Совершенная конкуренция

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Экономика»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

Вариант № 8

Выполнил: студент Чавайло А. С.

Шифр: К13–ПОЖ(С)–178

Проверил: Пономарёв С. В.

Хабаровск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема №7 «Типы рыночных структур и формирование прибыли в условиях конкуренции»

2. Тема №12 «Макроэкономическое равновесие»

3. Тест

4. Задача №1

5. Задача №2

6. Список литературы

Тема №7 Типы рыночных структур и формирование прибыли в условиях конкуренции.

Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Роль конкуренции на рынке заключается в её способствовании установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения, а также достижению компромисса между продавцами и покупателями. Также важной особенностью конкуренции является то, что она поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает производителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установилась равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь тот продавец, который произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает для всего общества условия производства и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

Также одним из главных стимулов научно-технического прогресса и повышения эффективности производства является именно конкуренция, поэтому при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать больше капиталовложения на совершенствование техники.

Конкуренция существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

- количество продавцов и покупателей;

- характер продукции;

- условия входа/выхода на рынок;

- информация и мобильность.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Основной чертой конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы или стимулировании сбыта.

На совершенном конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют небольшой контроль над ценой продукции. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение и уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Таким образом, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка, а цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу товара как при большем, так и при меньшем объёме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 120 рублей за единицу товара, если у её 999 конкурентов продают идентичный продукт или точный заменитель по 110 рублей за штуку. Наоборот, вследствие того, что фирма А может продать столько, сколько она считает возможным по 110 рублей за одну единицу товара, нет причины назначать для неё какую-нибудь низкую цену, например, 98 рублей, потому что это вызвало бы уменьшение её прибылей.

Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать совершенно конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких существенных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Наши рекомендации