Ценообразование и характеристики рынка
ВВЕДЕНИЕ
Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают реальное воздействие на движение материальных потоков, уровень доходности предприятия. Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, вопрос о ценах – это вопрос их существования и благополучия. Поэтому знание правил разумной ценовой стратегии и политики, этапов разработки цен, методов их установления – это вопрос финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия, средство достижения желаемых финансово-экономических результатов.
Цели и задачи курса – подготовить студентов к самостоятельной постановке и осмысленному решению задач в области ценообразования; расширить знания студентов о теоретических основах ценообразования; познакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования; привить студентам навыки решения прикладных задач в области ценообразования.
Требования к уровню освоения курса.В результате изучения курса студент:
должен знать:
– теоретические основы рыночного ценообразования;
– основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования;
– содержание основных методов ценообразования;
– характеристики ценообразования на различных рынках;
– закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования;
– опыт зарубежных и отечественных фирм в области ценообразования;
должен уметь:
– провести маркетинговые исследования рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение, выделить основные ценообразующие факторы;
– применить известные методы ценообразования;
– оценить эластичность спроса;
– обосновать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования;
– провести статистические и прогнозные исследования динамики цен;
– осуществить анализ безубыточности ценовых решений;
должен понимать:
– место курса в системе маркетинга, взаимосвязь ценообразования с другими инструментами механизма управления.
Ценообразование и характеристики рынка
Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он работает. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре типа рынка:
1) свободная конкуренция;
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополия;
4) монополия.
В области ценообразования на рынке свободной конкуренции:
– цены предложения равны ценам спроса на эти товары. В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияние на рыночное равновесие;
– отсутствуют барьеры для вступления в рынок, что ведет к росту общего предложения и падению цен;
– для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции характерна адаптивная политика цен, то есть политика приспособления к ценам, сложившимся на рынке;
– оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж.
В области ценообразования на рынке монополистической конкуренции:
– ценообразование осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар;
– продавцы вынуждены осуществлять маркетинговые исследования с целью позиционирования своего товара, определения уровня цен;
– продукция взаимозаменяема, поэтому спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов;
– при установлении цены учитывают в первую очередь реакцию покупателей, а не конкурентов.
Особенности ценообразования на рынке олигополии:
– необходимо учитывать государственное регулирование деятельности предприятий на рынке данного типа;
– стремление согласовать действия в области ценообразования с конкурентами;
– сговор между фирмами может носить законный характер, например, создание картеля, либо противозаконный характер, например, тайное сотрудничество;
– возможно установление цен на минимальном уровне с целью создать препятствие для появления на рынке новых конкурентов.
Особенности ценообразования на монополистическом рынке:
– фирма-монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает;
– цены на товары ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка;
– в связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность регулируется государством.
Тесты
1. Под монополистической конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой:
а) взаимодополняемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей;
б) взаимодополняемые товары производятся небольшим числом независимых друг от друга производителей;
в) взаимозаменяемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей;
г) все товары производятся в условиях конкуренции.
2. На рынке свободной конкуренции предприятие придерживается:
а) адаптивной политики цен;
б) политики приспособления к ведущим конкурентам;
в) маркетингового ценообразования;
г) политики доминирующего лидерства.
3. Продавцы придерживаются политики адаптивного ценообразования:
а) на олигопольном рынке;
б) рынке монополистической конкуренции;
в) рынке свободной конкуренции;
г) монопольном рынке.
4. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой:
а) в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия;
б) товар однороден, входные барьеры отсутствуют, имеется один продавец и много покупателей;
в) товар однороден, имеется много продавцов и один покупатель;
г) в отрасли один производитель и несколько покупателей, товар однороден.
5. Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, состоит в том, что:
а) имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;
б) конкурирующие фирмы продают дифференцированный товар, а не однородный;
в) в длительном периоде в условиях монополистической конкуренции фирмы получают экономическую прибыль;
г) конкурирующие фирмы продают уникальные товары.
6. В группу условий совершенной конкуренции входит условие:
а) имеется много продавцов и покупателей и каждый из них производит лишь малую долю всего объема этого товара;
б) товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателя;
в) информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна;
г) отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль для нового производителя и нет препятствия для выхода их из отрасли.
7. Поощрительное или сдерживающее воздействие цены на производство и потребление различных видов товаров обеспечивается:
а) учетно-измерительной функцией;
б) стимулирующей функцией;
в) регулирующей функцией;
г) распределительной функцией.
8. Функцией, показывающей, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции, является:
а) учетно-измерительная функция;
б) стимулирующая функция;
в) функция перелива капитала;
г) распределительная функция.
9. Для рынка монополистической конкуренции характерно:
а) ценообразование в полной зависимости от конкурентов;
б) ценообразование в соответствии с позиционированием товара;
в) чисто монопольное ценообразование;
г) соглашение по ценам.
10. Когда говорят, что конкурентная фирма является «ценополучателем», имеется в виду, что:
а) фирма получит максимальную прибыль, если снизит удельные затраты, а не цену;
б) фирма не имеет возможности воздействовать на уровень рыночных цен;
в) фирма будет корректировать объем выпуска, не контролируя уровень издержек производства;
г) рыночная цена продукта никак не влияет на решение фирмы о производстве.