Рынок — это процесс купли-продажи товаров и услуг
Тема 3. Рыночная система: спрос и предложение
3.1. Рыночная система, трансакционные издержки
3.2. Спрос и закон спроса.
3.3.Предложение и закон предложения.
3.4. Равновесие спроса и предложения. Рыночная цена.
3.5. Государственное регулирование цен
3.6. Ценовая эластичность спроса
3.7. Перекрестная эластичность, эластичность по доходу, эластичность предложения
Рыночная система, трансакционные издержки
Рынок (market) представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности.
Рынок — это механизм соединения покупателей и продавцов.
Рынок — это процесс купли-продажи товаров и услуг.
Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией защитой прав собственности, заключением контракта и т д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. transaction— сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ.
Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.
В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.
Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него. Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовершенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться в процессе как личного, так и безличного контакта.
Основные формы рынков (рассматриваемые в данной теме):
-по способу установления цен: при личном контакте, при безличном контакте;
-по формированию цен: цены заранее установлены, цены складываются на рынке при купле-продаже;
-по объекту купли-продажи: рынок потребительских товаров и услуг, рынок ресурсов;
-по широте охвата территории: локальные, национальные, международные;
-по видам продаж: товарные рынки, денежные рынки.
Потребителина рынке являются главными действующими лицами, т.к. именно они свободно принимают решение о покупке товара, исходя из своего дохода и пользы товара (чем меньше цена и лучше качество, тем больше вероятности покупки). Среди потребителей выигрывают, те которые имеют наибольший доход.
Производителидействуют в интересах потребителей, т.к. чтобы продать товар потребителю, необходимо изучить спрос и поставить на рынок товар дешевле, качественнее и быстрее других производителей.
Производители конкурируют между собой за право лучшего удовлетворения потребностей потребителей и «свободны» выпускать только нужную обществу продукцию. Среди производителей выигрывают те, которые лучше других удовлетворяют потребности потребителей, производя продукцию лучшего качества и дешевле. В рыночной экономике никто никого не заставляет ни производить, ни покупать - только личная экономическая выгода. Такой механизм воздействия потребителей и производителей лучше всего удовлетворяет общество и решает все экономические проблемы.
Одна из главных проблем функционирования рынка — это проблема трансакционных издержек (transaction cost) — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов.
Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Политическая экономия XIX в. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XX в. не замечать их стало просто невозможно.
В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях экономическое благо будет передано другому лицу, то есть что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т. д. Сбор необходимых данных о правомочиях продавца входит в издержки поиска информации и ведения переговоров.
Полное право собственности обычно включает целый набор прав: владения, пользования, распоряжения, управления, право на доход, на капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход блага по наследству или завещанию, а также бессрочность, запрещение вредного использования, ответственность в виде взыскания и остаточный характер (классификация А. Оноре).
Значение трансакционных издержек для процесса обмена стало объектом широкого анализа после доказательства Р. Коузом его теоремы (1960). Удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены (специфицированы). Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности.
Однако и в развитом обществе проблема минимизации трансакционных издержек по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим совершенствованием юридических норм, так и (что более важно) с укреплением этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в обществе. Последнее направление, как считают многие современные исследователи, ведет к созданию мягкой инфраструктуры рынка и является наиболее эффективным и экономичным способом защиты интересов всех и каждого.
Спрос и закон спроса
Между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса (law of demand).Эта зависимость может быть изображена графически. Кривая спроса (demand curve) — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной оси (см. рис. 3—2). Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Xв определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:
QD = f (P),где QD — величина спроса (demand); Р — цена (price)
На ценовой спрос влияют эффект дохода и эффект замещения:
Эффект дохода- при снижении цены увеличивается покупательная способность потребителей и они на тот же доход могут купить больше товаров, что вызывает рост спроса.
Эффект замещения - при более низкой цене данный товар дешевеет против аналогичных товаров - заменителей, цены на которые не изменились например, мясо, колбаса, мясные консервы), что вызывает рост спроса на этот товар.
Следствие закона спроса — при росте спроса рыночная цена повышается, при снижении спроса рыночная цена падает.
Функция спроса (demand function) — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.Важнейшим из них являетсяцена на единицу блага в данный момент. Изменение спроса при изменении ценозначает движение по кривой спроса (см. рис. 3—3).
На спрос влияют не только цены, но и иные неценовые факторы. 1) изменение доходов потребителей (прямая связь), 2) изменение вкусов и предпочтений потребителей, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) изменение количества покупателей (прямая связь) и др. Спрос является функцией всех этих факторов:
QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),
где QD — спрос; Р — цена; I— доход; Z— вкусы; W— ожидания (waiting); Psub — цена на товары-субституты; Pcom— цена на комплементарные товары; N— количество покупателей; В— прочие факторы. Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо (увеличение спроса) или влево (уменьшение спроса, см. рис. 3—4).
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) приведет к повышению спроса, то естьсдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастатьбыстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качестватовара, его места вбюджете потребителя и ряда других свойств,которые будут выяснены позже Такая ситуация типична для большинстватоваров за исключением низкокачественных. Рост доходов населения переключает спрос потребителей на товары лучшего качества и более дорогие. При этом спрос на низкокачественные дешевые товары снижается, то есть кривая спроса на них перемещается из положения D в положение D1.
Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар если цена на него не изменилась, тогда он становится относительно дешевле товара-заменителя. Если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.Рост цен на красные гвоздики приведет к росту спроса на розовыегвоздики.
Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием этого будет падение спроса на лыжные крепления. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (см. рис. 3—5а). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения индивидуальных спросов Андреева и Борисова (см. рис. 3—5б).
На изменение спроса влияют и вкусы потребителей (мода, предпочтения). Чем больше растут вкусы потребителей, тем больше спрос на эти товары, даже если они весьма дороги.
Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 3—3). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 3—4).