SWOT-анализ и формирование на его основе стратегии бизнеса
При выработке стратегических и тактических решений необходимо отчетливо представлять, какие угрозы могут встретиться на пути достижения поставленных целей и какие возможности существуют в настоящее время или могут открыться в будущем.
Необходимо проанализировать сильные и слабые стороны бизнеса, поскольку слабые стороны могут сделать бизнес уязвимым при возникновении угроз, а сильные стороны можно использовать для более эффективного достижения поставленных целей.
В этом смысле значительную помощь при выработке стратегических и тактических решений может оказать SWOT-анализ. Его название образовано первыми буквами английских слов, означающих в переводе силу, слабость, возможности и угрозы. SWOT-анализ позволяет систематизировать ожидаемые угрозы и возможности и предусмотреть влияние, которое они могут оказать на слабые и сильные стороны бизнеса. С его помощью можно понять, в какой степени удастся использовать ожидаемые возможности и как в связи с этим целесообразнее построить стратегию развития предприятия. При формировании стратегии не менее важно учесть и действия, направленные на предотвращение ожидаемых угроз.
При проведении SWOT-анализа предполагается следующая последовательность действий.
Формируется перечень ожидаемых угроз и перечень ожидаемых возможностей, перечни слабых и сильных сторон организации. Для более наглядного представления полученной информации может быть использована так называемая матрица SWOT – матрица сочетаний слабых и сильных сторон организации с возможностями и ожидаемыми угрозами (см. табл. 1).
Таблица 1. – Матрица SWOT
Стороны | Возможности | Угрозы | ||||
В1 | В2 | В3 | У1 | У2 | У3 | |
Сильные С1 С2 С3 | ||||||
Слабые Сл1 Сл2 Сл3 |
На пересечении строк и столбцов этой матрицы указываются установленные в процессе SWOT-анализа сочетания угроз со слабыми и сильными сторонами организации, а также возможностей со слабыми и сильными сторонами организации. Наиболее важные их сочетания должны быть приняты во внимание при принятии управленческих решений.
На практике бывает сложно определить, какие сильные и слабые стороны есть у бизнеса, а также какие угрозы и возможности имеются во внешней среде. Проблема заключается в многоаспектности, комплексности бизнеса. На помощь может прийти составленная ранее бизнес-модель. Её SWOT-анализ может проводиться как в целом, так и по каждому структурному блоку в отдельности, поскольку слабость в одном структурном блоке может повлиять на один или несколько других блоков или на всю модель в целом.
Сам по себе SWOT-анализ не дает конкретного направления для дискуссии и определения, какие именно организационные аспекты стоит проанализировать. Однако в сочетании с шаблоном бизнес-модели SWOT-анализ позволяет провести более целенаправленное рассмотрение и оценку бизнес-модели организации и её структурных блоков. С учетом этого, можно предложить ряд утверждений, каждое из которых следует оценить по 5-бальной шкале (0 – утверждение абсолютно не характерно для предприятия, 5 – утверждение абсолютно точно характеризует предприятие). Постарайтесь не просто выставить оценки, а подкрепить их разъяснением (Пример для парикмахерской: «Товары и услуги предприятия успешно дополняют друг друга» - оценка 5, поскольку парикмахерская удачно сочетает обслуживание клиентов с предложением им средств по уходу за волосами в действующем в зале ожидания торговом киоске).
Оценка ценностного предложения.
· Ценностное предложение предприятия хорошо соответствует нуждам потребителей
· Товары и услуги предприятия успешно дополняют друг друга
· Наши клиенты довольны, от них никто не слышал жалоб
Оценка издержек / прибыли.
· Чистая прибыль предприятия высокая
· Доходы предприятия предсказуемы
· У предприятия имеются регулярные потоки доходов и частые повторные покупки
· Потоки доходов предприятия разнообразны (т.е. не зависят от единственного источника поступления)
· Потоки доходов устойчивы
· Предприятие получает доход прежде, чем несет издержки (например, сначала поступает оплата, а затем – предприятие отгружает покупателю товар или оказывает услугу)
· Предприятие продает клиентам то, за что они действительно готовы платить
· Механизм ценообразования ориентируется на готовность клиентов платить
· Издержки предприятия предсказуемы
· Структура издержек соответствует бизнес-модели
· Предприятие получает выгоду за счет экономии на масштабе (чем выше объемы производства и реализации, тем больше прибыль и выше рентабельность)
Оценка инфраструктуры.
· Конкурентам сложно скопировать (получить каким-либо образом) ключевые ресурсы предприятия
· Потребности в ресурсах предсказуемы
· Основную деятельность предприятия трудно повторить
· Качество исполнения очень высокое
· Предприятие легко налаживает отношения и работает с партнерами
Оценка отношений с клиентами
· Предприятие постоянно приобретает новых клиентов
· Уровень оттока клиентов низкий
· Клиентская база хорошо сегментирована
· У каналов сбыта предприятия большой охват потребителей
· Каналы сбыта предприятия легко доступны потребителям
· У предприятия существуют прочные связи с клиентами
· Клиентам невыгодно уходить к конкурентам
Этот список вопросов поможет вам задуматься над сильными и слабыми сторонами бизнеса, но это не значит, что его можно признать исчерпывающим: если у анализируемого бизнеса есть какие-либо иные характеристики, дополните ими ваш анализ:
· _____________________________
· _____________________________
Угрозы и возможности оцениваются по пятибалльной шкале: от 1 (минимум) до 5 (максимум).
Угрозы для ценностного предложения:
· Доступны ли заменители – другие товары и услуги?
· Могут ли конкуренты предложить лучшие цены?
· Есть ли у конкурентов какие-либо иные (помимо цен) преимущества?
Угрозы для сферы издержек и доходов:
· Угрожают ли прибылям предприятия конкуренты?
· Угрожают ли прибылям предприятия новые технологии?
· Не слишком ли предприятие опирается на какой-то один или несколько потоков дохода?
· Какие из потоков дохода могут исчезнуть в будущем?
· Какие из издержек могут стать непредсказуемыми?
· Какие из издержек могут начать расти быстрее соответствующих доходов?
Угрозы в сфере инфраструктуры:
· Сможет ли предприятие справиться с перебоями в поставках определенного вида ключевых ресурсов?
· Угрожает ли что-либо качеству используемых предприятием ресурсов?
· Какие из ключевых видов деятельности могут быть подорваны?
· Угрожает ли что-либо деятельности предприятия?
· Может ли предприятие потерять кого-то из партнеров?
· Могут ли партнеры предприятия объединиться с конкурентами или сами стать конкурентами предприятия?
· Не зависит ли предприятие слишком сильно от кого-то из партнеров?
Угрозы в клиентской сфере:
· Можно ли ждать в ближайшем будущем насыщения рынка, на котором действует предприятие?
· Угрожают ли конкуренты доле рынка предприятия?
· Насколько реален уход клиентов к конкурентам?
· Какими темпами будет расти конкуренция на рынке, где действует предприятие?
· Угрожают ли конкуренты каналам сбыта предприятия?
· Могут ли каналы сбыта предприятия стать неподходящими для клиентов?
· Есть ли угроза разрушения взаимоотношений с клиентами?
Возможности ценностного предложения:
· Может ли предприятие создать дополнительные потоки доходов, превратив товары в услуги?
· Может ли предприятие добиться лучшей интеграции своих товаров или услуг?
· Какие дополнительные запросы потребителей может удовлетворить предприятие?
· Как можно дополнить или расширить ценностное предложение предприятия?
· Что ещё может сделать предприятие для своих клиентов?
Возможности издержек/доходов?
· Можно ли заменить однократное поступление доходов от сделки повторным?
· За что ещё клиенты готовы платить?
· Если у предприятия возможности для перекрестных продаж между партнерами?
· Может ли предприятие увеличить цены?
· Где возможно снижение расходов?
Возможности инфраструктуры:
· Может ли предприятие использовать более дешевые ресурсы с тем же результатом?
· Какие ключевые ресурсы предприятию лучше получать от партнеров?
· Какие из ключевых ресурсов предприятие использует недостаточно?
· Есть ли у предприятия интеллектуальная собственность, которая может представлять интерес для других?
· Можно ли стандартизировать какие-то из ключевых видов деятельности?
· Есть ли у предприятия возможности для привлечения ресурсов со стороны?
· Поможет ли более тесная связь предприятия с партнерами лучше вести его основную деятельность?
· Есть ли у предприятия с партнерами возможности для перекрестных продаж?
· Могут ли партнеры дополнить ценностное предложение предприятия?
Возможности клиентской сферы:
· Может ли предприятие извлечь пользу из растущего (сокращающегося) рынка? Как?
· Может ли предприятие обслуживать новые потребительские сегменты?
· Может ли предприятие улучшить обслуживание, разделив клиентскую базу на отдельные сегменты?
· Может ли предприятие улучшить эффективность или экономичность каналов?
· Может ли предприятие найти новые каналы через партнеров?
· Может ли предприятие увеличить доход, связываясь с клиентами напрямую?
· Может ли предприятие добиться лучшего соответствия каналов сбыта потребительским сегментам?
· Может ли предприятие повысить стоимость переключения с производимого им продукта?
· Может ли предприятие выявить и расстаться с невыгодными клиентами? Если нет, то почему?
· Нужно ли предприятию автоматизировать некоторые взаимоотношения с клиентами?
Что-то ещё?
· _____________________________
· _____________________________
· _____________________________
· _____________________________
Теперь, когда вы определили сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, необходимо рассмотреть взаимодействие сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами (там, где такое взаимодействие есть или возможно).
Сильные стороны, позволяющие реализовывать возможности и избегать угроз (минимизировать их влияние), необходимо максимально использовать и усиливать.
Слабые стороны, препятствующие реализации возможностей и усиливающие влияние угроз – необходимо устранять (либо ослаблять их влияние на бизнес).
Результатом проведения SWOT-анализа является стратегия развития (работы) предприятия, а также комплекс мероприятий, которые предприятие должно реализовать для использования возможностей рынка и минимизации угроз, чтобы реализовать свой потенциал в полной мере.
Более четкому представлению о наиболее важных угрозах и возможностях для организации может способствовать использование специальных матриц, в которых отражается степень и вероятность их ожидаемого влияния на развитие организации (табл. 2, 3).
Таблица 2 – Матрица учета влияния возможностей
Вероятность | Влияние | ||
сильное | умеренное | слабое | |
высокая | |||
средняя | |||
низкая |
Таблица 3 – Матрица учета влияния угроз
Вероятность | Состояние | |||
разрушение | критическое | тяжелое | слабое | |
высокая | ||||
средняя |
Работа с этими таблицами сводится к разнесению по их ячейкам соответственно возможностей и угроз. Для того чтобы более отчетливо представить ситуации и тенденции их изменения, в которых придется функционировать организации в период действия разрабатываемых управленческих решений, целесообразно также оценить основные факторы, способные оказать существенное влияние на развитие организации.
SWOT-анализ должен предшествовать формированию стратегических и важных тактических управленческих решений. Его использование в практике выработки и принятия управленческих решений может существенно повысить эффективность управления организацией.