Особенности организации транспортного и складского обслуживания производства
Задача транспортного хозяйства машиностроительного завода состоит в перемещении грузов (основного и вспомогательного материала, полуфабрикаты, готовая продукция, оборудование, инструменты и т.д.) в сроки и по маршрутам, обусловленным требованиями производственного процесса. Прн этом должная обеспечиваться наименьшая стоимость погруз очно-разгрузочных и транспортных операций. Кроме того, транспорт имеет важное организующее значение, обеспечивая риташчньш ход производственного процесса.
Из общего количества вспомогательных рабочих от 30 до 50% занято на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах. Удельный вес транспортно- складских затрат в себестоимости продукции составляет в среднем 3-8%.
Транспортные операции, связанные с подъемом и перемещением грузов, принадлежат к числу тяжелых и трудоемких, поэтому рациональная организация транспортного хозяйства должна предусматривать их широкую механизацию. Рациональная организация заводского транспорта способствует сокращению длительности производственного цикта ускорению оборачиваемости оборотных средств.
На крупных и средних машиностроительных заводах транспортным хозяйством руководит транспортный отдел, подчиненный заместителю директора завода, В подчинении транспортного отдела находится: транспортные цеха и др. службы.
Крупные заводы, применяющие все виды транспорта, имеют в своем составе специализированные цехи железнодорожного, автомобильного и безрельсового транспорта. Средние заводы организуют единый транспортный цех. Меткие заводы имеют в своем составе транспортный участок или пользуются услугами специализированных транспортных хозяйств.
Все транспортные работы на заводе осуществляются прн помощи трех видов транспорта: внешнего, межцехового и внутрицехового.
Внешний транспорт обеспечивает связь цехов завода, его сырьевых, топливных складов, складов ГП со станцией железной дороги, с пристанью, с другими предприятиями и складами поставщиков или потребителей.
Межцеховой транспорт осуществляет перемещения материалов, сырья, покупных изделий, полуфабрикатов со складов завода в кладовые цехов; деталей из цеха в цех; готовых изделий - нз цеха на екчад ГП.
Внутрицеховой (внутрискладской) транспорт предназначен для выполнения транспортных операций в пределах отдельных цехов или складов.
Внутрицеховой транспорт подразделяется на общецеховой (между участками или складами цеха) и межоперационный (связь отдельных рабочих мест).
Будем рассматривать межцеховой и внутрицеховой транспорт, т.е. внутризаводской транспорт.
Весь внутризаводской транспорт по видам подразделяется, на железнодорожный, безрельсовый и механнчесшш. Железнодорожный, как внутризаводской транспорт, применяется только на заводах тяжелого мапшностроения, где габариты изделий не позволяют использовать другой вид транспорта. Безрельсовый транспорт (автомобильный, тягачи, тракторы, самодвижущиеся и ручные тележки) применяются для межцеховых и внутрицеховых перевозок. Механический транспорт (подвесные пути, конвейеры, лифты, рольганги) применяются, в основном, для внутрицеховых перевозок.
В зависимости от режима работы различают транспортные средства непрерывного (например: конвейерные системы) и периодического действия (например: автомапшны, самоходные тележки и т.д.).
По направлению движения выделяют транспортные средства для горизонтального; вертикального (например: лифты, элеваторы) и смешанного перемещения грузов (краны и т.п.). По механизации и автоматизации транспортные средства классифицируют на автоматические, механизированные и ручные.
Важной задачей организации транспортного хозяйства является расчет потребного количества транспортных средств. Для этого требуется определить грузооборот завода и его грузопотоки. Грузопоток - -это количество грузов (в тоннах, штуках, кг. и т.д.), перемещаемых в определенном направлении или между данными пунктами за определенный период времени. Грузооборот — это общее количество грузов, перемещаемых на данном предприятии за определенный промежуток времени (час. сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот завода можно определить путем суммирования всех грузопотоков.
Для расчета грузопотоков и грузооборота предприятия необходимо предварительно установить виды перемещаемых грузов, пункты их отправления и доставки, расстояния перемещения, объем, частоту и регулярность перевозок.
Данные оформляются в виде шахматной maaiuifbi грузооборота и диаграммы (схемы) грузопотоков.
В шахматных таблицах по вертикали перечисляются все цехи и склады - отправители грузов, а по горизонтали - в том же порядке цехи и склады — получатели. Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величина отправления грузов. Сумма итогов граф и строк по всем цехам и складам определяет величину внутренних грузопотоков.
На основе планировки цехов и завода, а также шахматных таблиц строятся диаграммы (схемы) грузопотоков. На схеме указываются расстояния, направления грузопотоков, и их мощность и характер перевозимых грузов. Напряженность грузопотоков характеризуется на схеме шириной полосы, связывающей подразделения завода и вычерченной в определенном масштабе.
После определения грузооборота составляются схемы грузопотоков выбирают и рассчитывают транспортные средства.
Прн выборе транспортных средств учитывают следующие исходные данные: объем и характер перевозимых грузов, способ погрузки и разгрузки, режим перевозки, затраты на приобретение и эксплуатацию транспортного средства и т.д.
Прн расчете потребного количества транспортных средств предпочтение отдается тем средствам, использование которых обеспечивает наименьшую сумму приведенных затрат.
Количество транспортных средств определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортных средств.
Организация работы внутризаводского транспорта включает: расчет транспортных средств выбор системы планирования перевозок н выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
На машиностроительных предприятиях используются две основные системы планирования перевозок:
а) работа транспорта по стандартным расписаниям:
используется при стабильных н достаточно мощных грузопотоках, характерных для условий массового и серийного производства;
б) работа транспорта по заказам:
используется при эпизодической потребности в транспортных средствах, т.е. в условиях единичного или мелкосерийного производства.
При расчете по стандартным расписаниям предварительно выбираются наиболее рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспорта, определяется порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и разгрузки.
Различают следующие виды маршрутных перевозок: маятниковый, веерный, кольцевой.
Маятниковый вид перевозки заключается во взаимной транспортной связи двух пунктов между которыми постоянно обращаются закрепленные за данным маршрутом транспортные средства.
При выборе видов маршрутных перевозок необходимо обеспечить: 1) кратчайшие пути движения транспортных средств и грузов; 2) максимально приближающиеся к единице коэффициент пробега (отношение длины пробега транспортного средства с грузом к общей длине пробега); 3) рациональное использование грузоподъемности транспортных средств.
Наиболее эффективная форма—> кольцевые перевозки по твердому расписанию.
Планирование перевозок состоит из трех этапов: технико-экономическое планирования, календарного планирования и диспетчнровання.
Технико-экономическое тонирование заключается в составлении годовых или квартальных планов производственно-хозяйственной деятельности заводского транспорта. Эти планы содержат: грузооборот, потребное число транспортных средств, объем погрузочно-разгрузочных работ, штаты рабочих для эксплуатации и ремонта транспортных средств, фонды заработной платы и т.д. План составляется транспортным цехом совместно с ПЭО и утверждается директором завода.
Календарные таны состваляются на наиболее короткие сроки - от месяца до суток и смен. Сменно-суточные планы составляются для отдельных маршрутов с указанием рода грузов, пунктов их отправления и приема, времени начала и окончания перевозок.
Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдениме расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов и обеспечение их выполнения осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение внеплановых работ.
Основные направления совершенствования транспортного хозяйства: механизация и автоматизация транспортных операций, внедрение унифицированной тары, применение комплексной технологии и гранспортно-техно логических схем производственного процесса, внедрение прогрессивных форм организации и систем управления транспортным хозяйством.
Организация складского хозяйства
Склады машиностроительного предприятия являются важным звеном в его производственно структуре. От качества их работы в значительной степени зависит успешная работа предприятия по выполнению производственной программы.
Задача складского хозяйства - это организация нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, обеспечение их сохранности и максимальное сокращение затрат связанных с осуществлением складских операций.
Функции складского хозяйства: приемка и хранение материалов, подготовка их к выдаче в производство, выдача в производство в установленном порядке, организация учета движения запасов и их регулирование
Организация складского хозяйства включает: определение номенклатуры и типа складских помещений, рациональное их размещение на территории предприятия, проектирование строительство и оборудование складских помещений, определение порядка их работы.
По месту в процессе производства склады делятся на снабженческие, производственные и сбытовые.
Снабженческие склады питают производство исходными материалами, покупными полуфабрикатами и т.д.; подчиняются они отделу.
К производственным относятся сктады. предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и подчиненные производственно-техническому отделу: ЦИС подчиненный БИХ;
склад запчастей, подчиненный ОГМ.
Сбытовые склады подчиняются отделу маркетинга и хранят готовую продукцию, подлежащую реализации.
В зависимости от характера и номенклатуры хранимых материальных ценностей склады подразделяются вя. универсальные и специализированные .
В зависимости от сферы обслуживания—^обгцезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных) и цеховые (подчиненные начальникам цехов).
В зависимости от конструктивных особенностей—> закрытые (одно иди многоэтажные, каменные или деревянные, отапливаемые или не отапливаемые и т. д.): панузакрытые (навесы); открытые площадки (оборудованные и необорудованные).
Исходными данными при проектировании складских помещений являются данные о номенклатуре и количестве хранимых материальных ресурсов.
Основными показателями, характеризуюппглш складское помещение является размер общей площади склада, которая состоит из полезной, занятой непосредственно под хранимым материалом; оперативной, предназначенной для обеспечения нормальной работы склада (прнемо - сортировочные, отпускные, весовые площадки, проходы, проезды) и конструктивной, занимаемой лестшгчньгмн клетками, перегородками, колоннами, а также площади под бытовыми и служебными помещениями.
Расчет птощади склада производится двумя способами: по укрупненным нормативам или точными методами
Второй метод более точный используется при детальном проектировании (при выбранном оборудовании—> стеллажи, стойки и т.д.)
Совершенствование складского хозяйства заключается в улучшении условий хранения материальных ценностей и внедрении комплексной механизации и автоматизации складских операций.