Производственные связи порта
В своей повседневной деятельности морской порт вступает в производственные связи с рядом организаций транспорта и других министерств и ведомств. Взаимоотношения морских портов с пароходствами, транспортными предприятиями и грузовладельцами, определяются договорами перевозок грузов и соответствующими документами, регламентирующими эти отношения.
Взаимоотношения морских портов с пароходствами регламентируются основными документами:
- Договорами о взаимоотношениях и взаимной ответственности пароходств и портов по подаче, обработке и обслуживанию транспортных судов;
- графиками подачи судов в порты;
- нормами обработки сухогрузных и наливных судов в морских портах и портовых пунктах в оптимальном режиме на основе непрерывного плана-графика работы порта, а также другими положениями и инструкциями, утвержденными правительством.
В соответствии с указанными документами пароходства обязаны обеспечивать подачу судов в порт в установленные сроки и с запланированной загрузкой, а порты должны принимать эти суда и обрабатывать их в установленные сроки. Порты и пароходства несут взаимную ответственность за соблюдение указанных положений.
Взаимоотношения порта с железнодорожной станцией регулируются Уставом железных дорог, Положением о планировании перевозок экспортных и импортных грузов железнодорожным транспортом, условиями приема и сдачи экспортных и импортных грузов на железнодорожных станциях и в морских портах, тарифными руководствами, а также узловым соглашением — договором, заключенным между портом и управлением железной дороги по территориальному расположению порта.
Узловое соглашение предусматривает:
- совместное сменно-суточное планирование подачи и обработки судов и железнодорожных вагонов в условиях работы по непрерывному плану-графику работы транспортного узла;
- порядок и время подачи-уборки вагонов под загрузку, и разгрузку, периоды подач;
- наименование фронтов подачи вагонов и количество их в одну подачу по каждому фронту;
- время на обработку одного вагона и подачи в целом при одной и сдвоенной операции;
- порядок учета вагонов;
- взаимная информация, ответственность и порядок расчетов за невыполнение сроков обработки вагонов.
Взаимоотношения портов и речных пароходств (портов, где обрабатываются речные суда). Регулирующими документами являются тарифные руководства, нормы обработки речных судов, узловое соглашение, заключаемое между портом и речным пароходством.
Порты, обрабатывающие экспортно-импортные грузы, имеют производственные связи с местными конторами Министерства внешней торговли и других внешне торговых организаций. Основой взаимоотношений морского порта с ними служит Генеральное соглашение — договор, заключенный между портом и МВТ.
С клиентурой морского порта, автотранспортными предприятиями, агентскими представительствами порт устанавливает отношения на основе местных договоров, заключаемых сроком на год и устанавливающих обязанности и ответственность сторон в решении вопросов производственного характера.
К обработке судов в портах прямое отношение имеют контрольно-пропускной пункт, иммиграционные власти, таможня, ветеринарно-карантинный пограничный пункт и агентство «Инфлот», а также Государственная хлебная инспекция, санитарно-карантинная инспекция, Государственная служба по карантину растений, Инспекция по качеству экспортно-импортных товаров, Торгово-промышленная палата, пожарная инспекция и т. д. Права и обязанности, названных организаций определяются их уставами, а взаимоотношения с портами — специальными правилами, положениями и инструкциями. Производственная деятельность порта находится в зависимости от этих учреждений и организаций. Порт, например, не может приступить к обработке судна, прибывшего из-за границы, без предварительного выполнения на нем пограничных и таможенных формальностей и т. п.
Перед началом работ порт должен информировать соответствующие организации и согласовывать порядок работ.
ГРУЗООБОРОТ ПОРТА
Под экономическим грузооборотом понимают количество тонн груза, погруженного и выгруженного в порту с судов, включая перегрузку на рейде, за определенное время (сутки, месяц, квартал, год) независимо от того, чьими силами и средствами произведена эта перегрузка.
Перевалочным грузооборотом или грузопереработкой называют количество груза, перегруженного только силами и средствами порта, привлеченной рабочей силой и арендованными средствами за определенное время (сутки, месяц, квартал, год).
И экономический грузооборот, и грузопереработка характеризуются объемом, структурой и ритмичностью. Объем экономического грузооборота выражается в физических тоннах.
Физической называют тонну груза, которая в процессе перегрузки пересекла линию причала только один раз. К физическим, относят также тонны груза, перегруженные на рейде по варианту судно - судно, если они вторично не перегружались у причала.
Объем грузопереработки выражается в физических тоннах и тонно-операциях.
Тонно-операцией называют законченное перемещение одной тонны груза с одного транспортного средства на другое (с судна в вагон, автомашину или обратно, с судна на судно) и с одного, склада на другой. Перемещения груза в пределах одного склада к тонно-операциям не относят.
Объем экономического грузооборота учитывают по грузовым документам (коносаментам, погрузочным ордерам), объем перевалочного грузооборота - по нарядам-заданиям портовым рабочим на перегрузку груза. Экономический грузооборот по объему может не совпадать с грузопереработкой, выраженной в физических тоннах. Он может быть больше грузопереработки в тех случаях, когда на территории порта есть организации, производящие загрузку и разгрузку судов своими силами и средствами. Например, нефтебаза, которая своими силами и средствами грузит нефтеналивные суда. В некоторых случаях грузопереработка в физических тоннах может быть больше экономического грузооборота. Например, порт грузит на суда грузы, бункерное топливо, не оформляемые грузовыми документами.
Перевалочный грузооборот или грузопереработка в физических тоннах - основной показатель производственной деятельности порта. Объем грузопереработки составляет производственный план порта.
Объем экономического и перевалочного грузооборотов данного порта определяет величина входящих и исходящих грузопотоков через данный порт. В свою очередь, величина грузопотоков зависит от объемов производства и потребления районов, тяготеющих к порту. Основой плана грузопереработки является план перевозок, для выполнения которого могут разрабатываться мероприятия по развитию производственных мощностей портов.
Величина грузооборота не дает полной характеристики экономического значения порта. Для характеристики порта необходимо знать и структуру грузооборота, под которой понимают соотношение прибытия и отправления грузов, распределение груза по видам плавания и его номенклатуре. С точки зрения организации работы порта наиболее благоприятным условием следует считать случай, когда количество грузов, прибывающих в порт морем, по объему и трудоемкости будет равно количеству грузов, отправляемых из порта морским путем. В таком случае создается возможность координации работы морского транспорта со смежными видами транспорта. При односторонних грузопотоках возникает трудность в подаче порожних транспортных средств под загрузку, поэтому необходимо создавать в порту складские емкости для накопления грузов. Кроме того, требуется дополнительная перевалка грузов внутри порта, что приводит к увеличению себестоимости перегрузки.
По видам плавания грузооборот распределяется на заграничное (экспорт и импорт), большой и малый каботаж. Под заграничным плаванием понимают перевозку грузов между российскими и иностранными портами. Экспорт - это вывоз грузов из российских портов в иностранные, импорт - ввоз грузов из иностранных портов в российские. Большой каботаж - это перевозка грузов между российскими портами, расположенными в разных бассейнах. Малый каботаж - это перевозка грузов между российскими портами, расположенными в одном бассейне.
На работу порта большое влияние оказывает равномерность поступления грузов - ритмичность, т. е. распределение грузооборота по месяцам года. Как правило, грузы поступают в порт неравномерно, и это создает определенные трудности в организации работы порта в целом и в частности, загрузке рабочей силы, оборудования и складов. Неравномерность поступления грузов в порт вызывается климатическими условиями порта (замерзаемость), сезонностью грузопотоков (перевозка продуктов сельского хозяйства), политическими факторами (забастовки в иностранных портах, война и т. д.), условиями запродажи грузов (при болыпих закупках товаров и коротких сроках их вывоза).
Степень неравномерности грузооборота характеризуется коэффициентом месячной неравномерности
(1)
Где: . - максимальный месячный грузооборот, т;
g - среднемесячный грузооборот, т.
Среднемесячный грузооборот
Q = Q/l2, (2)
Где: Q — годовой грузооборот, т.
Как экономический, так и перевалочный грузооборот является основным показателем, характеризующим порт.