успешно работают следующие участки:
- участки ремонта автопогрузчиков и электропогрузчиков, на которых производится текущий и капитальный ремонты всех видов автопогрузчиков и электропогрузчиков;
- участок по ремонту узлов и агрегатов. На данном участке имеется специальное оборудование (гидравлический стенд и стенд для проверки и испытания стартеров и генераторов) позволяет ремонтировать различное гидравлическое оборудование : гидродинамические и гидростатистические передачи, механические коробки передач, управляемые мосты , различное электрооборудование ,монтаж шин ,ремонт тележек гидравлических и т.д.
- участок по ремонту двигателей производит ремонт самых современных двигателей внутреннего сгорания. На участке работают высококвалифицированные специалисты, а также имеется полный комплекс сопутствующего оборудования: расточные и шлифовальные станки, хонинговочный станок, стенд для испытания и ремонта топливной аппаратуры,
- участок по сервисному обслуживанию погрузчиков. Специалисты данного участка произведут техническое обслуживание и ремонт любой сложности в самые короткие сроки на территории заказчика.
- ремонтно –механический участок .Рабочие данного участка производят запасные части для ремонта оборудования, а также выполняют срочные токарные и фрезерные работы ,что позволяет значительно сократить сроки выполнения ремонтных работ.
Успешно развиваются ремонтные базы на филиалах.
При этом доля монтажа, наладки , ремонта и технического обслуживания подъемного и такелажного оборудования в общем объеме производства РУП «БелПромИмпэкс» довольно значительна, поэтому процесс формирования договорных цен имеет важное значение.
Рисунок 21 - Доля монтажа, наладки , ремонта и технического обслуживания подъемного и такелажного оборудования в общем объеме производства
За 9 месяцев 2010 года виды и количество выполненных ремонтов очень наглядно предоставлены в таблице 4:
Таблица 4 - Виды и количество выполненных ремонтов
вид ремонта | количество |
Ремонт погрузчиков | |
Ремонт аккумуляторных батарей | |
Балка управляемого моста | |
Блок двигателя, блок цилиндров | |
Управляемый мост, ведущий мост | |
Гидродинамическая передача, коробка передач | |
Тележка гидравлическая | |
Гидоомуфта,гидронасос | |
Гидрораспределитель | |
Двигатель | |
Форсунка | |
Цилиндр(ремонт) | |
Окончание таблицы 4 | |
Электродвигатель,электрооборудование | |
Насос топливный | |
Коленвал (ремонт),колесо(ремонт) | |
Техобслуживание погрузчиков |
Вместе с тем доля данных видов ремонта по стоимости выглядит следующим образом:
Рисунок 22 – Удельный вес стоимости видов ремонта в общей выручке при выполнении ремонтных работ(%)
Одним из самых распространенных видов ремонтных работ ,выполняемых предприятием является ремонт погрузчиков различных производителей и моделей. При этом необходимо отметить сравнительно высокую стоимость выполнения данного вида ремонта. Последнее обстоятельство определяет особую значимость при формировании договорных цен на выполнение ремонта погрузчиков.
В 2011 году планируется увеличить количество ремонтов на 8 %. Для чего необходимо расширить базу данных по имеющемуся оборудованию на территории РБ .
Рассмотрим порядок форирования цен при выполнении ремонтных работ на РУП «БелПромИмпэкс» по этапам ценообразования:
1. Постановка цели ценообразования.
На настоящем этапе основной задачей предприятия является максимизация прибыли. Основная трудность заключается в том, что компании необходимо довольно точно определить спрос на выполняемые ею работы.
2. Определение спроса.
При существующих условиях на рынке ремонта погрузчиков зависимость спроса на оказание данного вида работ в зависимости от издержек выглядит следующим образом:
Рисунок 23 – Спрос на оказание ремонта погрузчиков в зависимости стоимости его выполнения
Для более глубокого изучения спроса на перегрузочную технику и услуги связанные с ремонтом данной техники, а также для создания положительного имиджа предприятия и донесения информации о своей продукции потенциальному клиенту на РУП «Белпромимпэкс» создано управление маркетинга и продаж.
3. Оценка издержек компании.
Для квалифицированного ремонта и сервиса необходима производственная база с необходимым оборудованием и квалифицированный персонал. Также необходимы сервисные центры в областных городах, для своевременного и качественного обслуживания клиентов. Всеми этими характеристиками в полной мере обладает «Белпромимпэкс». При этом общий уровень издержек при выполнении ремонта погрузчика в среднем составляет 9 млн. рублей.
Доля различных видов затрат в составе отпускной цены представлена на рисунке 15.
Рисунок 24 – Структура отпускной цены на ремонтные услуги при выполнении ремонта погрузчиков
Очевидно, что значительную долю затрат составляет стоимость материальных затрат, состав которых представлен на рисунке 25.
Рисунок 25 – Динамика структуры материальных затрат на ремонтные услуги при выполнении ремонта погрузчиков
Львиную долю материальных затрат составляет именно доля покупных комплектующих, структура и динамика которых в составе себестоимости представлены на рисунке 26.
Рисунок 26 – Удельный вес комплектующих в составе себестоимости при выполнении ремонта погрузчиков
При этом необходимо отметить стабильный рост цен на подобные изделия и материалы (в соответствии с рисунком 27).
Рисунок 27 - Динамика темпов роста стоимости покупных изделий, комплектующих, необходимых при выполнении ремонта погрузчиков
Данный рост обусловлен инфляцией, а также постепенным увеличением курса иностранной валюты, применяемой при расчетах с зарубежными поставщиками.
При этом динамика выручки, себестоимости, прибыли при выполнении ремонта погрузчиков за указанный период обладала положительной тенденцией.
Рисунок 28 - Динамика выручки, себестоимости, прибыли при выполнении ремонта погрузчиков.
4. Анализ цен и услуг конкурентов.
На рынке ремонта погрузчиков существует множество предприятий, предлагающих ремонт погрузчиков (в соответствии с рисунком 29).
Рисунок 29 – Доля РУП «БелПромИмпэкс» на рынке ремонта погрузчиков, %.
Аналогичные услуги представляет своим потребителям различные предприятия, однако доля РУП «БелПромИмпэкс» на данном рынке составляет 80 %, что определяет незначительность влияния конкурентов при формировании цен на рынке погрузчиков.
5. Выбор метода ценообразования.
Предприятием используется затратный метод формирования цены, позволяющий учитывать и рационально включать в себестоимость косвенные затраты .
6. Расчет исходной цены, учет дополнительных факторов, установление окончательной цены.
Процесс оказания услуг по ремонту состоит из нескольких последовательных изложенных ниже стадий, в процессе которых образуются различные документы, необходимые при формировании договорной цены:
1. Предварительная договоренность (в устной форме (по звонку)).
2. Предварительная оценка стоимости ремонта мастером или начальником участка.
3. Заключение договора между предприятием и заказчиком, оформление протокола согласования цены (приложение Б , В).
4. Открытие мастером заказа в оперативном учете.
5. Определение начальником участка или слесарем необходимых комплектующих и запасных частей для выполнения ремонта, что отражается в заказе.
6. Оформление накладной и получение соответствующих комплектующих и запасных частей на складе.
7. Непосредственное выполнение ремонта с последующим оформлением акта выполненных работ (приложение Г).
8. Закрытие мастером заказа в оперативном учете.
9. Определение окончательной стоимости выполнения ремонта экономистом, составление калькуляции (приложением Д) .
10. Клиенту предъявляется на оплату составленная счет-фактура (приложение Е) вместе с актом выполненных работ.
11. После оплаты выполненного ремонта, клиенту выписывается накладная на получение объекта ремонта.
Отпускных цены на оказываемые услуги по ремонтам формируются с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости ,налогов и прибыли. Стоимость материалов ,запасных частей ,узлов и агрегатов, фурнитуры, используемых при оказании ремонтов включаются в стоимость ремонтных работ. Рентабельность при формировании данных цен исчисляется как отношение прибыли к себестоимости ремонта без учета стоимости материалов ,запасных частей ,узлов и агрегатов. Документы, являющиеся в РУП «БелПромИмпэкс» основой для составления калькуляции (приложение 6): справка по трудозатратам, подписанная мастером (начальником участка); перечень материалов и запчастей, использованных для ремонта (приложение 7).
Отпускные цены на изготавливаемую продукцию формируются с учетом конъюнктуры рынка и затрат на изготовление. Затраты, включаются в себестоимость изготавливаемых изделий в соответствии с учетной политикой. При этом базой распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов является заработная плата персонала.
Исходя из изложенного выше материала можно сделать вывод о том , что процесс формирования договорных цен является отработанным этапом оказания ремонтных услуг. Однако существует резерв для совершенствования на некоторых его стадиях по одному из следующих направлений:
- совершенствование процесса планирования и прогнозирования, совершенствование организации и управления производством, улучшение организации труда;
- улучшения материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов, поиск более доступных и качественных источников поставки комплектующих, создание собственного производства по выпуску необходимых комплектующих;.
- поиск возможных альтернатив увеличения объема реализации, выход на новые рынки;
- совершенствование производственного процесса, обновление и модернизация основных средств;
- совершенствование системы оплаты труда;
- сокращение административно-управленческих расходов, сокращение транспортных расходов, ликвидация излишних затрат и потерь.