Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений
Одно из основных условий повышения эффективности системы менеджмента – регулярный учет функционирования системы менеджмента по всем планам, программам, параметрам: количество, качество, затраты, исполнители, сроки, ресурсы, товары, стадии жизненного цикла и т.д.
Требования к учету:
1) Обеспечение полноты – по всем подсистемам менеджмента.
2) Учет показателей в динамике.
3) Системность.
4) Автоматизация.
5) Преемственность, перспективность.
6) Использование в стимулировании труда.
Контроль реализации управленческого решения классифицируют по признакам (если учет только количественных показателей, то контроль шире):
1) Стадии жизненного цикла (см. выше).
2) Объект контроля – предмет труда, средства труда, технология, организация, условия труда, труд, окружающая среда, документы, информация и т.д..
3) Стадия процесса – входной, операционный контроль, готовая продукция, транспортировка, хранение.
4) Исполнитель – менеджер, мастер, ОТК, инспекция, Госконтроль.
5) Брак – разрушение, восстановление.
6) Активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям).
7) Сплошной и выборочный.
8) Степень механизации – ручной, механизированный, автоматизированный.
9) Время контроля – предварительный, текущий, заключительный.
10) Способ получения информации – статистический, регистрационный, расчетно-аналитический.
11) Непрерывный, периодический.
Во-первых, может проводиться контроль количественных параметров и качественных требований, документов и других предметов труда; во-вторых, он может осуществляться в различные периоды времени. Контроль осуществляется по всем подсистемам менеджмента. Нормативы контроля устанавливаются на стадии планирования.
Функции мотивации в реализации управленческих решений.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.
Первый метод – «кнута и пряника».
Существуют матрицы потребностей по признакам и их характеристикам.
Например:
1.Место в иерархии потребностей.
1.1.Низшие (первичные) потребности.
1.1.1.Физиология (голод, жажда, жилье).
1.1.2.Безопасность, защищенность.
1.2.Высшие (вторичные) потребности.
1.2.1.Социальные (соц.группа, уважение, признание).
1.2.2.Духовные.
1.2.3.Самовыражение, актуализация, реализация, реализация творческих способностей.
Рис.3.4 Упрощенная модель мотивация
Рис.3.5.Содержание теории мотивации по Абрахаму Маслоу
Социальные:
1) Давайте сотрудниками такую работу, которая позволяет общаться.
2) Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3) Не разрушайте неформальные группы, если от них нет ущерба.
4) Создавайте условия для социальной активность вне ее рамок.
Потребности уважения:
1 ) Более содержательная работа.
2) Положительная обратная связь с достигнутыми результатами.
3) Хвалите и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
4) Привлекайте к формулированию целей, выработке решений.
5) Делегируйте дополнительные права и полномочья.
6) Продвигайте по служебной лестнице
Самовыражение:
1) Обеспечивайте подчиненным возможности обучения и развития для полного использования их потенциала.
2) С ложная и важная работа, требующая полной отдачи.
3) Поощрять и развивать у подчиненных творческие способности. Находят применение теории мотивации Мак Клелланда, Герцбергера.
Стимулирование потребностей - распространение образцов товаров среди потребителей бесплатно, или на «пробу» по принципу «в каждую дыру» и т.д.;
- упаковка по льготной цене (зубная щетка и бесплатная паста и т.п.);
- премии, товар по низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара и т.д.;
Стимулирование сферы торговли - товары бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру и т.д.
Стимулирование торгового персонала – премии, конкурсы, путевки и т.п.
Контрольные вопросы
Тема З
1. Из каких этапов состоит процесс разработки управленческого
решения?
2. Технология разработки и принятия управленческого решения.
3. Классификация информации.
4. Основные методы экономико-математического моделирования, их достоинства и недостатки.
5. В форме каких документов оформляются управленческие решения?
6. Основные требования к оформлению документов.
7. Роль стандартизации в повышении качества документов.
8. Структура системы контроля реализации управленческого решения.
9. Роль мотивации в повышении эффективности управленческого
решения.